Моя малая Родина, мой родной город
Здесь представлена работа в номинации «История моей малой родины» конкурса «Наследие предков – молодым» 2021 гг. Автор – Ангелина Тюрина. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie.
Введение
Лискинская земля... Живут здесь потомственные земледельцы и животноводы, речники и железнодорожники, строители и связисты, педагоги и медики. Богата событиями и героями многовековая история нашего города с милым и звучным названием Лиски, расположенного на левом берегу великого Дона. По мнению местных краеведов, городскому поселению более 300 лет.
История
Первые упоминания, касающиеся территории современного Лискинского района, относятся к IV-III веку до н.э. Регион постоянно подвергался набегам кочевников, грабивших поселения и уводивших в плен местных жителей.
Во времена царствования Ивана Грозного набеги крымских татар стали столь интенсивными, что доходили до самой Москвы. Для наблюдения за передвижениями кочевников в 1571 году у Богатого затона (Богатое озеро) на территории современного г. Лиски был установлен сторожевой пост, действовавший в летнее время. С 1614 года Богатый затон стал воронежским промысловым угодьем.
В 1784 году в слободе была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы (после ряда перестроек функционирует в Лисках и сейчас, являясь ценным архитектурным памятником, находится под охраной государства). После чего слобода стала именоваться Покровкой.
В 1787 году слобода еще раз изменила свое название и стала Новой Покровкой. Так как в пяти километрах выше по левобережью Дона уже имелось старинное русское село с таким названием, то различать их стали как Новую и Старую Покровки.
Заметные перемены в жизни Новой Покровки произошли в 1870 году, когда началось строительство железной дороги Москва-Ростов. Рассказывают, что по проекту этой магистрали на сотой версте от Воронежа предполагалось строительство станции на правой стороне Дона, в черте села Лиски. Но когда строители попытались было начать сооружение, выяснилось, что рельеф совершенно не пригоден для строительства станции. Спешно было принято решение возводить станционные объекты на левой стороне Дона, в черте села Новая Покровка. Вот и построили станцию, а название ее оставили то, которое значилось по проекту – Лиски. Произошло это 27 декабря 1870 года (8 января 1871 года по новому стилю). Таким вот образом, логике вопреки, село Острогожского уезда Лиски «перекинуло» свое имя на левый берег Дона и прижилось на территории Бобровского уезда. Со временем новопокровцы стали называться лискинцами, а настоящих, правобережных лискинцев почему-то «окрестили» лисянцами.
В 1871 году построен железнодорожный мост через реку Дон. Наиболее быстрое развитие станция получила с 1985 года, когда была построена железная дорога Харьков-Балашов и станция стала узловой.
В первые годы эксплуатации дороги на пассажирских перевозках использовались американские и немецкие локомотивы системы Зиля и Гартмана. С начала двадцатого столетия появились «русалочки» – паровозы петербургского завода «Русское общество». Пассажирские поезда составлялись из 6-7 вагонов 1-3 класса. Были вагоны и 4 класса – они ходили в товарно-пассажирских поездах. Билеты в таком вагоне были самыми дешевыми (в народе такие вагоны назывались «дешевкой»). Если обычный пассажирский поезд от Лисок до Ростова шел 3-4 суток, то в «дешевке» до Ростова можно было добраться за 8-9 суток и более.
В 1878 году на Дону, вблизи железнодорожной станции Лиски, был организован водомерный пост, вот некоторые данные из наблюдений:
- самый высокий пик весеннего половодья наблюдался 11 апреля 1888 года 992 см (12 апреля 1970 года был пик 948см).
- самое раннее наступление ледостава зафиксировано 28 октября 1912 года, самое позднее 20 января 1961 года.
За время наблюдения отмечались и зимние паводки в декабре 1952 г. Ему предшествовало выпадение снега и образование на реке ледяного покрова мощностью 25-30 см. Затем резкая оттепель и обильные дожди привели к тому, что массы воды устремились в Дон, и уровень совсем по-весеннему разлившейся воды приблизился к 7 метрам. И снова грянули морозы, лед сковал воду, вышедшею из берегов, и когда она возвратилась в свое русло, создалось редкое и любопытное явление – в прибрежных лесах на высоте нескольких метров от земли образовался сплошной потолок из ледяного панциря, под которым совершенно свободно можно было гулять.
В 1911 году в слободе Новая Покровка и поселке при станции Лиски открылся кинотеатр. Располагался он в начале современной улицы Коммунистической. Посещение кинотеатра разрешалось лицам, имеющим в слободе и поселке высокое общественное положение. Первый кинотеатр существовал недолго. В 1912 году взамен его открылся более вместительный на 300 мест, хозяином его был купец Лисицин.
Накануне 1917 года слобода Нижняя Покровка выглядела так: население 7115 человек. Было три школы: железнодорожная, сельская и церковно-приходская; 2 церкви – Покровская и военная в полку; 6 трактиров (наиболее известны «Свидания друзей» и «Общество трезвости»); 1 кинотеатр; 1 библиотека; 1 столовая; 2 гостиницы («Пекин» и «Сан-Ремо»); два сада для гуляний (полковой куда вход солдатам был запрещен и сад мещанина Луценко с платным входом); 4 бани; 3 парикмахерских; 1 «приемный покой» (больница для железнодорожников; 1 «пьяный» базар; магазин по продаже колониальных товаров; 3 лесоторговых склада. Каждый год проводилось две ярмарки. Транспорт – частные извозчики. Промышленность слободы составляли: железнодорожная станция и паровозное депо, паровая мельница купца Лисицина, пиворазливочные заводы купцов Калинкина и Гаршина. Самыми богатыми людьми слободы были Шурупов, Лисицин, Сироткин, Ерошенко, Шокин, Устинов.
Слобода Новопокровская, как и сотни других российских сел и деревень, не имела нумерации домов, да и самих улиц в привычном для нас понимании слова. В апреле 1918 года в слободе появилась первая улица – имени Урицкого, тянувшаяся вдоль железнодорожных путей. На одноэтажных домиках вдоль улицы появились номерные знаки. Вскоре перпендикулярно к железнодорожному полотну почти на 3 км вдоль озера вытянулась новая улица (Большая Донецкая). Основное, жилищное развитие города началось в послевоенные годы. На многочисленных пустырях начали формироваться полтора десятка новых улиц.
С тех пор улицы нашего города получили десятки, а теперь уже и сотни новых самых разных имен. Все они словно вехи на большом жизненном пути нашего города, отражающие свою эпоху, своих героев. Радует, что Малая Родина не забывает, а увековечивает в названиях улиц имена земляков, героев нынешнего времени – генерала Армии Анатолия Ивановича Грибкова, а также погибших в «горячих точках» Василия Буракова, Алексея Науменко, Евгения Сизенко, Олега Романова….
Военные годы
Во время гражданской войны под Лисками происходили ожесточенные бои войск Красной Армии с белогвардейцами, станция не раз переходила из рук в руки. 30 октября 1919 года Лиски были окончательно освобождены от врага. В 1928 году село Новопокровское и поселок при станции Лиски были объединены в и утверждены рабочим поселком с названием Свобода. В 1937 году поселок был преобразован в город. Однако название города Свобода не прижилось, поскольку станция продолжала носить название Лиски. Причем, его жители свой почтовый адрес писали так: Воронежская область, станция Лиски, город Свобода. Получалось вроде бы так, что город в составе пристанционного поселка. В 1943 году городу Свобода вернули название Лиски.
С первых дней Великой Отечественной войны в Воронежской области было объявлено военное положение. Уже на пятый день в ряды ополченцев вступили 1283 лискинца. Среди них были мужчины призывного возраста, добровольцы подростки, девушки и старики.
В период с июля 1942 по январь 1943 года фронт вплотную придвинулся к Лискам, фашисты заняли правый берег Дона напротив города, обстреливали город и железнодорожный узел. Особое значение придавали захвату железнодорожного моста через Дон, паромной переправы и станции.
В память о тех страшных днях в городе Лиски создан мемориал "Аллея славы". В 1942-1943 гг. на этом месте находилось центральное братское захоронение воинское кладбище № 1, на нем было захоронено более 450 солдат. Затем на месте этого захоронения в марте 1948 г. был установлен обелиск воинам. В 2001 г. он был заменен на скульптурную группу – 16 героев Лискинской земли.
В 50-е годы в состав города вошло пригородное село Песковатка.
В 1965 году название Георгиу-Деж было присвоено нашему городу в память румынского государственного деятеля, первого Председателя Государственного Совета Румынии. Переименование произошло без учета мнения жителей.
Именно после получения названия Георгиу-Деж город стал интенсивно развиваться:
- Построено всем известное здание клуба железнодорожников.
- В 1968 году введён в строй сахарный завод, ставший одним из самых крупных предприятий пищевой промышленности на территории РСФСР. Сейчас предприятие называется ОАО «Лиски–Сахар» и входит в пятерку лучших родственных предприятий России. За сезон предприятие получает в среднем до 60 тон готовой продукции. Это 45 процентов от производства сахара в Воронежской области.
- В восточной части города в 1947 году были созданы небольшие механические мастерские. С 1962 года предприятие привычное название – завод монтажных заготовок и металлоконструкций. Развивается производство магистральных трубопроводов, отопительных котлов и автоматических котельных. В 2005 году завод приступил к выпуску крупногабаритных цельнотянутых отводов без применения сварки.
- Лискинский песчаный карьер. В 1959 году начался выпуск силикатных блоков.
- Транспорт. Первое автобусное сообщение в Лисках появилось в июле 1953 года. Два автобуса курсировали по маршруту Дом Советов - Песковатка.
- В июне 1968 года Лискинская пристань преобразована в речной порт.
25 января 1991 после длительной дискуссии на страницах газет и по радио, после опросов, голосования, городу вернули историческое название –Лиски.
Наш город – наша любовь и гордость. С каждым годом город растет, расширяется, преображается. Появляются новые парки, скверы, аллеи. Открываются памятники. Сочетая историю и современность, являет собой образец новейшего градостроительства. Деловитость и духовность – вот отличительные черты Лисок.
Литература:
1. Зюбин М.В. Лиски в годы войны. Пятидесятилетию Великой Победы посвящается. Лискинская типография – 1995
2. Зюбин М.В. Вся Лискинская земля. Воронеж – 1998
3. Табачников Б.Я. Историческое краеведение Воронежской области. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2015
4. Афанасьев И.А. Лискиведение. Воронеж, компания «Талис», 2006
5. В.П. Загоровский, А.А. Глухов, А.В. Лосев. Край наш Воронежский, 1985
6. Валерий Тихонов. Путеводитель по улицам города Лиски, 2011