Мелодии Ильи Бешевли – полное погружение в мир ярких образов

29 июня в Центре креативных индустрий «Матрёшка» выступил с концертом Илья Бешевли – один из самых известных русских композиторов, работающих в жанре минимализма, неоромантизма, неоклассики. 

Композитор представил сольную программу, на которой исполнил свои лучшие пьесы для фортепиано, сопровождая исполнение каждого музыкального произведения историей его создания. Пьесы относятся к разным ключевым темам творчества автора: любовь, дружба, природа, сказка… Начал своё выступление И. Бешевли с пьесы, мелодия которой ранее была написана для короткометражного фильма, а потом превратилась в отдельное произведение – «Ночной город». Вообще кинофильмы, по словам самого композитора, очень часто вдохновляют его на создание музыки.

Илья Бешевли посещает наш город уже в третий раз, и поклонники творчества композитора долго не отпускали его после концерта, делясь своими впечатлениями, говоря теплые слова благодарности. Нам тоже удалось задать пару вопросов.

 - Вы идёте своим путем, но в прессе Вы часто позиционируетесь, как неоклассик, хотя сочетаете в своем творчестве разные жанры, а сами себя Вы все-таки к какому направлению относите?
 - Да, ну сложно сказать, потому что там говорят – неоромантизм, но тоже не совсем точно. Еще недавно услышал – сентиментальный минимализм, такое определение от музыковеда. Но тоже как бы не совсем подходит, потому что не совсем это минимализм все-таки. Ну вот нет четкого определения от музыковедов.

- А вот Вы говорили про импрессионизм: всё-таки ваша музыка, действительно, рисует картины. Она рождает эти образы, даже несмотря на рассказы-предыстории. Вот Вы исполнили на бис два произведения без какого-то информационного сопровождения, и они тоже рождали такие яркие сильные образы.
- Ну, может быть, наверное, какой-то импрессионизм в каком-то смысле, но опять же, если взять технические палитры импрессионистов, то тоже не совсем моё. Но если начну «наворачивать» эту технику, то выпаду из своего жанра, поэтому тут тоже такие грани очень тонкие. Для себя я называю неоклассиком, и так большинству людей примерно понятно.

- И ещё вопрос. Многие фильмы вдохновили Вас на создание этих мелодий. А писали ли Вы коммерческие саундтреки к фильмам?
- Ну, вот я говорю, что короткометражки были, совсем в начале, немного. Потом мне как-то… Я просто почему-то сам от себя это отталкиваю. Там бывали какие-то предложения, я даже пробовал, но как-то всё не срастается, потому что я и сам не очень хочу. Я не против, если кто-то возьмёт готовую пьесу в какой-то фильм, это здорово. Ну так, чтобы специально подстраиваться: у тебя дедлайн, короткий срок, и тебе надо там, условно, здесь – грусть, здесь – радость, в этот короткий срок написать. Ну, я так не смогу, это будет халтура, не то… Я такое не хочу выпускать. Ну и ещё к тому же у меня мелодически очень яркая музыка, а мелодия – это всегда то, что на себя внимание перетянет от режиссёра, а не каждый режиссёр готов отдавать от себя внимание какому-то композитору, поэтому тут тоже сложновато. То есть мелодия может выступать как некий герой в фильме, и поэтому, как новый герой, работать с таким уже материалом, пронося это как некого героя через фильм. Это тоже не каждый режиссёр ещё может, поэтому вот сложновато пока с этим всем.

- Вот вы сказали про мелодию, предупреждая следующий вопрос. Когда Вы играли пьесу «Господи, пожалуйста, останови войну!», я слышала эту фразу в Вашей музыке, вот как будто слова произносились звуками.
- Интересно, что Вы так услышали, потому что я специально так не делал. Я не работаю с вокалом, как-то с вокалом нет желания работать. Даже и учась в Гнесинке, я, по-моему, вокальную музыку-то не писал, только делал обработки, поэтому у меня с вокалом вообще тяжело. Тем более считаю, что вокал сразу ограничивает языком, а инструментальная музыка… Она как будто бы более всеобъемлющая.

И с этим, я думаю, многие ценители музыкального искусства согласятся, потому что в инструментальной музыке каждый слышит своё… Хочется поблагодарить композитора Илью Бешевли за внимание и любовь к своему слушателю, которого он буквально берёт за руку и ведёт в удивительный, потрясающий, такой яркий мир музыкального искусства и вдохновения! Побывать на живом концерте композитора – большая удача и непередаваемые эмоции! Ждём композитора Илью Бешевли в Воронеже снова!

Текст и фото – Э.В. Щербакова