Маргарита Дубинина: рецензия на фильм "Поп"
В основу фильма "Поп" лег один из самых малоизученных фактов Великой Отечественной войны – деятельность псковской православной миссии, действующей с 1941 по 1944 годы.
Явление это было поистине удивительным – миссия занимала шаткую позицию между немецкими захватчиками и советскими партизанами. Если полистать страницы исторической литературы, то станет известно, что этот духовный орган был создан стараниями нацистских идеологов, дабы восстановить на Псковской земле православную жизнь. С другой стороны, в планах советской власти было стремление вовлечь священников в борьбу с оккупантами, поэтому духовники вынуждены были в своих проповедях восхвалять немецкую сторону и благодарить противников в содействии русской церкви. Одновременно с этим священники всячески оказывали помощь заключенным фашистских лагерей, однако, зачастую все продовольствие шло немецкий фронт, в чем впоследствии обвинили членов Псковской православной миссии, якобы специально отправлявших еду и вещи противнику.
Главной фигурой картины Владимира Хотиненко является отец Александр Ионин (Сергей Маковецкий). В биографии героя фильма и его исторического прототипа имеются существенные различия, например, персонаж фильма -сторонник советского режима, в то время как реальный человек был его ярым противников. Собственно, такие расхождения с историей и стали почвой для критики,а фильм Хотиненко обвинили в «однобокости» - режиссер показал лишь маленький фрагмент из жизни миссионеров, избежав основополагающих идеологических мотивов их деятельности. Хотя сам Владимир Иванович в одном из интервью признался, что «Поп» - это фильм о милосердии, а Псковская миссия – всего лишь повод, с помощью которого можно затронуть тему религии и веры и герой Маковецкого - такой же намек на реально жившего латвийского протопресвитера. Поэтому глубоко изучить эту страницу истории по картине Хотиненко не получится, но идея милосердия и добродетели хорошо просматривается в судьбе главного героя и его семьи.
Сергей Маковецкий со всем своим актерским опытом играть людей интеллигентных, робких и умных, здесь пришелся как раз кстати. Его герой –не совокупность всех мирских добродетелей, наоборот, он человек, которому свойственно сомневаться, боятся, злиться, но несмотря на это вокруг фигуры провинциального священника словно витает ореол святости. На плечах героя стояло множество разных задач -вернуть веру в Бога, измученному войной, народу, облегчить участь узников фашистского лагеря, остаться верным своим принципам, своей Родине, вере, народу, сохранить и защитить свою семью. Важно понимать, что режиссер исключил из своего фильма ненужный патриотизм и не поставил героя в позицию «один против всех», чтобы тот, патетично постукивая себя по груди, восклицал, что останется верен своей родине, даже если немцы начнут живьем снимать кожу с него и его детей. Также герой не является коллаборационистом и не восхваляет фашистский режим, что вызвало бы всплеск негодования со стороны зрителя. Герой Маковецкого один, кто не испачкан окружающей действительностью и на протяжении всего сюжета одинаково человечно относится ко всем – словно мир не делится на друзей и врагов, а все люди в нем – сыны божьи.
Одно из важных мест занимает героиня Нины Усатовой - матушка Алевтина. Эта внешне строгая женщина, несмотря на голод и здравый смысл, приняла в свой дом ораву детей, которые для немцев служили источниками крови. Вообще если бы из фильма были исключены все политически-религиозные параллели, а сюжет был бы основан только на судьбе семьи священника, картина Хотиненко нисколько не потеряла бы. Возможно, тогда бы никто не стал придираться к историческим неточностям. Семья отца Александра – эта сильная ячейка, разрушить которую смог только тиф. По-настоящему трагичная сцена, когда матушка Алевтина, заболевшая тифом в разгар зимы, уходит в лес, забрав страшную болезнь с собой. Окончательный финал для поповской семьи наступает тогда, когда священника арестовывают советские военные. Оставленная толпа детей предлагает «выкупить» отца добровольно отданной кровью – сцена безвыходная и грубая, если учесть, что в большинстве случаев ожидало деятелей церкви в советские годы. Но в конце действие переносится в наши дни, и мы видим, что герой жив, здоров и до сих пор служит Богу. (Собственно, еще одна сцена, которую не жалко вычеркнуть и оставить финал фильма открытым).
Владимир Хотиненко единственный из немногих в русском кинематографе кто продолжает делать хорошее кино, отличающееся простотой формы и силой содержания. Без претенциозности, пафоса и эффектной визуализации он создает истории об общечеловеческих конфликтах - о любви, вере, ценностях, мужестве и одиночестве. Часто в основе картин режиссера лежит реальный факт или личность. «Поп» - это фильм, где духовному смыслу господин Хотиненко уделил больше внимания, чем исторической документальности. Это - не агиография, это – открытие новой грани в кино военной тематики – показ мирового конфликта через призму религии, где духовенство находилось в зыбком положении между двумя политическими лагерями.