Маргарита Дубинина: рецензия на фильм "Корчак"
«Корчак» - польский художественный фильм Анжея Вайды, в основе которого лежит история известного педагога, доктора, писателя, общественного деятеля Януша Корчака. В картине показаны последние годы в жизни героя –годы борьбы за существование еврейского дома сирот во время оккупации Польши немецкими войсками.
Это человек, который сделал все возможное, чтобы накормить, выучить и защитить своих воспитанников. Несмотря на предложение нацистской стороны вывести заслуженного доктора из гетто и спрятать на арийской стороне, Корчак предпочел остаться с детьми. В тяжелейших условиях войны этот человек смог вывезти ребят в летний лагерь, где и начинается действие фильма. Правда относительно мирная жизнь быстро закончилась. Сначала педагогов с детьми отправили в гетто, а в 1942 году вышел указ о депортации дома сирот и его жители должны были отправится в Треблинку. Герой покорно последовал в «лагерь смерти» и в том же году принял смерть в газовой камере вместе с воспитанниками.
Анжей Вайда в своих фильмах часто касался исторической темы. Это первый фильм режиссера, снятый после крушения в Польше коммунистического режима. Тема немецкой оккупации снова перестала быть запретной, и Вайда снял фильм о своем выдающемся соотечественнике. С документальной точностью он восстановил моменты биографии Януша Корчака, включил воспоминания современников доктора и цитаты из его произведений.
Картина начинается с монолога героя, где звучат слова «лжет, тот кто заявляет, что жертвует собой ради чего-то или ради кого-то. Один любит карты, другой женщин, третий конные бега, а я люблю детей. Я вовсе не жертвую собой. Я не делаю это ради них, а только для себя, мне это нужно. Не верьте словам о самопожертвовании – они лживы и лицемерны». И заканчивается сценой, наилучшим образом иллюстрирующий высказанную в начале позицию – Корчак возглавляет отряд еврейский детей, под флагом со звездой Давида, он за руку сопровождает своих воспитанников до «вагона смерти» и снова игнорирует предложение немецких солдат о помиловании. В своей простоте и непритязательности, любви к детям, глубины и размаха которой не знавала земля, он сменил гневную неприязнь к врагу на тихое покорство. Но до этого страшного момента, герой всяческий сопротивлялся и делал все, чтобы как можно дальше оттянуть неминуемый конец.
Януш Корчак всю жизнь посвятил воспитанию детей. В крошечных эпизодах режиссер мастерски показал привязанность доктора к своим подопечным. Например, сцена, когда сотрудница дома-сирот демонстративно отказывается стирать вещи ребенка, заявляя, что не нанималась на эту грязную работу. Педагог спокойно берет и начинает полоскать вещи сам, рассуждая, что стирка за детьми – это забота родителей, а роль родителя он взял на себя. Или момент борьбы Корчака, за такой, казалось бы, ничтожный предмет – телегу с картошкой. Но в условиях войны эта мизерная порция еды для детского дома была на вес золота. Именно за нее он вступает в перепалку с немецким офицером и уходит побежденным из этой битвы.
Существует множество фильмов о Холокосте. У Вайды эта тема звучит еще более устрашающе от того, что в центре событий в основном дети. После показа «Корчака» на каннском фестивале, зрители аплодировали стоя, однако, на этом успех и закончился. В одной из французских газет режиссера обвинили в антисемитизме. По мнению критиков, автор, рассказывая про историю Холокоста в Варшаве, оставил польский народ в стороне, как бы снимая с него всю ответственность за происходящее. «Однако, что мы видим в этом фильме? Жестоких немцев и евреев-коллаборационистов. А где же поляки? Поляк Вайда считает, что события в варшавском гетто – дело немцев и евреев, его соотечественники же здесь ни при чём. (Отрывок из рецензии газеты Le Monde).
Ни долгий режиссерский опыт Вайды, ни блистательная игра Войцеха Пшоняка не смогли спасти картину. Из-за этого обвинения пострадал прежде всего фильм, его стало сложно показать за пределами Польши – ни один из дистрибьютеров не хотел за это браться. В любом случае, старания режиссера не прошли даром и сейчас зритель может конструктивно оценить «Корчака», рассматривая сюжет не с точки зрения политики, а как подлинную историю из жизни выдающегося человека.