«Легенда о Коловрате» (рецензия Евгений Киселева)
Хорошие российские фильмы подобны уссурийским тиграм – они точно существуют, но очень редко встречаются. В прошлом году вышли «28 панфиловцев», в этом – «Аритмия», так что лимит на хорошие фильмы оказался исчерпан, и в него не попала «Легенда о Коловрате». А жаль! Ведь этот герой уже не первый век вдохновляет многих на прекрасные произведения.
Как уже принято, прежде чем переходить к разбору фильма, разберемся, о чем он. Итак, в «Повести о разорении Рязани Батыем» есть фрагмент:
«И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингоревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляясь в сердце своем. И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, которых бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.
И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю. Царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, слуги великого князя Юрия Ингоревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингоревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу - рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются - один с тысячею, а два - со тьмою. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых захватили в битве. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.»
Эти два абзаца уже много лет вдохновляют наших писателей и поэтов. В 1859 г. поэт Лев Александрович Мей (по его драмам в стихах «Царская невеста» и «Псковитянка» композитор Римский-Корсаков написал оперы) выпустил поэму «Песня про боярина Евпатия Коловрата» (прочитать её можно здесь: http://militera.lib.ru/poetry/russian/mei/02.html ), в 1912 г. совсем юный Сергей Есенин написал «Песнь о Евпатии Коловрате» (http://az.lib.ru/e/esenin_s_a/text_0410.shtml ), во время войны, в 1942 г., вышел до сих пор остающийся популярным роман Василия Яна «Батый», где описан эпизод с Евпатием Коловратом и его отрядом. В 1947 г., когда отмечалось 800-летие Москвы, вышла поэма Натальи Кончаловской «Наша древняя столица», один из фрагментов которой был посвящен Евпатию Коловрату:
...Бежали те, что уцелели.
И к ним, как воин и как брат,
Горя упорной жаждой мщенья,
Пришёл рязанец Коловрат
И стал готовить ополченье.
Их тысяча семьсот пришло.
Они зашли ордынцам с тыла.
Батый, взобравшись на седло,
Оцепенел: «Какая сила!
Откуда? Где она была?
Неужто мёртвые восстали?
Рязань сгорела вея дотла,
Над пеплом вороны летали!..»
Впервые дрогнула орда,
От ужаса теряя разум.
И двинул Коловрат тогда
Всю силу на ордынцев разом.
Не обучали эту рать,
Людей, случайно уцелевших,
Но каждый шёл врага карать
За родичей, в огне истлевших,
И за потопленных в Оке
Готов был каждый мстить монголам,
А меч у мстителя в руке
В бою не кажется тяжёлым
В декабрьской стуже бой суров,
И вражий рог ревёт сердито,
И шлемы валятся с голов
Горячим коням под копыта.
Пускай у русских меньше сил,
Но страха Коловрат не знает,
Уже свой меч он затупил,
Он меч монгольский поднимает.
Батый с него не сводит глаз, —
Какое русское упорство!
Он шурину даёт приказ:
Вступить с врагом в единоборство.
Смотри теперь, Батый, смотри,
Как в снежной и колючей пыли
От двух сторон богатыри
Перед войсками в бой вступили.
Взметнулись конские хвосты,
В зрачках коней огонь пожаров,
И расщепляются щиты
От сокрушительных ударов.
А с двух сторон войска стоят, —
Морозный воздух полон гулом,
И вдруг Евпатий Коловрат
Заносит меч над Хостоврулом.
Удар! В сугроб зарылся щит:
Батыев шурин пал — убит!..
И яростный Батыя крик
Застыл над снежной пеленою,
И оба войска в тот же миг
Друг другу в стык пошли стеною…
И столько жизней смерть взяла,
Что под снегами твердь стонала,
Пока рязанского орла
Шакалов стая окружала.
..И вот у ног Батыя он —
Евпатий Коловрат убитый.
А хан Батый? Он окружён
Угрюмых полководцев свитой.
Он, сам с собою говоря,
Стоит и смотрит, потрясённый,
На строгий лик богатыря,
Бессмертьем в смерти осенённый.
Монгольский меч в руке зажат —
Тот меч, которым дрался лихо
Рязанский воин Коловрат.
И хан Батый бормочет тихо:
«Когда б тот воин был моим,
Близ сердца я б держал такого!..»
А над землёй клубился дым,
Он гнал людей, лишённых крова,
В леса, на страх ордынским ханам,
На славу первым партизанам.
В 1952 г. вышла повесть для детей «Евпатий Коловрат» Василия Ряховского. В 1969 г. в Рязани был издан сборник повестей местного писателя Владимира Ерохина, где была и повесть «Евпатий Коловрат», которая и дала название всему сборнику. В 1976 г. автор многочисленных приключенческих и детективных книг Станислав Гагарин выпустил в журнале «Уральский следопыт» повесть «Евпатий Коловрат», а в следующем десятилетии Коловрату повезло ещё больше – в 1984 г. детское издательство «Малыш» опубликовало книгу писателя, инженера и мемуариста Сергея Михайловича Голицына «Сказание о Евпатии Коловрате» (она была переиздано в 1987 г. и суммарный тираж составил небывалую для нашего времени цифру – 300.000 экземпляров), а в 1985 г.вышел 20-минутный мультфильм Романа Давыдова «Сказ о Евпатии Коловрате» ( https://www.youtube.com/watch?v=JZUmCIvlHuo ), завершивший его трилогию мультфильмов о Древней Руси, начатую картинами «Детство Ратибора» (об антах) и «Лебеди Непрядвы» (о Куликовской битве). В наше время о Коловрате пишут, увы, только родноверы и неонацисты, что придаёт этим книгам, мягко говоря, специфический привкус.
Таким образом, создателям фильма 2017 года выпал редкий шанс на успех – снять первый в истории полнометражный фильм о герое, на рассказах о котором было воспитано не одно поколение. Однако, режиссер и сценарист Джаник Файзиев решил не искать легких путей (взять, да и экранизировать всё то, что было в «Повести о разорении Рязани Батыем» и «Батые»), а изрядно разбавил сюжет отсебятиной. Впрочем, это было вполне ожидаемо для человека, который в свою экранизацию хорошо написанного шпионского детектива «Турецкий гамбит» зачем-то добавил пещерных гомосексуалистов и пролет барлога сквозь кристаллическую решетку карандашного грифеля, хотя ни первого, ни второго, ни множества других сомнительных режиссерских «находок» (вроде того, что шпионом оказался совсем другой человек, нежели в книге, при сохранении остальных сюжетных линий) сюжет фильма не требовал.
Вот сейчас из Евпатия он сделал не просто воина рязанского князя, а ещё и инвалида: полученная в детстве травма головы привела к тому, что он страдает от провалов памяти и каждое утро мучительно припоминает: «Это мой дом… это Рязань…», не помнить ни жены, ни брата; каждый день вырезает свистульку для дочери князя и каждый день признается ей в любви – этакий День сурка в старой Рязани. Но при этом князь доверил ему обучение воинов! Монголам в фильме повезло ещё меньше – хан Батый и его приближенные своими накрашенными и инкрустированными лицами напоминают массовку спектакля театра Романа Виктюка, а стремленние режиссера сделать монголов похожими на персов в фильме Зака Снайдера «300 спартанцев» просто брызжет на зрителей через экран. Отправляя своих воинов в атаку, хан любуется зрелищем и ест орешки – как наш современник на трансляции футбольного матча, хорошо хоть пивом не запивает!
Требовать в таких условиях каких-то логичных поступков персонажей просто не стоит, так что уже и не удивляешься, что именно инвалиду с амнезией князь доверил охрану посольства к Батыю и своего сына, ибо когда переговоры провалились, Коловрат бросил раненого княжича прикрывать отход посольства. Ставка Батыя находилась прямо перед стенами Рязани в поле, но обратно посольству предстоял долгий путь через лес в снежную бурю (которая волшебным образом не действовала на монголов), а пока они пробирались – монголы сожгли Рязань. Ордынцы бросаются в лес, видят стоящего к ним спиной одинокого воина на поляне – но вместо того, чтобы расстрелять его из луков или заарканить, начинают рукопашную: иначе не покажешь, как «Main Road Post» умеет делать слоу-мо уже, правда, изрядно надоевшие всем за последнее десятилетие! Отшельник натравливает на монголов медведя размером с носорога – а затем берет, да и отпускает его на волю, лишив Коловрата и его отряд такого чудо-оружия! Напоследок, обе стороны решили показать зрителям, что им по плечу новый уровень слабоумия: сначала Батый бросает своих воинов в атаку на высокий обледенелый склон (вместо того, чтобы расстрелять или луков или осадных машин – что в итоге и было сделано, но не сразу), а бойцы Коловрата спокойно смотрят на повторную атаку монголов и дают тем вскарабкаться по склону, а не спихивают их вниз ногами и рогатинами…
С другой стороны, не всё в фильме плохо. Если убрать режиссерско-сценарную отсебятину, то в сухом остатке получается довольно неплохой фильм – и уж как минимум большой шаг вперед по сравнению с «Викингом» (точнее, шаг назад к нормальным советским историческим фильмам как «Александр Невский», «Ярослав Мудрый», «Русь изначальная» и т.п.) – ведь здесь наши предки не покрыты грязью с ног до головы и не совокупляются в грязи посреди толпы, не снимая штанов.
Кроме того, иногда критика фильма (начавшаяся задолго до его выхода на экраны) была не вполне обоснованной. Например, говорят, что Коловрата не существовало, поэтому и фильм снимать не стоило. Да, создание «Повести о разорении Рязани Батыем» относят к началу XVI века, но англичане не спешат почему-то на таком же основании отказываться от не менее легендарных короля Артура и Робин Гуда, а швейцарцы – от Вильгельма Телля. Кроме того, в названии фильма русским языком было сказано «Легенда о...». Другой распространенный упрек фильму заключается в том, что он – не про победу. Чистая правда, но не про победу были и средневековые «Песнь о Роланде» и «Слово о полку Игореве», и фильмы «Чапаев», «Мост слишком далеко», «Брестская крепость» - они тоже все не про победу. Зато читатели и зрители видят, что и трудных условиях надо сражаться до конца – тогда тебя будут помнить.
Словом, фильм «Легенда о Коловрате» трудно назвать однозначно плохим или однозначно хорошим. Пусть каждый сам решает, стоит его смотреть или нет.