Куда ушли хазары: этническое и культурное наследие Хазарского каганата

Здесь представлена работа в номинации «Доходчиво и интересно о нашем прошлом» конкурса «Наследие предков – молодым» 2019 года. Автор – Андрей Шушлебин. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie.

Введение

На протяжении истории человечества происходили процессы образования и распада государств, этногенеза. Все они оказывали существенное влияние на последующие события и явления. Территория современной России в течение тысяч лет была полигоном серьёзных и многочисленных процессов этногенеза, возникновения и распада государств.

В раннем Средневековье на территории современной юго-западной России существовало достаточно крупное государство Хазарский каганат. В ходе истории этой державы его политические институты претерпевали серьёзные изменения. Ряд факторов в середине 10 века привёл к падению каганата. Хазарский этнос взаимодействовал с другими народами путём войн, торговли, путешествий и смешения.

Хазары были многочисленным и развитым по тем временам народом, активно взаимодействовали с соседями. Хазарский этногенез, эволюция и разрушение их политических структур не могли не оказать влияние на социальные, культурные, политические и исторические процессы в Восточной Европе. Исследование падения каганата и истории хазар после краха государства важно для изучения этих процессов.

Не менее важен факт культурного влияния Хазарского каганата на восточноевропейские народы. Объектами культурного наследия хазар явились материальная культура, некоторые традиции, поговорки, социальные практики.

В отечественной историографии хорошо описан процесс разгрома Хазарии князем Святославом. После 965 года этноним «хазары» пропадает из учебников по истории России (за исключением упоминания тмутароканских событий конца XI века), остаётся предметом исследования узкой группы специалистов. Однако к середине 10 века хазары были многочисленным народом, вряд ли небольшая дружина Святослава могла уничтожить такой этнос (Вокруг похода Святослава существует и ряд других загадок. Например, интересен факт бездействия большей части хазарской армии во время взятии Итиля русами). В летописях можно найти упоминания этнонима «хазары» в последующих столетиях. Следовательно, хазарский народ не исчез, его история продолжилась после походов Святослава.

Историю Хазарского каганата следует рассматривать как один из этапов истории России, последующий за эпохой Великого переселения народов (и Тюркского каганата) и предшествующий этапу Киевской Руси. Вокруг истории хазар существуют определённые стереотипы (например, убеждение о том, что все хазары были иудеями, тогда как иудаизм в 809 году приняла лишь верхушка). Эти стереотипы используются в пропагандистских целях, в информационной войне. Теория хазаро – иудейского заговора не имеет никакого отношения к исторической реальности. Одна из причин таких стереотипов: проблема низкого уровня исторической грамотности населения относительно данного периода. Для решения этой проблемы, популяризации наследия каганата автором данной работы был реализован проект «Окно в Хазарию» (с 29 сентября по 12 ноября 2018 года). В рамках проекта были организованы 3 лекции и одна экскурсия. (открытая лекция В. А. Сарапулкина по теме: "Исторический образ Хазарского каганата: критический анализ", лекция А. З. Винникова "Экскурсия в прошлое: Хазарский каганат глазами исследователя", лекция С. И. Владимирова «Северное пограничье Хазарского каганата», экскурсия в музей-заповедник «Дивногорье»).

Объектом исследования является история хазарского этноса и хазарской культуры после падения каганата.

Предметом исследования является этническое и культурное наследие хазар.

Цель исследования: доказать, что Хазарский каганат оказал значительное культурное влияние на последующие восточноевропейские народы и государства, определить этносы, которые могут являться этнокультурными наследниками хазар.

Задачи исследования:

1) Выявить факторы, приведшие к краху хазарского государства

2) Изучить историю хазар в постгосударственный период

3) Выявить народы, которые являются этно-культурными наследниками хазар.

В работе также анализируется процесс распада Хазарии, так как он оказал влияние на рассматриваемые явления. Исследование опирается на ряд различных исторических источников: арабские источники (ал-Истахри, Ибн-Хаукал, Мукадасси и др.), византийские источники («Об управлении империей» К. Багрянородного), Повесть временных лет. Также используются данные этнографии, антропологии и археологии. В исследовании используются компаративисткий и системный методы. Привлекаются данные антропологии, археологии, этнографии.

Крах хазарского государства

Государство Хазарский каганат было образовано в 650 г. в результате распада Западно-Тюркского Каганата – державы Ашины. На территории Приволжских степей, Северного Кавказа и Закавказья жили племена савиро-хазар. После падения Тюркского каганата хазары завоевали Великую Болгарию, расширив свою территорию. Войны с арабами конца 7 – начала 8 веков существенно ослабили каганат, однако Хазария оправилась от поражения 737 года, и в государстве начался экономический подъём. В этот период наблюдается расцвет ремёсел, строительство крепостей, там впервые на территории современной России начали чеканить монеты. В 809 году бек Обадия совершил переворот, ограничив власть кагана в пользу бека (который получил титул царя) и принял иудаизм. Иудаизация верхушки привела к гражданской войне начала 9 века и победе группировки Обадии.

В течение VIII в. территория Хазарии расширилась:, на западе в него вошло правобережье Северского Донца, на востоке –территория каганата могла продвинуться до р. Урал, на севере верховья Дона и Донца, средняя Волга. Хазарское влияние укрепилось в Крыму. Был построен на нижнем Дону город Саркел, возникла  Салтово – Маяцкая археологическая культура. Волжские болгары, некоторые мордовско-мерянские (буртасы, черемисы) и славянские племена (северяне, радимичи, вятичи и на короткое время поляне) стали платить дань Хазарии (изначально это мог быть натуральный побор с населения, в дальнейшем система налогообложения усовершенствовалась). Столицей каганата стал город Итиль (существуют проблемы с его локализацией, однако большинство исследовалей считают, что город располагался на нижней Волге).

Материальная культура Хазарского каганата идентифицируется с салтово-маяцкой археологической культурой (данной точки зрения придерживались С. А. Плетнёва, М. И. Артамонов; скептически относился к ней Ляпушкин).

Хазарский каганат как государство исчез в середине 10 века. Поход князя Святослава в 965 году и набеги печенегов и гузов в 965 – 969 годах привели к разорению страны, разрушению городов и падению каганата. Однако причины краха Хазарии находились внутри самого каганата, а не в нападениях соседей. Неспособность хазарского государства к отражению внешней угрозы была симптомом кризиса системы. Гражданская война начала 9 века и войны с Арабским халифатом были более масштабными событиями, но хазарское государство сохранилось после этих потрясений.

Существует ряд версий относительно причин падения каганата.

Одна из наиболее популярных, но в тоже время, не единственная, это теория экономического кризиса Л.Н. Гумилёва. С точки зрения Гумилёва, торговые пути нарушились по причине появления государства Буидов. В 945 году Ахмет захватил Багдад. Буиды были дейлемитами и шиитами. Их политика была направлена как против Багдада, так и против Хазарии. Торговля Хазарии с Арабским халифатом от этих событий на некоторое время прекратилась.[1]

Гумилёв указал на то, что в Китае в на рубеже X века произошла дестабилизация, из-за которой был нарушен шёлковый путь. Также по мнению Гумилёва, на торговую деятельность радонитов (купцов, связанных с Хазарией) оказала влияние война во Франции между герцогами Иль-де-Франс и последними Каролингами. [2]

Учёный также обратил внимание на засуху в Хазарии в X веке, которая привела к упадку сельского хозяйства.[3]

Ещё одной причиной краха каганата с точки зрения теории этногенеза Гумилёва стала потеря хазарами своей пассионарности. Следствием этого стало поражение от более пассионарных соседей.

Мы видим, что Л. Н. Гумилёв выделил ряд факторов кризиса: нарушение торговых путей, проходящих через Хазарию; засуха в Восточной Европе ; потеря хазарами пассионарности ( обскурация).

Теория экономического кризиса описывается в работе А. П. Толочко «Очерки начальной Руси», где указывается на серебряный кризис начала 10 века, который отрицательно сказался на Волжском торговом пути. Толочко отрицает завоевание Хазарии Святославом, считая единственной причиной краха каганата серебряный кризис, нарушение торговых путей.[4]

Тема причин падения Хазарского каганата недостаточно изучена. Существуют версии, согласно которым фактором ослабления Хазарии стала иудаизация. Принятие верхушкой хазар иудаизма в 809 году ( фактически переворот) привело к появлению культурных противоречий между элитой и народом, гражданской войне начала 9 века, ухудшению отношений с соседями. Так М. И. Артамонов отмечал, что в ходе гражданской войны было разрушено Правобережное Цимлянское городище.[5]

Также есть мнение об ослаблении хазар в ходе Хазаро – арабских войн конца 7 – начала 9 века. С этой точки зрения войны хазар с арабами были очень разорительными для обоих народов. Победа арабов в 737 году была Пирровой победой, распад халифата начался уже в 750 году после свержения Омейядов Мерваном ( знаменитым арабским полководцем, который в 737 году разгромил хазар).

Проанализировав вышеизложенные версии, можно выделить следующие причины краха Хазарского каганата: экономический кризис, спровоцированный войнами, засухой и нарушениями торговых путей; несовместимость религии верхушки ( иудаизма) с культурой хазар; потеря хазарами пассионарности, обскурация.

На основании анализа исторического процесса мы можем выдвинуть другие версии падения Хазарского каганата.

Могущество, стабильность и целостность государства базируется на определённых основаниях. Например, таким основанием может послужить религия. Князь Владимир прекрасно понимал эту функцию религии, когда в 988 году выбрал христианство. Военная сила служила основанием власти ряда государств, например монгольской империи. Основанием ряда моноэтнических систем была традиция. В Хазарии существовало множество конфессий. Военная сила хазар не была основным аргументом подчинения соседей. Каганат являлся полиэтническим государством, значит, традиция не могла служить основанием господства хазар. Исходя из веротерпимости хазар, существования внутри каганата различных конфессий, можно сделать вывод о религиозном плюрализме как главном основании их господства. В 10 веке элита Хазарии отказывается от плюрализма. Об этом свидетельствуют война с аланами, носящая антихристианский характер, гонения на мусульман в Итиле. Эти события привели к ликвидации вышеобозначенного основания и появлению центробежных сил.

Можно предположить, что причиной краха Хазарии стал внутриполитический сговор. В каганате в 10 веке произошёл экономический кризис. Подобные явления приводят к увеличению внешнеполитической активности и желанию части элиты или котрэлиты сменить власть в стране. Мы видим усиление внешнеполитической активности хазар: переговоры с Испанией, война на Кавказе с дейлемитами и др. Возможно, что внутри Хазарии возник заговор для смены власти. Заговорщики призвали князя Святослава для достижения своей цели. Это было частым явлением в 10 веке. Варягов использовали как наёмников в войнах и во внутриполитических интригах. Аргументом в пользу этой конспирологической версии также служит практическое отсутствие отпора со стороны хазарской армии. Итиль от Святослава защищали ополченцы. Однако данная версия на настоявший момент является только гипотезой, так как наука не располагает достаточным количеством источников о внутренней политике Хазарского каганата в X веке.

Также фактором падения Хазарии могло стать поражение в дипломатической игре. Хазары проводили активную внешнюю политику, использовали принцип «разделяй и властвуй», однако просчёты верхушки привели к дипломатической изоляции в середине 10 века.

Следует отметить, что каждая великая держава имеет 4 исторических этапа. Это подъём, движение по плату могущества, имперское перенапряжение и упадок.[6] Данную схему описал П. Кеннеди в работе «Взлёты и падения великих держав». Подъём в Хазарии был после разгрома Великой Болгарии в 7 веке. Война с арабами ослабила хазар, но они оправились от кризиса и на 9 век приходится движение по плату могущества. В 10 веке началось имперское перенапряжение, а в середине 10 века страна пришла в упадок.

Уничтожение хазарского государства история хазар после падения каганата

Процесс падения Хазарского каганата начался с похода Святослава в 965 году. Эта военная кампания хорошо описана в Повести Временных лет, а также в работах историков. Повесть Временных лет не содержит указаний на уничтожение Хазарского государства в 965 г., а лишь свидетельствует о поражении хазар, разорении главных городов и потере земли вятичей. В 964 году Святослав совершил поход на вятичей, плативших дань хазарам. В следующем году он разгромил хазар на нижней Волге и разорил, судя по всему, прикаспийские области и район нижнего Дона. Больше о военных действиях против хазар не сообщается.[7] Поход скорее напоминал грабительский набег, который мог ослабить страну или явиться толчком к распаду государства, находящегося в состоянии кризиса

О падении Хазарии пишут в основном восточные источники, однако их интерпретаций множество. Некоторые, используя преимущественно труд Ибн Хаукаля, пришли к выводу, что было два похода русов (965 и 969), и каганат пал в результате последнего. Другие полагают, что похода 969 года не было. Для обозначения возможных сценариев рассмотрим некоторые арабские источники.

Будет использован перевод источников с арабского языка, произведённый А.П. Новосельцевым в работе «Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа». Ибн Хаукаль пишет:

Первый отрывок. "Булгар - маленький городок, и нет у него большого числа округов. Он был известен как пристань для этих государств, и опустошили его русы, а (затем) пошли на Хазаран, Самандар и Атиль (и случилось это) в 358 г. И отправились сразу после этого в страну ар-Руми и ал-Андалус, разделившись на две группы. Русы же - варварский народ, живущий в стороне булгар, между ними и славянами на реке Атиль".[8]

Второй отрывок. "И ал-Хазар - сторона и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве между ней и Баб ал-Абвабом, и были в нем многочисленные сады (...), но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма. Населяли этот город мусульмане, группы людей, исповедовающих веру, и идолопоклонники и они покинули его, но благодаря достоинствам их земли и хорошему их доходу не пройдет и трех лет и все станет как и было. В Самандаре были мечети, церкви и синагоги, и совершили они (русы) свой набег на всех, кто обитал на берегу реки Атиля из хазар, булгар, буртасов, и овладели ими, и искали люди Атиля убежище на острове Баб ал-Абваб, и укрепились они там, а некоторые на острове Сийах-кух, и оставались они там в страхе".[9]

Третий отрывок. "Внутренние булгары - христиане и мусульмане, но в наше время народ русы не оставил (ничего) этого ни у булгар, ни у буртасов, ни у хазар, кроме разбросанной неполной (части страны, земли?), выслеживали (их) в ней, те же, кто (уцелели), надеялись остаться в соседних областях. Дошло до меня, что большинство из них вернулись в Атиль и Хазаран при могущественном Мухаммеде б. Ахмаде ал-Азди, владетеле ширван-шахе, который оказал им помощь мужами и людьми, и они надеялись, просили, чтобы (те) заключили с ними договор и они были бы покорны им (ширванцам) за благодеяния по отношению к ним".[10]

Другие авторы:

Ал-Мукаддаси: "Слышал я, что ал-Ма’мун совершил на них поход из ал-Джурджании, овладел (Хазарией) и обратил ее в ислам. Затем я слышал, что войско из ар-Рума, которых (воинов) зовут ар-Рус, напало на них и овладело их страной".[11]

Ибн Мискавейх: "И стало известно, что турки напали на страну хазар и те обратились за помощью к людям Хорезма, но те отказались помочь, говоря: вы иудеи и, если хотите, чтобы мы вам помогли, примите ислам. И стали они мусульманами, исключая их царя".[12]

Ибн ал-Асир: "И в этом (году) племя из турок напало на страну хазар, и хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные, но если примите ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя, и тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них, а после этого и их царь принял ислам". [13]

Проведя анализ арабских источников, можно проследить три этапа хазарской трагедии: поход Святослава, опустошение им главных городов Хазарии; набег гузов (половцев) и печенегов; обращение за помощью хазарами к Хорезму. Единственным отклонением в изложении этой цепи событий выступает отрывок Ал – Мукаддаси, где указывается на поход мусульман ал - Джурджании, предшествовавший кампании русов.

«В год, когда русы захватили Итиль и Самандар (969 г.), в Дагестане происходили события, в которых активную роль играл дейлёмитский правитель (Южного) Азербайджана Ибрагим б. Марзубан (960-983 гг.), сын Марзубана б. Мухаммеда, который воевал с русами в Закавказье в 945 г. (имеется в виду поход русов на Берда в 945 году, последовавший за войной Игоря с Византией). В 968/969 гг. Ибрагим занял Ширван и приказал эмиру Дербента Ахмаду прибыть к нему, т. е. подчиниться. Однако Ахмад отказался выполнить требование. Попытка Ибрагима продвинуться на север к Маскату не удалась из-за сопротивления жителей города. Эмир действовал в союзе с государством Серир, но затем Дербента перебил серирцев, что привело к войне между серирцами и мусульманами, закончившуюся страшным поражением мусульман у самого Дербента в 971 г.»[14] Мы видим, что на южных границах Хазарии также была дестабилизация.

Большинство источников повествуют о набегах кочевников в X веке на Поволжье и установлении патроната Хорезма над хазарами. Эти политические акции были следствием ослабления Хазарии, которая не могла уже противостоять экспансии соседей. Поражения X века окончательно раскололи общество каганата, делегетимировали его власть. Государство распалось и перестало существовать. Проблема падения государства дискуссионна, о ней нет единого мнения в науке.

Упоминания хазар после 969 года в исторических источниках

Аргументом в пользу утверждения, что история хазарского этноса не закончилась после трагедии 965 – 969 года, являются упоминания этнонима хазар в письменных источниках последующих столетий. К сожалению, подобных упоминаний не много, однако их наличие свидетельствует о существовании хазар как народа в постгосударственный период.

Средневековые историки Иаков Миних и Мукадасси сообщают о войне князя Владимира с хазарами.[15] По их свидетельствам князь покорил вятичей, затем начал войну с болгарами и хазарами. Данный эпизод описан в работе М. И. Артамонова «История хазар». Сопоставляя сообщения о войне Владимира с хазарами и об установлении протектората Хорезма на Волге можно сделать вывод о возможном распаде каганата после 969 года на западный и восточный.

Упоминания о хазарах можно встретить в Повести Временных лет: рассказ о пленении Олега Святославовича хазарами в 1079 году. Тмуторакань была присоединена русами после похода Владимира на хазар в 985 году. В 1079 году правивший в Тмутаракани Олег Святославич Черниговский был схвачен восставшими хазарами.[16]

Арабские источники свидетельствуют о сохранении хазарского населения в XI веке на Кавказе. У Мюнаджим-Баши встречаем такое сообщение (1064): "В том же году и остатки хазар численностью в 3000 семей (домов) прибыли в город Кахтан из страны хазар, отстроили его и поселились в нем».[17]

Д.В. Васильев считает, что наследником Итиля являлся город Саксин, населённый гузами, хазарами и булгарами. Васильев и Зивилинская идетифицирует Самосдельское городище в низовьях Волги с Итилем и с Саксиным. Также Васильев опирается на труд путешественника Ал-Гарнати, описавшего Саксин в XII веке (хазары названы одним из народов, населяющих Саксин).[18]

Из упоминаний хазар в письменных источниках видно, что в XI веке хазарское население сохранилось на Дону, Таманском полуострове и на северо – западном побережье Каспийского моря.

Этнокультурное наследие хазар

Этносы – потомки хазар

Анализ арабских источников свидетельствует о том, что хазарский этнос сохранился после походов Святослава и войны с кочевниками. Упоминаний этнонима «хазары» в письменных источниках последующих столетий мало, однако в предыдущей главе были выявлены источники, упоминающие хазар. Следовательно, существование хазарского этноса после 969 года доказано. Трудность выявления этнических потомков хазарского народа также обусловлена расхождением в понимании хазар: хазары как этнос; хазары как суперэтнос, конгломерат народов; хазары как этносоциальная группа. Арабские источники по-разному трактует термин ал-хазар, одни пишут, что это государство, другие, что это есть вид людей.[19] Возможно, что житель каганата, совершивший путешествие в Арабский халифат или в Византию, рассматривался там принадлежащим к хазарскому этносу, но внутри каганата народы имели свою идентичность, использовались этнонимы «хазары», «болгары» («оногундуры» и в-н-н-т-р в источниках), «аланы» и др.

Собственно хазары на протяжении большей части истории каганата жили в Дагестане (своей исторической родине) и, возможно, в нижнем Поволжье (имеются большие трудности с выявлением собственно хазарской археологической культуры). Климатические изменения, войны с арабами привели к миграции хазар на северо – запад в середине 8 века, где проживали аланы, славяне и болгары. О переселении хазар на Дон и в Северное Причерноморье свидетельствуют основание Саркела в начале 9 века, постройка Маяцкой крепости, Салтовского и Семикаракорского городищ. Этногенез и культурная диффузия хазар, алан, болгар и славян на Дону привела к появлению Салтово – Маяцкой культуры. Во время войн с болгарами в 7 веке хазары также поселились в Крыму и на Таманском полуострове.

К середине X века хазары жили на северо – западном побережье Каспийского моря, в междуречье Дона и Северского Донца, на Таманском полуострове и в Крыму. В науке традиционно идентифицируют этносы салтово-маяцкой культуры по погребениям: катакомбные с аланами, ямные с булгарами. Имеются трудности с идентификацией хазарских погребений. Большинство исследователей относят к хазарам подкурганные захоронения.

После падения каганата хазары достаточно быстро ассимилировались (именно поэтому последнее упоминание о них в летописях датируется XI веком) по двум причинам: хазары принадлежали к той расе, к которой относились и большинство их соседей); у хазар не было запретов на смешение с другими народами.

Трудность выявления этнических родственников хазар обусловлена небольшим количеством антропологических исследований, поэтому изучение данной проблемы возможно преимущественно путём исторических гипотез и исследования культурных особенностей.

В одном из антропологических исследований происхождения хазар (таковых проведено очень мало) использовался анализ ДНК, взятый из погребений этнических хазар (это условно) Салтово-Маяцкой культуры: «Кутейниковский II, курган 2 погребение 1 (раскопки 1994 года Новочеркасской археологической экспедиции) и Таловый II, курган 3, погребение 1. Раскопки 2004 года экспедиции Археологического научно-исследовательского бюро (АНИБ, Ростов-на-Дону)»[20]. Схожие результаты анализа можно увидеть и у тюркских, кавказских народов, и у индоиранских народов.

Антропологические исследования В. В. Гинзбурга показали что в Салтово- Маяцкой культуре проживала смешанная монголоидо-европиоидная раса.  Имеются типы хазар, болгар, алан, реже славян и половцев.[21]

Результаты антропологических исследований содержатся в монографии Ляпушкина «Памятники Салтово-Маяцкой культуры», где названы 2 антропологических типа. Один соответствует земледельческому населению Восточной Европы, другой (Зливки и Правобережная крепость) кочевникам тюркского происхождения.[22]

Данных антропологии недостаточно для определения этнических потомков хазар. Таковыми могут являться как кавказские и тюркские народы, так частично и русское и украинское население Восточной Европы. Однако это скорее гипотезы, чем научные истины.

В современном Афганистане проживает народ, называющий себя хазарами (хазарейцы), но происхождение их от хазар сомнительно, так как хазарейцы представляют собой остатки афганских моголов. Серьёзных исследований относительно преемственности между хазарами и хазарейцами не проводилось.

Существует ряд версий относительно этносов - потомков хазар.

Евграф Петрович Савельев предположил, что потомками хазар являются донские казаки. После падения Хазарии часть хазар, живших на Дону стали называться бродниками, а бродники явились предками казакам.[23] Эта идея противоречит сообщениям арабских историков о принятии хазарами ислама. Однако проанализировав арабские источники и сообщения Повести временных лет, мы пришли к выводу о распаде каганата на западную и восточную части. Восточные хазары попали под протекторат Хорезма, а западные христианизировались и могли стать предками казаков.

Одной из наиболее правдоподобных версий относительно этнических потомков хазар можно назвать мнение, что хазары являются предками кумыков.

Некоторые топонимы кумыков могут восходить к хазарам. Кумыкский топоним «Гелбак» мог произойти от титула хазарского военоначальника.

До походов Тимура Тамерлана фиксируется такой этноним, как «казы-кумук  («хазар кумыки»)[24].

Другим возможным этническим наследником хазар стали аварцы. Аварцы ведут своё происхождение от раннесредневекового государства Серир, которое стало хазарской провинцией.

Известной версией потомков хазар является мнение об этнической преемственности между караимами и хазарами.

Мадьяры в течение долгого времени жили на территории Хазарии (или в прилегающих странах). Следовательно, есть вероятность того, что венгры являются косвенными потомками хазар.

Этнические смешения хазар с гузами ( предками турок) говорят о том, что турки могут быть косвенными потомками хазар.

Расселение хазар на Дону, образование Салтово – Маяцкой культуры, смешение со славянами свидетельствуют об этнической преемственности русских, украинцев с хазарами, ведь постоянный этнический контакт со славянами не мог не породить смешения. Аналогично смешение с аланами говорит о возможной родственности хазар с современными осетинами, ингушами и чеченцами.

Мы видим, что длительные этнические контакты путём войн, смешения, торговли и путешествий привели к тому, что многие народы Восточной Европы и Передней Азии родственны хазарам. В плане выявления этносов-наследников хазар следует согласиться с мнением Пиотровского о наследниках этноса урартов. В работе «Ванское царсчтво Урарту» Пиотровский доказывает, что невозможно и не нужно определять чистых потомков того или иного этноса. Урарты являлись одним из многочисленных этносов царства и, потеряв статус титульного народа, быстро ассимилировались.[25] Важен не генофонд, а культурное наследие. Аналогичную ситуацию наблюдаем в отношении хазар. Хазары, будучи не изолированным этносом (как тасманы, айны или андаманцы, дошедшие до современности с неизменённым генофондом) и потеряв статус титульного народа, ассимилировались. Поэтому этническими потомками хазар могут быть большинство народов Евразии. Однако чистых потомков быть не может. По этой причине более важно культурное наследие хазар, их вклад в развитие цивилизации.

Культурное наследие хазар

Хазарское культурное наследие существует в форме духовной культуры, объектов материальной культуры и социальных практик.

Археологические раскопки свидетельствуют о  самообеспеченной и самодостаточной культуре. В междуречье Дона и Северского Донца находился крупнейший центр выплавки железа. Была развита чёрная металлургия. Её продукция – орудия ремесла и сельского хозяйства. Археологи нашли полные наборы инструментов кузнечного и других ремёсел. Это молоты и молотки, наковальни, ножницы по металлу, щипцы, пробойники, напильники, пилы, тёсла. Вооружение: сабли (были основным оружием хазарской армии), наконечники копий и стрел. Найдены стремяна, удила, железные оковки сёдел, подпружные и иные пряжки сбруи.

Вооружение воинов Хазарского каганата было достаточно прогрессивным. В частности, активно использовались сабли. Летописец в ПВЛ, рассказывая о дани мечами, видел преимущества обоюдоострого оружия, однако история доказала обратное.[26]

В военных кампаниях хазары часто использовали укрепления из повозок. Эта тактика перешла на Русь. Русы называли её «гуляй-город».

На территории современного Донбасса был цент по выплавки меди, которую добывали на Кавказе. Серебряная, бронзовая, медная гарнитура конской упряжи, воинских поясов, а также украшения были продукцией собственного производства.

На территории каганата было развитое пашенное земледелие. Найдены сошники, плужые ножи, косы, серпы, жернова. На среднем Дону была развита деревообработка. Найдены топоры, долота, ложкорезы.[27]

С IX века каганате активно строились крепости. Ряд хазарских крепостей (Белая Вежа, Тмуторокань) в дальнейшем использовались русскими.

Хазары впервые на территории современной России начали чеканить монету.[28] Технологии чеканки монет могли перейти от хазар к другим народам Восточно – Европейской равнины.

Существует дискуссия относительно контактов между Салтово-маяцкой культурой и славянами в сфере домостроительства. Н. М. Савицкий считает, что славяне повлияли на появление у хазаро-алано-болгарского населения наземных жилищ и полуземлянок, тогда как Г. Е. Афанасьев полагает, что салтовцы использовали аланские технологии домостроительства [29]

Серьёзное влияние оказала Салтово-Маяцкая культура на развитие гончарства, производства керамики. Например, у донских славян существовала лепная, достаточно грубая керамика. Однако в IX веке на славянских городищах появляются горшки и кувшины другого типа. А. З. Винников  и А. Н. Москаленко идентифицируют их с салтовскими.[30] Использование славянами салтовской посуды и гончарных технологий отмечал также Ляпушкин.

Состав скота у представителей Салтово-маяцкой культуры и у донских славян был схож (преобладание крупного рогатого скота). С территории Хазарского каганата к славянам попали такие экзотические для Восточной Европы животные, как верблюд (кости найдены в Титчихе на Боршевском городище).[31]

Интересно то, что к 8 веку хазары активно добывали полезные ископаемые. У Константина Багрянородного («Об управлении империей», глава 53; X в.) в списке нефтяных источников Таматарха стоит 1-й: «Должно знать, что вне крепо-сти Таматарха имеются многочисленные источники, дающие нефть»[32] – нефть использовалась в Византии для изготовления греческого огня и в окрестностях Керчи и на Тамани имеются многочисленные находки остатков византийских амфор со смолистыми.

Распространена версия о том, что через Хазарию на Русь попали шахматы.[33]

Хазарское наследие сохранилось в поговорках и пословицах на Кавказе. «О богатстве хазарского царя до сих пор говорят пословицы кумыков: "Ушли хазары (потерпели поражение) – ушла (иссякла) казна Кумыкии"; "что у меня хазарская казна есть что ли? "»[34]

Показателен и факт существования в кумыкском фольклоре целого жанра «къазакъ йыров», время зарождения которых специалисты относят к времени существования на Северном Кавказе Хазарского каганата, а также к предхазарскому периоду (хазаро-савирского сюза племён). Подобный жанр есть и у ногайцев, история которых тоже связана с историей Хазарии.

А. М. Аджиев пишет: «хазарских элементов особенно много сохранилось у южных кумыков, что обусловлено не только характерной вообще для микрорегиона консервацией фольклорно-этнографической архаики, но, по-видимому, и более значительной ролью древних тюркских племен в этногенетической истории южных кумыков. Так, в плаче героини из предания «Окаменевшая Аймеседу» упоминается Цемендер, где покупали парчу, — это, несомненно, Семендер, столица Хазарии, располагавшаяся в районе нынешней Махачкалы, и которая, кстати, была известна, в частности, как центр производства различных изысканных тканей, торговли ими».[35]

И ещё один обычай, который может восходить корнями к Хазарии: сейчас плохой приметой считается дарить ножи. Нож можно только поменять на монету, деньги. Хазары никогда не брали дань мечами, кинжалами и вообще оружием. Они его только покупали. (это мы знаем из сообщения ПВЛ о полянской дани)

Известны русские сказки, где действующим лицом является Казарин, с которым борются русские богатыри. Встречаются предположения, что Кошерище (Кощей), похищающий царевну, – это название Хазарина (Кагана), которого боялись, ибо в некоторых источниках встречаются упоминания, что хазары часть дани со славян брали девушками.

Хазары – первое государство на территории России, которое официально приняло политеистическую религию.

Интересны политические традиции и социальные практики. В Хазарии существовали типичные для тюркской политической системы черты: институт соправительства (каган и бек) и, возмождно, разделение страны на крылья (Признак описан в работе Трепавлова «Государственный строй Монгольской империи». Восточное крыло населено преимущественно кочевниками, западное земледельцами. Восточное крыло главенствует над западным. Можно предположить, что восточным крылом каганата было Поволжье, западным междуречье Дорна и Северского Донца). Данные признаки мы наблюдаем в дальнейшем в Монгольской империи. Институт соправительства смуществовал в Киевской Руси (возможно, Олег и Игорь; Ольга и Святослав; Ярослав и Мстислав Владимировичи; триумвираты и дуумвираты Ярославичей) и в Московском государстве.  (великий князь и его старший сын).

Можно предположить, что в Хазарском каганате была развита по меркам раннего Средневековья бюрократия. Существовали таможни, взимавшие десятины с купцов. В городах были наместники тудуны (возможно, древнерусское «тиун» происходит от хазарского «тудун»)

В Хазарии использовались практики типичные для раннесредневековых государств: религиозный суд (коллегия из семи судей разных религий) и ордалии. Вероятно, это были заимствования из других обществ, которые в дальнейшем транслировались из Хазарии по всей Восточной Европе.

Можно предположить, что практика полюдья была заимствована Русью из Хазарии. В каганате существовало раннее кормление: царь Иосиф в своём письме арабскому сановнику писал об объезде своей территории в тёплом времени года.[36]

Существует версия, что некоторые слова закрепили в исторической памяти народов хазарскую систему налогообложения. Так на Кавказе применительно к налогам в ряде языков употребляется слово «челек», идентичное летописному «шелягу», которое могло произойти от еврейского «шекел».[37]

В Хазарии существовало неравенство, социальная дифференциация. Это мы видим как в письменных источниках (например, Истахри делил хазар на сословия: чёрных и белых[38]), так и по салтовским погребениям. Даннические отношения с народами Восточной Европы стимулировали становление у последних классового общества, давали толчок к появлению у славян государства.

Также можно отметить геополитическую роль Хазарии. Главная заслуга хазар в этой сфере заключается в остановке арабской экспансии. Мобилизационные ресурсы халифата были огромны: его воины в VIII веке сражались на Волге, в Центральной Азии (Талас) с Китаем, В Пуатье с французами. Каганат явился щитом от исламской экспансии для восточноевропейских народов. Хазария также играла роль буфера между кочевым миром Азии и осёдлыми земледельцами Европы. В эпоху стабильности каганат контролировал «зелёный коридор»: кочевники не могли грабить жителей Восточной Европы. Это отмечал Артамонов в статье «Первые страницы русской истории в археологическом освещении», считая стабильность, установленную хазарами, предпосылкой славянской колонизации.[39] При ослаблении каганата в ходе гражданской войн начала 9 века на территории Восточной Европы появились печенеги и мадьяры. Уничтожение Хазарии как буфера очень быстро почувствовал Святослав, когда ему пришлось возвращаться в Киев из Болгарии для войны с печенегами. Интересна роль Хазарии в обретении родины венгров. Мадьяры были призваны хазарами во время гражданской войны. Они получали земли (Лебедия у Багрянородного). Хазары назначили Арпада первым венгерским королём.[40] Важную роль каганат сыграли важную роль в формировании торговых путей. Они контролировали волжский путь. А. Толочко, рассматривая происхождение Руси из торговой фактории, отмечал важность этого взаимодействия.

Заключение

Процесс упадка и гибели Хазарии остаётся достаточно туманным. Однако изучение этих событий имеет значимость для исследования постгосударственного периода истории народа. Существуют различные точки зрения на причину краха Хазарии: теория экономического кризиса, несовместимость иудаизации элиты с единством государства, ослабление в ходе войн. Можно выдвинуть и другие предположения: утрата правящей верхушкой легитимности в результате неграмотной внешней и внутренней политики и неповиновение (возможно, и заговор) элиты и войска, который позволил Святославу нанести болезненный удар по стране. Наиболее вероятной представляется версия о закономерном процессе упадка государства: нарастали внутренние и внешние противоречие, на которые система не реагировала вовремя и адекватно.

Упоминания этнонима «хазары» после 969 года свидетельствует о том, что население каганата сохранилось. Хазары как этнос могли остаться на Дону, на Таманском полуострове, на нижней Волге и в Дагестане. Лишённые собственного государства, они быстро ассимилировались, поэтому искать их этническое наследие бесполезно и не нужно. Больший интерес представляет культурное наследие. Оно существует в виде объектов материальной и духовной культур, а также политической традиции и социальных практик. Материальная культура Салтово-Маяцкой культуры была достаточно развитой сравнительно с культурами соседних народов. Она граничила с миром славян, с которым происходил интенсивный культурный обмен. В духовной культуре хазарское наследие сохранилось в виде пословиц, поговорок, традиций. Интерес представляют политическая традиция и социальные практики. К хазарскому наследию в этой сфере могут относиться: институт соправительства, бюрократический аппарат раннесредневекового государства, раннее кормление, налоговая система. Стоит отметить и геополитескую роль Хазарии: остановка арабской экспансии, роль буфера в степном коридоре Евразии.

В заключение хочется сказать,  что факт существования культурного наследия свидетельствует о преемственности эпох. История Хазарского каганата (как и история Скифии, Тюркского каганата, Древней Руси) является одним из этапов истории России.

Список использованных источников и литературы:

Источники:

Ал-Истахри «Книга путей государств» // Калинина Т. М., Флёров В. С., Петрухин В. Я. Хазария в кросскультурном пространстве: историческая география, крепостная архитектура, выбор веры / Т. М. Калинина, В. С. Флёров, В. Я. Петрухин. – М.: Рукописные памятники древней Руси, 2014. – 208 с.

Ал-Мукаддаси «Лучшее разделение для познания климатов» // Новосельцев И.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа / И. П. Новосельцев. М.: Наука, 1990. – 264 с.

Ибн Хаукаль «Книга путей и стран» // Новосельцев И.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа / И. П. Новосельцев. М.: Наука, 1990. – 264 с.

Ибн Мискавейх «Книга испытаний народов» // Новосельцев И.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа / И. П. Новосельцев. М.: Наука, 1990. – 264 с.

Константин Багрянородный «Об управлении империей» // режим доступа: http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/Konstantin_bagrianorodni.pdf

Нестор Повесть временных лет / Нестор // Режим доступа: http://librebook.me/povest_vremennyh_let/vol1/2

Письмо царя Иосифа Хасдаю ибн Шапруту (в переводе Коковцева) // режим доступа: http://сувары.рф/ru/content/kokovcev-p-k-evreysko-hazarskaya-perepiska-v-x-veke

Литература:

Аджиев М.А. Древнетюрские элементы в кумыкском фольклоре // Дагестан в эпоху Великого переселения народов (этногенетические исследования). — Махачкала, 1998. — С. 154—158

Артамонов М. И. История хазар / М. И. Артамонов Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. – 521 с.

Артамонов М. И. Первые страницы русской истории в археологическом освещении // Советская археология,1990, № 3, С. 271-290.

Васильев Д. В. Город и область Саксин в свете новых данных археологии / Д. В. Васильев // Поволжская археология. – 2015. – № 2 (12). – С. 189–267.

Винников, А. З. По дорогам минувших столетий : археологи о древней истории Воронежского края / А. З. Винников, А. Т. Синюк ; авт. предисл.: А. Д. Пряхин. - Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1990. - 318 с.

Винников А. З. Загоровский В. П. Шахматная фигурка с Маяцкого городища / А. З. Винников, В. П. Загороский // Археология Восточно-европейской лесостепи. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1980, С. 159 -161

Гинзбург В. В. Антропологические данные по этногенезу хазар. Советская этнография, 1946, №2, стр. 81-86

Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь /Л. Н. Гумилёв М.: Изд. «Астрель», 2012. - 770 с.

Казиханова А. А. Этапы расселения тюркоязычных народов на территории Приморского Дагестана в раннесредневековую эпоху : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Махачкала, 2000. - 32 с.

Калинина Т. М., Флёров В. С., Петрухин В. Я. Хазария в кросскультурном пространстве: историческая география, крепостная архитектура, выбор веры / Т. М. Калинина, В. С. Флёров, В. Я. Петрухин. – М.: Рукописные памятники древней Руси, 2014. – 208 с.

Клёсов А., Татьяна Ф. / А. Клёсов, Т. Фадеева. Вестник Академии ДНК-генеалогии, 2016, декабрь, том 9, №6, стр. 913-922.

Кеннеди П. Влёты и падения великих держав / Пол Кеннеди. Изд. Гонзо, 2018. - 848 с.

Ляпушкин И. И. Памятники салтово-маяцкой культуры / И. И. Ляпушкин // Труды Волго-донской археологической экспедиции. Материалы и исследования по археологии СССР. М.: Издательство Академии наук СССР, 1958 С. 85-151

Москаленко А. Н. Городище Титчиха / А. Н. Москаленко Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1965, 311 с.

Новосельцев И.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа / И. П. Новосельцев. М.: Наука, 1990. – 264 с.

Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту) / Б. Б. Пиотровский.  М.: Изд. Восточной литературы. – 284 с.

Савицкий Н. М. Домостроительство населения лесостепного варианта Салтово-Маяцкой культуры и домостроительство восточных славян (к проблеме контактов и взаимовлияний) / Н. М. Савицкий // Дивногорский сборник: труды музея заповедника «Дивногорье», 2016. С. 255-269

Толочко А. П. Очерки начальной Руси / А. П. Толочко. Киев; Санкт-Петербург: Лаирус, 2015. – 336 с.

Трепавлов В. В. Государственный строй Монгольской империи XIII в.: Проблема исторической преемственности. / В. В. Трепавлов // М.: «Восточная литература», 1993. 168 с.

Шихалиев Д. М. Рассказ кумыка о кумыках // Д. М. Шихалиев Тифлис: газеты "Кавказ", 1848, №№ 37-44 Режим доступа: http://kumukia.ru/article-1503&page=1

Щавелев С. П. Новые соображения о славянской дани / С. П. Щавелев //Дивногорский сборник: труды музея заповедника «Дивногорье», 2016. С. 159-173

 


[1] Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь /Л. Н. Гумилёв М.: Изд. «Астрель», 2012. С. 193

[2] Там же

[3] Там же С. 195

[4] Толочко А. П. Очерки начальной Руси / А. П. Толочко. Киев; Санкт-Петербург: Лаирус, 2015. С. 313

[5] Артамонов М. И. История хазар / М. И. Артамонов Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. // Режим доступа: http://kronk.spb.ru/library/artamonov-mi-1962-17.htm дата обращения: 16. 01. 2019

[6] Кеннеди Пол Взлёты и падения великих держав // режим доступа: https://www.rulit.me/books/vzlety-i-padeniya-velikih-derzhav-ekonomiches... дата обращения: 26.01.2019

[7]Повесть временных лет // Режим доступа: http://librebook.me/povest_vremennyh_let/vol1/2 дата обращения: 18.01.2019

[8] Новосельцев И.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа / И. П. Новосельцев. М.: Наука, 1990. // Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/NAP/nap0112.htm дата обращения: 16.01.2019

[9] Там же

[10] Там же

[11] Новосельцев И. П. Указ соч. // Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/NAP/nap0112.htm дата обращения: 16.01.2019

[12] Там же

[13] Там же

[14] Новосельцев И. П. Указ. соч. // Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/NAP/nap0155a.htm дата обращения: 18.01.2019

[15] Артамонов М. И. История хазар / М. И. Артамонов Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. // Режим доступа: http://kronk.spb.ru/library/artamonov-mi-1962-25.htm. дата обращения: 16. 01. 2019

[16] Артамонов М. И. Указ. соч. // Режим доступа: http://kronk.spb.ru/library/artamonov-mi-1962-25.htm дата обращения: 18.01.2019

[17] Новосельцев И. П. Указ. соч. // Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/NAP/nap0155a.htm дата обращения: 18.01.2019

[18] Васильев Д. В. Город и область Саксин в свете новых данных археологии / Д. В. Васильев. Журнал «Поволжская археология», 2015. // Режим доступа: http://archaeologie.pro/ru/archive/12/208/ дата обращения: 18.01.2019

[19] Калинина Т. М., Флёров В. С., Петрухин В. Я. Хазария в кросскультурном пространстве: историческая география, крепостная архитектура, выбор веры / Т. М. Калинина, В. С. Флёров, В. Я. Петрухин. – М.: Рукописные памятники древней Руси, 2014. С. 18

[20] Клёсов А., Татьяна Ф. / А. Клёсов, Т. Фадеева. Вестник Академии ДНК-генеалогии, 2016, декабрь, том 9, №6, стр. 913-922.

[21] Гинзбург В. В. Антропологические данные по этногенезу хазар. Советская этнография, 1946, №2, стр. 81-86

[22] Ляпушкин И. И. Памятники салтово-маяцкой культуры / И. И. Ляпушкин // Труды Волго-донской археологической экспедиции. Материалы и исследования по археологии СССР. М.: Издательство Академии наук СССР, 1958 С. 141

[23] Савельев Е. История Дона и казачества // Режим доступа: http://passion-don.org/historydon/historydon_5.html дата обращения: 18.01.2019

[24] Шихалиев Д. М. Рассказ кумыка о кумыках // Режим доступа: http://kumukia.ru/article-1503&page=1 дата обращения: 26.01.2019

[25] Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту) / Б. Б. Пиотровский.  М.: Изд. Восточной литературы, 1959. С. 258

[26] Повесть временных лет // Режим доступа: http://librebook.me/povest_vremennyh_let/vol1/1?mtr= дата обращения: 25.01.2019

[27] Ляпушкин И. И. Указ. соч. С. 119

[28] Щавелев С. П. Новые соображения о славянской дани / С. П. Щавелев //Дивногорский сборник: труды музея заповедника «Дивногорье», 2016. С. 162

[29] Савицкий Н. М. Домостроительство населения лесостепного варианта Салтово-Маяцкой культуры и домостроительство восточных славян (к проблеме контактов и взаимовлияний) / Н. М. Савицкий // Дивногорский сборник: труды музея заповедника «Дивногорье», 2016. С. 257

[30] Москаленко А. Н. Городище Титчиха / А. Н. Москаленко Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1965, С. 112

[31] Москаленко А. Н. Указ. соч. С. 68

[32] Константин Багрянородный «Об управлении империей» // Режим доступа: http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/Konstantin_bagrianorodni.pdf дата обращения: 25.01.2019

[33] Винников А. З. Загоровский В. П. Шахматная фигурка с Маяцкого городища / А. З. Винников, В. П. Загороский // Археология Восточно-европейской лесостепи. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1980, С. 159

[34] Казиханова А. А. «Этапы расселения тюркоязычных народов на территории приморского Дагестана в раннесредневековую эпоху» // Режим доступа: http://www.hagahan-lib.ru/library/etpapi-rasseleniya-turkojazichnih-naro... дата обращения: 26.01.2019

[35] Аджиев А.М. Древнетюркские элементы в кумыкском фольклоре. // Дагестан в эпоху Великого переселения народов (этногенетические исследования). С. 155.

[36] Письмо царя Иосифа Хасдаю ибн Шапруту (в переводе Коковцева) // Режим доступа: http://сувары.рф/ru/content/kokovcev-p-k-evreysko-hazarskaya-perepiska-v-x-vekeдата обращения: 25.01.2019

[37] Щавелев С. П Указ. соч. С. 161

[38] Калинина Т. М., Флёров В. С., Петрухин В. Я. Указ. соч. С. 18

[39] Артамонов М. И. Первые страницы русской истории в археологическом освещении // Режим доступа: http://www.repin.in.ua/ru/articles/mi-artamonov-pervye-stranicy-russkoy-... дата обращения: 25.01.2019

[40] Константин Багрянородный «Об управлении империей» // Режим доступа: http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/Konstantin_bagrianorodni.pdf дата обращения: 25.01.2019