Креативное мышление - залог успеха и вдохновения
18 сентября в отеле "Ямской" состоялся семинар Классической Школы культурного волонтёрства 2.2 на тему: "Что такое креатив? И почему он всем нужен?". Ярко и интересно провел его Распопов Андрей Владиславович. Он прекрасно разбирается в этой теме, поскольку погружен в неё с юных лет. Его детство прошло во всемирно известной группе “Волшебники двора”, в юности он был участником проекта "Герои", который продюсер Виталий Осошник создал для своих повзрослевших “волшебников”, а потом, вполне закономерно решил получить профессиональное образование в творческой сфере. Подавал документы в несколько престижных ВУЗов, поступил в ГИТИС и окончив его, стал специалистом в сфере продюсирования исполнительских искусств. Андрей выбрал эту профессию сознательно, она понравилась ему как практичная и разносторонняя, к тому же вдохновлял успешный пример Виталия Осошника, который всецело поддерживал своего ученика. Но потом решил вернуться в Воронеж, ведь родной город — это его "место силы" и сейчас развивает семейный бизнес — компанию по организации праздников “ARTGALAXY AIR”, одновременно обучаясь в магистратуре Воронежского Государственного Университета на факультете философии и психологии.
Он сходу заявил, что креатив — это довольно простое понятие. Во всяком случае в России под ним понимается что-то связанное с рекламой, с помощью чего можно продвинуться и прославиться, а ещё это нечто вирусное, что заражает. Далее он предложил порассуждать на эту тему самим слушателям. Собравшиеся понимали под этим словом творчество, изобретательность, активность, какое-то яркое явление, а креативный человек — это тот, который может дать необычный подход к делу, повести за собой. Андрей согласился, что действительно слово "креатив" в настоящее время переводится как "творчество". А творчество — это процесс в результате которого образуется что-то новое и ценное. Но изначально оно обозначало "нечто созданное Богом", "Божье творение", современное значение слово обрело лишь в эпоху Возрождения, когда на первый план вышел Человек, который творит и созидает, меняя мир вокруг себя.
А ещё оказалось, что креатив можно создавать разными способами, такими как "генерация идеи", прекрасной иллюстрацией которого является так называемая "кирпичайка" — кирпич + чайка. Или наоборот деконструкцией предметов, которая была наглядно представлена на примере аккордеона, сочетающего в себе элементы фортепиано и гармони. Можно изготовить привычный предмет из непривычных материалов (подобно гусенице Джеффа Кунца). Также весьма популярным методом является "фильтрация хаоса", когда новое заполняет пустоту, расширяя границы познаваемого мира.
Оказалось, что творческий процесс — такую вроде бы тонкую, непонятную и непредсказуемую субстанцию, можно чётко разложить по пунктам в виде модели Валлеса, позволяющей тестировать идеи и переводить их в материальный мир, в котором идея может исчезнуть, раствориться или прижиться и распространится, возможно даже став вирусной. Идеи обычно распространяются методами копирования и модернизации, а чаще всего их сочетанием. И весь наш мир, по сути, результат креативного мышления человека.
Во второй части семинара раскрывалась тема развития искусства с древнейших времён до наших дней. На протяжении многих веков художественные произведения совершенствовались и усложнялись, в них был заложен глубокий смысл. Но на рубеже XIX и XX веков происходит коренной перелом — на смену академическим канонам приходит современное искусство, отображающее уже не реальный мир, а скорее эмоциональные переживания автора. Появляется много новых направлений, объединённых одной общей идеей — беспредметности и отсутствием явного, видимого смысла. Данное явление получило название концептуализма. Теперь кто угодно может назвать себя художником и использовать при этом абсолютно любые средства самовыражения. Это с блеском доказал Маурицио Капелано в своём произведении "Комедиант" которое он создал из банана и куска скотча. Удивительно что оно было продано за 120 000 долларов, после чего банан просто съел другой художник — Дэвид Датуна. По словам Жана Бодрийяра — французского социолога культуролога и постмодерниста — "Смысл современного искусства не в создании смыслов через него, а в лишении его даже намёка на смысл". Более того, для того чтобы создавать произведения искусства сейчас уже не обязательно быть человеком, картины рисуют животные и даже нейросети. А каждый зритель теперь становится как бы соавтором художественных произведений, понимая их по-своему и интерпретируя в силу своего опыта. Что, с одной стороны, развивает фантазию и креативность, но с другой не позволяет понять авторский замысел без подробных объяснений.
Но отчего произошел столь радикальный поворот? Тому способствовало сочетание сразу нескольких причин. Во-первых, лавинообразное увеличение численности населения нашей планеты (за последние сто лет оно выросло в несколько раз). Чем выше плотность населения, тем больше узких специалистов. Во-вторых, тренд на глобализацию, но при этом стремление к индивидуализму. Многие люди уже не ощущают потребности быть членом какой-то общности, стараясь стать как можно более самобытными. И зародилось это явление отнюдь не вчера, а ещё в 70-е годы прошлого века в США, под влиянием культуры хиппи, которые очень хотели отличаться от своих родителей и стремились выделиться любой ценой. Их поддержали другие неформальные группы, количество которых увеличивается с каждым десятилетием, а производители, уловив этот тренд, расширяют ассортимент, изо всех сил пытаясь удовлетворить даже самые необычные потребности современных потребителей.
Но при всем при этом, в настоящее время современное искусство испытывает явный "кризис идей". Многим кажется, что "всё уже спето и сказано" и ничего принципиально нового изобрести невозможно. И на первый план выходят менеджеры, агенты, посредники, способные интересно преподнести и выгодно продать всё, что угодно. Впрочем, в этом процессе тоже есть немалая доля креативности.
В общем, подводя итоги семинара, можно сказать, что креатив — это очень широкое понятие. Он пронизывает все сферы нашей жизни, всегда был, есть и будет, поскольку стремление к творчеству лежит в основе человеческой природы. Благодаря ему человек способен видеть прекрасное где угодно, в чем угодно и когда угодно, вдохновляться увиденным и вдохновлять других. Хочется верить, что эта способность будет присуща нам всегда и человечество никогда не превратится в безликую, однородную и равнодушную массу, ведь это будет означать "начало его конца". Надо постараться, чтобы это никогда не случилось. Желаю всем своим читателям творческих успехов.
Текст – Майя Трубицына