Контрабас в черном лофте или осенние премьеры Нового театра
Воронеж – город театральный. А ведь были времена, когда воронежский зритель имел только одну возможность утолить свою страсть к драматическому искусству – посетив театр имени А. Кольцова. У младшего населения был ТЮЗ. Теперь же драматических театров в Воронеже несколько, и каждый любим своим зрителем, и каждый интересен по-своему. Один из них - Новый театр, имеющий яркий индивидуальный стиль.
К новому театральному сезону театр приготовил две премьеры. Чтобы не вводить в заблуждение, сразу поясним, что под первой нужно понимать стены - собственный театральный дом, обустройством которого труппа театра занималась летом, дабы успеть к открытию сезона.
Появившееся у Нового театра свое здание и снаружи и внутри выглядит как воплощение целостного замысла современного художника. Кто хочет убедиться в этом, может по адресу улица Фридриха Энгельса, 60а пройти через арку во двор – и вот они, черные кирпичные стены театра. Зайдя в него, вы попадаете в белый лофт - небольшой вестибюль, откуда хорошо просматривается, по контрасту черный от пола до потолка, зрительный зал, Большие лампы желтого искусственного света освещают это пространство без окон.
Завершенность богемному лофту придают музыкальные инструменты на сценическом пространстве и фотографии на стенах белого вестибюля. Впрочем, и выделяющийся ярким лаком контрабас на возвышении, и сияющий саксофон, и фотографии - не просто детали современного интерьера, они - важная составляющая нового спектакля «Точка на карте». Этот спектакль и есть главная премьера театра, и 30 сентября зрители имели возможность познакомиться с ней.
Название спектакля имеет географическое звучание: точка на карте - это принятое обозначение города. И именно город, наш город, по замыслу создателей, должен был стать главной темой нового спектакля. Необычный ракурс театральной постановки, вероятно, и явился поводом к тому, что спектакль был утвержден как Федеральный проект и получил грант. Гранты, как известно, выделяются на проведение исследовательских работ. И такая работа была проделана режиссером театра Викторией Шаламовой и руководителем проекта и актрисой Марией Конотоп - вместе с воронежскими подростками, привлеченными к проекту. Подростки, которых в конечном итоге набралось сто человек, - это те, кто прошел два тура кастинга, объявленного театром, самые искренние, самые эмоциональные и артистичные; некоторые из них задействованы и в спектакле.
Все лето ребята водили Марию и Викторию по городским маршрутам и рассказывали связанные с любимыми уголками Воронежа личные истории. Вот потому-то в вестибюле театра и оказались снимки из фотовыставки Ольги Кардашовой «Прочтение города». Как рассказала режиссер, они являются частью спектакля и призваны, как и само действо, вызвать зрителя на доверительный теплый разговор о родном городе.
Впрочем, к сожалению, или к счастью, общие законы Искусства театра оказались непреложны, и в конечном итоге главным героем спектакля ощущается отнюдь не город в его пространственно-архитектурном выражении, а люди. Именно они, совершенно реальные, юные, говорят на разные голоса в спектакле. В их кратких монологах слышна личная интонация - теплые воспоминания детства и первые переживания на пороге взрослой жизни - дружба, мечты, первая любовь…Так что, совсем скоро перестаешь вслушиваться в топонимические городские координаты, захваченный юной искренностью. И можно только поздравить режиссера и актеров: им удалось и в этот раз создать в зале особую теплую атмосферу узнавания и сопереживания.
Несколько слов хочется сказать о жанровых особенностях спектакля. У театра существует свой стиль сценического воплощения драматургического материала – это синтез слова, пластики, актерской игры, хореографии, иногда вокала. В новом спектакле «Точка на карте» со сценической площадки звучало не авторское слово - почти в полном объеме был использован текст высказываний подростков- участников проекта. И это дает основание отнести постановку к вербируму, жанру современной драматургии, где монологи представляют собой записанный в реальной жизни текст, принадлежащий реальным не театральным людям.
Интересно, что в то же время и жанровое определение своего творения его создателями, как «городской поэмы с симфоническим оркестром», тоже имеет право на существование: и поэма (в смысле поэтической атмосферы) состоялась, и оркестр, как ни странно, звучал - хотя, и не в классическом формате: недаром контрабас и саксофон оказались на сцене, а с ними и другие оркестровые и неоркестровые инструменты. Так что, живая музыка в спектакле – это еще одна успешная премьера театра.
Пожелаем же Новому театру новых ярких премьер и творческих удач.
Текст - Алла Яровая
Фото – Новый Театр