Классика для людей (Конкурс музыкальных отзывов Воронежской филармонии)
30 ноября Воронеж накрыло проливным дождем. Однако это не помешало любителям музыки заполнить зал филармонии. В программе значились Вагнер, Мартину и Плакидис. Если с Вагнером всё более-менее ясно – великий реформатор музыкального театра, либреттист собственных опер, строитель своего театра, до 18 лет собиравшийся стать филологом, а не музыкантом, то имя чешского композитора XX века Богуслава Мартину в концертах фигурирует нечасто. Что до латвийского автора Петериса Плакидиса, между прочим, нашего современника, ушедшего из жизни всего пару лет назад, с ним из воронежских любителей академического жанра вообще вряд ли кто знаком.
Всю эту неординарную компанию собрали в одну программу Илмар Лапиньш, который в этот вечер дирижировал Воронежским академическим симфоническим оркестром, и кларнетист Димитрий Кашкаров. Оба гастролера прибыли в Воронеж из Иркутска.
Первые звуки увертюры Вагнера к опере «Лоэнгрин» заставили забыть и о проливном дожде, и о мокрой обуви, и о других неприятностях, таких мелких и незначительных по сравнению с великой музыкой. Она, словно лучи, исходила из рук маэстро и освещала самые глубокие уголки сознания.
Контрастом вагнеровской патетике стала «Еще одна опера Вебера» для кларнета и симфонического оркестра Плакидиса. Произведение, с одной стороны, выстроенное по классическим законам, с другой – откровенно ироничное по содержанию. Димитрий Кашкаров виртуозно доказал, что кларнет, оставаясь инструментом симфонического оркестра, уместен и классике, и в альтернативной музыке.
Четвертая симфония Богуслава Мартину поставила красивую точку в этой многоцветной, как сама жизнь программе. Композитор написал ее в самом конце Второй мировой войны, вложив в произведение историю борьбы и страдания, радости и гордости, ликования и победы – всего, что нелегко высказать словами, но можно выразить в музыке.
Текст: Антон Остапов, победитель конкурса музыкальных отзывов Воронежской филармонии (2 место). Фото: Наталья Коньшина.