Как в библиотеке карагоды водили

Прохладным и дождливым выдался в Воронеже последний день апреля. А в Городской библиотеке искусств им. А.С. Пушкина было празднично. Праздничное настроение чувствовали все, кто пришел на концерт фольклорного ансамбля «Воля» Воронежского Института Искусств.

Перед началом выступления руководитель ансамбля, профессор ВГИИ и Заслуженный деятель искусств РФ Сысоева Галина Яковлевна рассказала об уникальности его репертуара. Сегодня уже нет многих тех сел и деревень, где успели побывать в свое время приехавшие за народными песнями студенческие фольклорные экспедиции Воронежского Института искусств. Не успей они, бытовавшие здесь старинные песни, могли бы исчезнуть безвозвратно, ибо живут они лишь в памяти и устном исполнении жителей деревни, вернее, жительниц. Теперь же ансамбль является единственным обладателем многих из них.

«К большому сожалению», - сказала Галина Яковлевна, - общий для современной России процесс умирания деревни коснулся и территорий бывшей Воронежской губернии. Когда-то она охватывала, помимо современной Воронежской области, также часть Белгородской – а ведь именно в этих в южнорусских областях столетиями бытовали самые богатые певческие традиции народного многоголосия.

Но вот на сцене молодые исполнители - с ними в одном ряду и их наставница, и руководитель... Каждая исполнительница одета в аутентичный наряд какого-либо района либо деревни Воронежской губернии. Все наряды красочны и все они разные - как и песни каждой местности. 

Наконец звучит песня. Чаще всего, народную песню «зачинает», как говорят в народе, один голос. Затем одновременно и сильно вступают остальные, при этом каждый исполнитель импровизирует - так рождается уникальное многоголосие. И только на последней ноте куплета голоса сливаются в унисон. 

От песни к песне все более нарастает поток энергии со сцены. И вот в момент кульминации при исполнении карагодной вдруг слышится дроботанье чьих-то каблучков, а уж дальше - и общая пляска по кругу! В эту минуту, даже сидя в зале, ощущаешь свою вовлеченность в это общее движение, рожденное мощным песенным потоком, и понимаешь, почему на деревенских гуляниях, обычно, не оставалось никого от него в стороне.

В этот день в исполнении ансамбля прозвучали песни календарные, протяжные, свадебные, карагодные (круговая пляска). По народной традиции большинство исполнялось «а капелла», то есть без сопровождения, и только некоторые - под гармонь. Тут нужно сказать несколько слов о гармонисте – он же единственный представитель мужского вокала в ансамбле. Без него, как кажется, могли не состояться некоторые из самых ярких песен концерта. Впрочем, почти каждая исполнительница также имела возможность продемонстрировать свой индивидуальный тембр и манеру исполнения, сольно зачиная какую-либо песню. И каждому в этот день хватило аплодисментов!

Кроме русских песен, в концерте прозвучали также две украинские, имеющие свои мелодические, ритмические и жанровые особенности. Украинские песни бытовали в южных районах Воронежской губернии – в частности, в Богучарском, откуда родом сама Галина Яковлевна.

Свою любовь к родному краю Галина Ивановна выражает не только в народных песнях, но и в своих живописных работах. Выставка ее работ стала органичным обрамлением концерта, и, выходя из зала, многие вновь захотели полюбоваться пейзажами Галины Яковлевны, запечатлевшими уголки природы Богучарского района.

По окончании концерта Галина Яковлевна пообещала восхищенным слушателям новую встречу, пригласив поклонников народного песенного творчества в следующий раз к себе, в Институт искусств - в мае.

Текст - Алла Яровая
Фото - Городская библиотека искусств им. А.С. Пушкина