Изменение дворянского быта в XIX веке
Здесь представлена работа в номинации "Доходчиво и интересно о нашем прошлом" конкурса "Наследие предков - молодым" 2018 года. Автор - Екатерина Зверева (пгт. Грибановский Грибановского района Воронежской области), научный руководитель - Комбарова Людмила Алексеевна. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie
Введение
Актуальность темы исследования. История повседневности, то есть история быта является одним из современных направлений исторических исследований. Изучение повседневной жизни отдельных слоёв общества, в том числе изменений, происходивших в быту и образе жизни различных сословий, помогает более ярко раскрыть влияние той или иной политики, проводившихся преобразований, на жизнь общества. Особый интерес вызывает исследование дворянского быта, поскольку именно дворянское сословие было на вершине социальной иерархии Российской империи и мобильнее всех реагировало на общеполитическую ситуацию. В отличие от более традиционных укладов жизни крестьянства, торгово-ремесленных слоёв, дворянский быт отражал в себе влияние самых разных факторов, таких как:
- Расширение контактов с Западной Европой. Здесь следует применить такой термин как «вестернизация», то есть заимствование различных западноевропейских достижений в области культуры, науки и быта. Следует отметить, что особенно активно этот процесс начинается в период правления Петра I.
- Изменения в общественно-государственном строе.
- Достижения науки.
- Развитие системы образования.
Особое влияние на изменение дворянского быта в XIX веке оказали Великие реформы Александра II. Одной из самых масштабных реформ была крестьянская реформа 1861 г., которая привела к отмене крепостного права и освобождению российских крестьян от зависимости. Дворяне лишились основных рабочих рук, обеспечивавших материальную сторону их существования в дореформенный период. После этой реформы жизнь дворян начала меняться кардинально, чаще всего не в лучшую сторону, что непосредственно вызывало и изменения в быту.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что изучение истории повседневности, истории быта позволяет ценить и сохранять национальные и культурные традиции, историческое наследие предков.
Объект исследования - дворянский быт XIX века.
Предмет исследования – изменение дворянского быта в XIX веке.
Хронологические рамки исследования охватывают XVIII–XIX вв. Привлечение материала по XVIII веку необходимо для того, чтобы можно было проанализировать изменения, произошедшие в дворянском быте в XIX в.
Целью исследования является изучение быта дворянства в XIX веке, сопоставив его с дворянским бытом предшествующего столетия, и выявить произошедшие изменения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Изучить повседневную жизнь дворян на примере усадебного комплекса XVIII – XIX вв.;
- Описать изменения в моде и внешнем виде дворян;
- Охарактеризовать и проанализировать положение женщин в обществе, в том числе возможность получения ими образования;
- Рассмотреть проблему угасания дворянства как сословия на примере изменений в повседневном быту.
1. Дворянский быт в XVIII веке
1.1. Усадебный быт российского дворянства в XVIII веке
Жизнь русского дворянства в усадьбе – это особый и в то же время поразительный культурный феномен, который ограничен в пространстве времени. Это, безусловно, наше российское явление, возросшее на русской культурной почве и подпитываемое живой национальной традицией.
Массовое строительство усадеб начинается в 60-е – 80-е годы XVIII века, спустя около 50 лет после указа о единонаследии 1714 года [8, с. 166], в котором чётко указывается на юридическое слияние вотчины и поместья, что непосредственно повлияло на зарождение такого феномена как усадьба.
Дворянская усадьба является уникальной культурной средой. Конечно, быт русской дворянской усадьбы был достаточно сложным. В быте дворянской усадьбы переплетались различные традиции, обычаи и явления. Множество дворянских семей переезжали из города в деревню летом, а зимой возвращались назад в город. Этот обычай имел широкое распространение, и это привело к тому, что начали появляться так называемые «подмосковные» деревни (усадьбы), которые приобретались специально для летней жизни.
Огромное воздействие оказывали на образ жизни в усадьбе такие факторы, как русская природа и связанные с ней удовольствия и развлечения, различные хозяйственные заботы, постоянное общение с крестьянами, тесный круг соседей и родственников, вне которого немыслима была жизни в деревне. Но, следует сказать, что своеобразие быта дворянской усадьбы определялось ещё одной особенностью – бесплатный труд крепостных крестьян, которым без зазрения совести пользовались помещики.
Примерно до середины XVIII века дом дворянина был в некотором роде просто жилищем, построенный традиционно и удобно. Поскольку дом был достаточно «простым», то обустраивался в основном двор, сад, огород, строились различные хозяйственные постройки. Такие усадьбы «хозяйственного» типа не были редкостью. Если изб было не одна, а несколько, то они соединялись вместе и получались «хоромы». То есть получался достаточно большой дом, в котором тёплые помещения чередуются с холодными или «летниками».
В 70-е годы XVIII в. деревянные дома помещиков, которые строились основном из сосны или дуба, стали штукатурить: набивали на стену дранку, покрывали её раствором из глины, муки и извести [1, с. 305]. Далее по уже высохшей штукатурке дом покрывался краской.
Некоторые богатые помещики строили помимо деревянных домов ещё и каменные, но в них они жили только летом, а с наступлением холодов переселялись в деревянный, так как каменный дом трудно протопить дровами [25, с. 8]. Но следует отметить, что дом у дворян должен был выполнять две функции: бытовую (быть удобным для жилья) и представительскую (как место различных светских развлечений). В определённых случаях первую роль играл как раз деревянный дом, а вторую - каменный.
В самом же усадебном доме обычно выделяются «парадные покои». Парадные покои включали в себя в первую очередь гостиную, которая при необходимости была ещё и парадной столовой, и зал для танцев [25, с. 8]. Также историки относят к парадным помещениям кабинет хозяина дома, будуар его жены и буфетную. Эти «особенные» помещения очень отличались от других комнат в доме. Например, в них были постелены паркетные полы, был достаточно высокий потолок.
Парадные комнаты располагались в фасадной части дома на первом этаже. Во II половине XVIII века дома начали строить по «анфиладному принципу», то есть как Зимний дворец. Анфиладный принцип означал, что все парадные помещения должны размещаться только в линию, при необходимости двери из одной парадной комнаты в другую раскрывались, таким образом, получался одним большим вытянутым залом. Следует сказать, что именно поэтому парадные помещения были непригодны для жилья, так как в таких комнатах гуляли сквозняки, их не могла прогреть ни одна печь [15, с.157 – 173].
Кроме парадных комнат в доме были и обычные, жилые помещения – для самих дворян и их прислуги. Из дворянских жилых помещений «мужской» части следует выделить кабинет. В нем занимались особо важными делами: вели хозяйственные записи, слушали доклады старосты и управляющего. Также в кабинет ставили складную кровать или диван, тогда кабинет одновременно становился и спальней, превращаясь в «жилую комнату» помещика [25, с. 8].
«Женская» часть дома была намного функциональнее, чем «мужская». Будуар («женская» комната, обычно это спальня или гостиная) носил светский характер [24, с. 137]. Здесь хозяйка принимала своих гостей, чаще всего соседок, которые приезжали без мужа с детьми или одна. Здесь же пребывали дамы, когда мужчины уходили в кабинет и обсуждали насущные проблемы того времени. Вторым после спальни обязательным помещением «женской» части дома была девичья – комната женской прислуги. Здесь была устроена своеобразная мастерская, где вышивали, плели кружева, пряли.
Что касается подсобных помещений прислуги, то это были в основном прихожая, сени, лакейская (место, где проживала прислуга мужского пола) и чулан. На втором этаже дома располагалась детская комната, комнаты для няни, учителей, гувернёров. На втором этаже располагали гостей, если в доме не было флигеля - вспомогательной пристройки к жилому дому. Второй этаж дома отличался от первого тем, что там были более низкие потолки, окна меньших размеров и сами комнаты соответственно были достаточно маленькими.
С чего начиналась обстановка дома? А начиналась обстановка, конечно же, с печей. «Голландская» печь в конце XVIII века с латунными узорными заслонками и расписными изразцами стали уходить в прошлое, а на смену им пришла кирпичная и раскрашенная печь [2]. Печь растапливалась рано утром до подъёма господ и жар старались поддерживать до двух, а то и до трёх часов ночи [3].
На территории усадьбы находились различные постройки. Это были в основном хозяйственные: амбары, сараи, скотный и птичий дворы, конюшни, кухня. Все эти постройки располагались на «заднем дворе». Особую роль играли оранжерея и фруктовый сад, который часто пристраивались к дому. Сад разбивали на «секции»: грушевое, вишнёвое, малиновое, сливовое и т.д. [25, с. 8] Также, помимо сада был ещё и парк с различными цветниками. Ещё одной важной составляющей усадьбы была церковь, которая являлась постоянной заботой помещика. Если в усадьбе была ветхая часовенка или убогий храм, то это было признаком несостоятельности хозяина усадьбы, свидетельством эгоизма, поэтому помещики старались украшать здание церкви и содержать её в порядке.
Таким образом, можно сделать вывод, что усадьба дворянина является особенным конгломератом культур. Кроме того, что фундаментом усадьбы было официальное господствующее направление, она включала в себя различные элементы народной и городской культуры. Крепостническая природа дворянской усадьбы придаёт ей двойственный и противоречивый характер. Культура усадьбы XVIII века занимает особое место в истории русской культуры этого периода.
1.2. Внешний вид дворян в XVIII веке
Что можно сказать о человеке по его одежде? Практически все. Одежда, обладая различными свойствами языка, сообщает нам о человеке самую разнообразную информацию. В России до XVIII века люди в основном не задумывались над этим и носили традиционный русский костюм. Но Пётр I решил кардинально изменить внешний вид своего народа, в частности дворян, чтобы люди, видевшие первый раз человека, сразу понимали, что перед ним дворянин. Поэтому произошла замена русского костюма на общеевропейский в начале XVIII века.
Итак, костюм мужчин состоял из рубашки с жабо из кружева, кафтана и камзола. Кафтан был обычно суконным, сшитый узко в талию и расширяющийся к низу. Весь образ дополняли короткие, застёгивающиеся под коленом штаны – кюлоты, чулки и, конечно, башмаки с пряжками. Что касается головного убора, то носили в основном треуголку, а верхней одеждой был суконный плащ. Волосы расчёсывали на прямой пробор, но самые выдающиеся модники носили парики [20].
Постепенно в российскую моду начали входить домашние одежды. Дома дворянин носил шлафрок – халат, служивший первоначально одеждой для сна [25, с. 14]. Шлафрок шили из дорогих тканей, таких как бархат и шёлк и носили его обычно сверху кюлотов и рубашки.
Почти до конца XVIII века мужская одежда не изменяет свой вид, но уже с начала 70-х годов под влиянием Западной Европы, русский дворянский костюм претерпевает значительные изменения. Западноевропейская мода распространялась за счёт модных журналов и готовых нарядов, которые выписывались из Лондона и Парижа.
Упрощение формы и силуэта одежды происходит уже в конце XVIII века. Кафтан становится более узким, приобретает скошенные полы и стоячий воротник, все чаще заменяется фраком. Фраки шили из сукна, тяжёлого шелка и бархата. Но при Павле I, в последние годы XVIII века французская мода подверглась гонениям. Были запрещены фраки, длинные панталоны, жилеты, короткая стрижка и т.д. Дворянский костюм стали шиться на прусский манер.
Изменения в течение XVIII века происходят и в женской одежде. В начале XVIII века женщины носили платья, которые состояли из узкого лифа с достаточно глубоким вырезом и пышной юбки. Обычно дворянки носили сразу два платья: нижнее, которое ещё называли глухим, и верхнее – гродетур. Платья, лифы, юбки шили обычно из тяжёлых шёлковых, очень часто они оформлялись растительным орнаментом и отделывались мехом [20].
В середине XVIII века женский костюм стал подвергаться новым веяниям французской моды. Юбки сильно расширились к низу, их стали носить на панье (каркас из ивовых или стальных прутьев для придания пышности женской юбке), а уже с 60-х годов XVIII века под них стали надеваться особые расширяющие линии, которые закреплялись вокруг талии. Позже, в 70- х – 80-х годах, юбки уже не стали расширяться в боках, стали намного мягче, драпируются сзади в виде турнюра, то есть под юбку клался специальный ватный валик [25, с. 15].
Отдельно следует выделить бальное платье дам XVIII века. Такие платья были с глубоким вырезом и имели шлейф, его надевали сверх юбки верхнего платья, а вот во время танцев шлейф обычно отстёгивали. Необходимым дополнением к бальному платью был веер.
Уже в конце XVIII века на женский костюм начинает влиять античность. В русскую моду стали входить лёгкие платья, которые подхватывали поясом под грудью. Развитию новой моды способствовала французская художница Виже Лебрен, которая в то время находилась в России и проводила у себя античные балы. Один из современников так описывает костюмы этого времени: «...костюмы, коих память одно ваяние сохранило на берегах Эгейского моря и Тибра, возобновлены на Сено и переняты на Неве... и, право, было недурно: на молодых женщинах и девицах все было так чисто, просто, свежо; собранные в виде диадемы волосы так украшали их молодое чело. Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, кои плотно охватывали стан и верно обрисовывали прелестные формы... Но каково же было пожилым и дородным женщинам? мне так выгодно было выказывать формы; ну что же, и они из русских Матрен перешли в римские матроны» [20].
Таким образом, можно сделать вывод, что мужские и женские костюмы XVIII века находились в большинстве своём под влиянием западноевропейской моды, что, конечно, отразилось в фасоне и отделке дворянских костюмов. Это можно считать несомненным плюсом, так как новое веяние смогло повлиять на дальнейшее развитие и преобразование во внешнем виде дворян XIX века.
1.3. Положение женщины-дворянки в обществе XVIII века
Замкнутость русского общества, в частности, женское затворничество стали в XVII веке существенным тормозом в развитии России. Поэтому Пётр I взял курс на развитие светской направленности в русском обществе, в том числе, конечно, женщин. Начало этому положили ассамблеи, на которые Пётр велел подданным приводить своих дочерей и жён.
В XVIII веке становится популярным образ светской женщины, которая интересуется искусством и литературой. В это же время впервые появляются писатели-женщины, учёные, но для них это было всего лишь хобби, а не специальностью или профессией. Указ о единонаследии 1714 г. [8, с. 166], разрешал женщине (старшей дочери) земельное владение, если, конечно, в семье не было лиц мужского пола – сыновей, остальные женщины могли делить иное движимое имущество. Но практика законотворчества не была искоренена полностью, она все ещё существовала среди незамужних девушек. Для них строили особые дома, где они оставались «чистыми», там же они воспитывались быть будущими жёнами и получали образование.
Реформаторскую деятельность в этом направлении развила Екатерина II, поставившая перед собой цель воспитания совершенно нового поколения знатных девушек и возрождения у них «святой нравственности».
Естественно, вопрос о положении женщины связывался с её отношением к образованию. Знание и образование всегда считалось привилегией мужчин, именно поэтому женское образование стало некоторой проблемой её положения в социуме. Следует отметить, что весь XVIII век отличается борьбой женщин за своё место в обществе.
В первое время государство само выступило в роли инициатора приобщения женщины к просвещению. Замужество стало неразрывно связано с образованием. Пётр I сам подписал указ 1722 г. по которому девушек, не умевших подписать свою фамилию, следовало не венчать ни при каких обстоятельствах. Именно так и возникает проблема образования женщин. Сами же женщины очень напряжённо относились к образованию, грамоте, книге. Например, Андрей Болотов в своих мемуарах писал о том, что одна из его возлюбленных отказала ему, потому что он увлекался литературой и читал много книг, поэтому про него пустили слух, что он колдун. После этого происшествия, он решил искать себе в жены только грамотную девушку [2].
Итак, в XVIII веке назревала достаточно большая проблема – женское образование. И у женского образования была своя специфика, так как его введение означала приобщение девушек к чисто «мужскому образованию». Решить назревший вопрос можно было только одним способом: выработать чёткую систему женского обучения. Поэтому сразу же возник другой вопрос: как решить проблему учебных заведений? Учебные заведения для девушек-дворянок приняли двоякий характер: возникла государственная система образования и одновременно с ней появились частные пансионы. Становление государственной системы связано с именем И. Бецкого – известного деятеля культуры XVIII столетия. Именно этот человек полностью отражал интересы Екатерины II, которая хотела осуществить далеко идущую реформу образования, в частности женского. Поэтому как результат деятельности императрицы и И. Бецкого открывается учебное заведение, существовавшее достаточно долго и называлось по помещению, где оно располагалось. Итак, этим учебным заведением был Смольный институт, учениц которого называли смолянками [12].
Смольный институт возник в женском Воскресенском монастыре и был задуман как учебное заведение с очень широкой программой обучения. Девушки должны были изучать два языка, то есть помимо русского, смолянки должны были знать ещё немецкий или французский (позже добавили итальянский). Помимо этого, девушки должны обучаться математике, физике, танцам, архитектуре, астрономии, но все это осталось только «на бумаге».
Основную массу Смольного института составляли девушки дворянского происхождения, хотя при институте было «Училище для малолетних девушек», где обучались девушки и недворянской крови, их готовили для работы учительницами и воспитательницами. В 1765 г. общее количество обучавшихся в этом заведении девушек было около 60. Учиться в Смольном институте считалось почётным, и среди смолянок попадались девушки из очень богатых и знатных семей. Некоторых из них туда отдавали с 5-6 лет, девушки почти не видели своего дома, то есть все время проводили в институте. Изоляция девушек-смолянок была продуманной системой. Основы данной системы заложил И. И. Бецкой, который ввёл в действие принцип замкнутости смолянок, то есть девушек осознанно отделяли от дома и домашней атмосферы. Бецкой оправдывал это тем, что девушки должны быть отделены от «испорченной» среды. Таким образом, предполагалась, что из девушек-смолянок вырастут в некотором роде «идеальные люди».
Обучение в Смольном институте длилось девять лет, и оно делилось на три ступени. Обучение на первой ступени длилось три года. Учениц данной ступени называли «кофейницами», так как они носили платья кофейного цвета с белыми передниками. Жили девочки в дортуарах (общая спальня для учащихся в закрытых учебных заведениях) по 9 человек. В каждом таком дортуаре проживала наставница, кроме неё были ещё классные дамы, которые осуществляли строгий, почти монастырский надзор за девочками. Девочек, которые обучались на средней, второй ступени называли «голубыми». В средней группе были девочки подросткового возраста, поэтому они всегда безобразничали и не выполняли уроков. Девушки из старшей группы назывались «белыми», потому что цветом их бальных платьев был белый. Эти девушки могли устраивать в институте балы, где они танцевали с ограниченным числом придворных кавалеров, в том числе на балы приезжали великие князья.
Праздничные дни в институте были редкостью. Обстановка в этом учебном заведении была достаточно напряжённой. В основном надзирательниц набирали из числа тех женщин, которые не имели каких-либо навыков педагога, а просто их постигла жизненная неудача. Поэтому они всегда пользовались тем, что к смолянкам не приезжали родителям и вымещали на них своё зло и ненависть. В своих записях девушки называли надзирательниц «ведьмами». Кроме этого, был очень тяжёлый распорядок дня: в 6 часов утра подъем и 7-8 уроков ежедневно, хотя на уроках мало чего делали, но все же посещение было обязательным, время, отведённое для игр, тоже ограничивалось.
Нужно отметить, что Смольный институт был не единственным женским учебным заведением. Наряду с институтом возникали ещё и частные пансионы, в основном они все были иностранными, и обучение там велось исключительно на немецком языке.
Третьим видом образования, помимо институтского, обучения в пансионах, было домашнее образование, которое не отличалось особо от домашнего воспитания и обучения мальчиков. Данное образование ограничивалось изучением иностранного языка на уровне разговорном и умением держать себя в обществе, танцевать, петь, рисовать, играть на музыкальном инструменте. С того момента, как девушка начинала выезжать в свет, обучение прекращалось. Но следует отметить, что домашнее обучение полностью зависело от духовной направленности семьи и её состоятельности [12].
Таким образом, можно сделать вывод, что тип русской высокообразованной женщины начал складываться в 30-е годы XVIII века. Но в целом российское образование женщин не имело каких-то своих особых характерных черт, чаще всего оно было поверхностным, за исключением целеустремлённых девушек. Тип высокодуховной русской женщины сложился позже под воздействием культуры эпохи и русской литературы.
Итак, дворянский быт в XVIII веке претерпевает большие изменения в различных сферах: меняется образ жизни дворян, большинство из них переезжают в деревню и строят свои усадьбы, которые поражают своим благоустройством и великолепием; внешнеполитическая обстановка в стране и направленность государства на Запад повлекли за собой изменения во внешнем виде дворян. Кроме этого, значительно меняется положение женщин в обществе: теперь они могли получать начальное образование наравне с мужчинами. Таким образом, была подготовлена почва для дальнейших преобразований дворянского быта в XIX веке.
2. Изменение дворянского быта в XIX веке
2.1. Усадьба как отражение дворянского образа жизни XIX века
В период после реформ, с середины XIX века в структуре усадьбы произошли значительные изменения, которые связаны с обогащением и включением новых построек и элементов.
Усадьба дворянина XIX века – особый мир, причём этот мир замкнутый, самодостаточный. Можно сказать, что усадьба XIX века – это небольшая страна, где есть абсолютно все: огромная территория, леса, реки, множественные поля, пашни, своя культура. Каждая составляющая усадьбы входила в неё по принципу необходимой достаточности, то есть так, чтобы сделать усадьбу наиболее завершённой и полной [25, с. 12].
Уже с начала XIX века усадьба является целым ансамблем, который включает в себя комплекс различных жилых, парковых, хозяйственных построек, которые составляю одно целое [11, с. 4 – 18]. Как пишет Л. В. Иванова, «Мир усадьбы – это судьбы семей, людей, поколений. Понять характер усадьбы, - значит узнать, каков её хозяин» [14, с. 3 – 19]. Т. П. Каждан пишет по этому поводу: «Усадебная культура порождена личностью человека, который стремится построить свой идеальный мир…» [16, с. 286]. Таким образом, можно сказать, что усадебная культура в XIX веке носила ярко выраженный личностный характер.
В дворянской усадьбе XIX века можно выделить следующие функциональные части: жилую, храмовую, служебно-хозяйственную, садово-парковую, общественную, мемориально-музейную и научную [27]. В усадьбе XVIII века выделялись такие части, как жилая, хозяйственная, садово-парковая и храмовая зона. То есть, если сравнивать усадьбы XVIII и XIX века, то можно сказать, что дворянская усадьба претерпела небольшие изменения в структуре усадьбы.
Жилая или как её ещё называли парадная, включала господский дом, флигели, дачу, главные ворота, ограду и двор. Центральное место в усадьбе занимал дворянский дом. Огромную роль в усадебном ансамбле или комплексе играло расположение самого дома, возводившегося на возвышенности, чтобы барину было удобнее наблюдать за работой крепостных. Что примечательно, в усадьбе XVIII века жилая часть не всегда включила в себя флигель, так как он в основном не строился. Новым было и то, что господский дом стал строиться на возвышенности.
В зависимости от того, каково было материальное положение хозяина, дома строились разные, например, современный исследователь И. Г. Оноприенко, изучая дворянские усадебные комплексы центрального Черноземья, отмечает ветхость ряда господских домов: «Господский жилой дом одноэтажный деревянный, весьма ветхий, крытый соломою, в нем шесть комнат, два крыльца и кладовая, восемь дверей, две кирпичных печи, девять окон из комнат, четыре с двойными и пять с одинарными рамами, палас и потолки дощатые» [21]. В основном в XIX веке дома были одноэтажные, в отличие от господских домов XVIII века, где дома были двухэтажные.
Вторым уже обязательным для XIX века строением был флигель. Вот так выглядел флигель в Курской губернии: «…флигель деревянный, крытый соломою, три комнаты, одни рубленые сени, в флигели полы и потолки досчатые, шесть окон с двойными рамами, пять дверей, одна печь из простых кафель и кирпича, плетневая кладовая. При этом флигель и кухня через сени, двери одни» [21].
Что касается хозяйственной части, то в отличие от XVIII века, в XIX наблюдается огромное количество многообразных построек: дом управляющего, поварская, контора, ледник, кухня, конюшни, прачечная, подвал, сарай для пожарного инвентаря и многое другое. Увеличение количества хозяйственных построек было связано с бурным развитием науки и техники, а также начавшимся промышленным переворотом.
Как известно, в XVIII веке дома и все постройки строились в основном из дерева, чтобы можно было протопить помещение и тепло сохранялось. В XIX веке хозяйственные постройки и помещения строили из камня, это зависело от доходности домовладения [22, с. 63 – 65].
В XIX веке в усадьбе выделяется особая храмовая часть, которая включала в себя: церковь, часовню, церковь-усыпальницу, склеп, семейное кладбище, дом священника, церковно-приходскую школу, дом псаломщика. Данные постройки начали строиться на территории усадьбы только непосредственно в XIX веке, так как в XVIII веке усадебный комплекс включал только одну церковь и не более этого.
Также, как и в XVIII веке, в усадебном комплексе XIX столетия выделяется садово-парковая зона. Здесь особых изменений не произошло, только увеличилась число садов, парков и т.д. Например, в садово-парковую зону входили: сад, парк, роща, цветник, огород, лес, овраг, сосновый лес, дубовая роща и пр. [21]
Ещё одной отличительной чертой усадебного комплекса пореформенного времени стало то, что в усадьбах стала процветать научная и общественная деятельность, что непосредственно связано с развитием системы образования. Окрестности дворянской усадьбы становятся особым научным и исследовательским «полигоном» для учёных – владельцы усадьбы, их гости. В связи с этим появляется ещё две зоны в усадьбе – учебно-научная и общественная. Учебно-научная часть включала: корпус училища, дома учителей, общежитие для обучающихся, лабораторию, мастерскую и пр. Общественная зона включала: училище, библиотеку, земскую школу, приюты для сирот, дома для служащих, столовую для рабочих.
Таким образом, можно сделать вывод, что дворянская усадьба XIX века являлась особым автономным бытовым и хозяйственным образованием, которое складывалось как самостоятельно организованная объёмная и пространственная структура. В XIX усадьба претерпела большие изменения: появились новые многочисленные постройки, в усадебном комплексе выделились новые зоны, такие как общественная, научная, мемориально-музейная. Жилой комплекс изменился в зависимости от финансового и материального положения хозяина усадьбы. То есть, в результате пореформенных изменений, владельцы усадеб в соответствии с хозяйственными нуждами, какими-либо эстетическими воззрениями, преобразовывали структуру и форму усадьбы, таким образом, создавая новый вид дворянской усадьбы XIX века с огромным разнообразием её составляющих.
2.2. Изменение внешнего вида дворян в XIX веке
В XIX веке в России дворяне впервые начали носить пальто. В обиход дворян входит венгерки – короткие суконные куртки, богато отделанные шнурами, и очень похожие на гусарские мундиры. Популярность венгерок, в которых дома и даже на выезде, щеголяли все российские помещики, объяснялась престижем гусар, к которым, хотя бы косвенно, причисляли себя обладатели венгерок. Венгерки оставались принадлежностью одежды дворян, и сошли на «нет» вместе с исчезнувшим дворянским сословием.
Также в отличие от XVIII столетия, когда дворяне носили в качестве верхней одежды суконный плащ, появляется альмавива. По существу, это тот же плащ, но здесь были внесены некоторые изменения. Альмавива представляла собой широкий плащ, который закрывал почти все туловище и одна из его пол накидывалось на плечо.
Если в XVIII веке мужской костюм состоял из рубашки, камзола и кафтана, то из элементов мужского костюма XIX столетия был популярен фрак. Чёрный фрак носили как выходной костюм, то есть носился во время похода в гости, посещения клуба или театра [26]. Также в XIX веке своё развитие получил жилет, который был популярен на протяжении всего века [26]. В XVIII веке одним из элементов одежды были кюлоты – прототипы брюк, теперь же появились панталоны, чуть позднее в 30-е годы XIX века в моду входят и брюки [19, с. 170 – 172].
В мужском костюме существенных изменений не было. Также носили сюртук однотонного цвета в полоску или клетку. Вместо сюртука дворяне иногда позволяли себе надевать пиджак. Также в костюме хорошо сочетались такие элементы, как рубашка, жилет, пиджак и брюки. Весь образ заканчивала шляпа и галстук. В конце XIX века в костюме изменилась цветовая гамма и длина различных элементов. Таким образом, мужская одежда в XIX веке не претерпела больших изменений, менялись всего лишь названия и добавлялись новые элементы костюма и верхней одежды.
В XIX веке начинает усовершенствоваться и женская одежда, в частности, верхняя. Теперь модницы носили капот – распашная широкая одежда с рукавами, которая была без прихвата в талии. Конечно, стоит отметить, что мода менялась очень быстро и на смену одному модному наряду приходил другой. Уже в конце XVIII века началось распространение античной моды, которая продолжила своё существование и в XIX веке. Таким образом, основным элементом женского костюма играла туникообразное платье. Эти платья были длиной до пола и также были довольно узкими.
Что касается причёсок, то если в XVIII веке были распространены высокие, каркасные причёски, то здесь уже носили короткие волосы или, что чаще всего, забирали волосы в пучок, который соответствовал античному стилю. Из обуви носили туфли без каблука с ремешками и лентами.
В 20-30-х годах XIX века платье меняет свой вид: появляется расширенная юбка и заниженная талия. Общий костюм дополнялся длинными перчатками, рукавами-фонариками и съемным шлейфом. Также платье теперь состояло из двух отдельных частей – лифа и юбки [17, с. 81 – 85]. Как и в XVIII веке в моду входят конструкции из ивовых прутьев, металла, китового уса для придания пышности юбке [18, с. 129 – 131].
С 40-х годов XIX века внешний вид дам существенно меняется. Платья стали дополняться длинной накидкой без рукавов из шуршащей шелковой ткани – тюрлюлю. Вырезы стали оформляться накладной лентой, оборкой из кружева или декоративной ткани, бертой.
Женские причёски также претерпели некоторые изменения. Например, теперь делали такую причёску, как севинье, названная так по имени знаменитой французской писательницы маркизы Севинье. Эта причёска предполагала по обе стороны лица длинные локоны.
Что касается украшений, то стали носить овальную брошку в драгоценной оправе и ожерелье из жемчуга, которое плотно охватывало шею. Ещё одним украшением была парюра – набор ювелирных украшений, которые были подобраны не только по материалу, но и орнаментальному оформлению и по цвету. Особым украшением была фероньерка – цепочка или обручи с жемчужиной или драгоценным камнем посередине, носившейся на лбу.
Если в XVIII веке женщины в основном не носили головной убор, то в XIX веке дворянки стали носить такие головные уборы, как башлык – головной убор в виде капюшона с двумя длинными концами, берет – головной убор без полей и маленькую шапочку, которая шилась из бархата [18, с. 231 – 235].
В середине XIX века женская мода была больше ориентирована на Европу, и эта мода была приемлема для российских дворян [23, с. 153 – 159]. Уже в 70-х годах XIX века в моду входит платье профильного силуэта, который плотно облегал фигуру. Удлинённый лиф стал переходить постепенно в корсет и доходить до середины бедра. Юбка имела достаточно узкую форму, которая расширялась книзу.
В самом конце XIX века появляется платье стиля модерн. Платье состояло из лифа с особым воротником-стойкой, юбкой клёш с рукавами в виде овала. Изменилась и причёска, характерной чертой стало то, что волосы стали убирать высоко на голове в виде пучка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мужские и женские костюмы XIX века имели элементы костюмов XVIII века. Например, некоторые виды брюк, рубашки у мужчин, украшения, элементы платья и аксессуары у женщин. В любом случае, мода XIX века сильно перекликалась с модными веяниями прошлой эпохи. Но следует отметить, что костюм, несомненно, говорил о положении человека в обществе. Естественно, менялись элементы одежды, и мужской и женский костюм к концу века стали упрощаться. Это, прежде всего, связано с веяниями моды, которая развивалась благодаря контактам с Западной Европой, а также и с тем, что дворянство как сословие постепенно стало угасать, в связи с изменениями в общественно-государственном строе.
2.3. Развитие женского образования в XIX веке как отражение положения женщины-дворянки в обществе
С начала XIX века вопрос о положении женщин являлся широкой социальной проблемой, которая охватывала все сферы жизни общества: политические, экономические, правовые, этнические. Защитники прав женщин стали привлекать внимание социума к проблеме женского неполноправия. Важной проблемой было изменение положения женщин непосредственно в семье и достижения их равенства в имущественных отношениях.
В середине XIX века начался новый всплеск интереса общества на тему женского вопроса. Скорее всего, это было связано с подъёмом общественных движений. Например, из числа дворянок, вышло немало решительных, отважных женщин, которые открыто рвали со своим окружением, семьёй, традиционным укладом, отрицали необходимость брака, семьи, активно участвовали в общественной, научной и революционной деятельности. Среди них оказались такие «нигилистки», как Вера Засулич, Софья Перовская, Вера Фигнер и многие другие, входившие в революционные кружки, участвовавшие в известном «хождении в народ» в 1860-е годы, затем ставшие участницами террористических групп «Народной воли», а потом и эсеровских организаций. Женщины-революционерки были порой мужественнее и фанатичнее своих собратьев по борьбе. Они старались одеваться небрежно, коротко стриглись, носили синие очки, красную рубашку – «гарибальдийку», курили, старались добиться во всем равенства с мужчинами. Если порой это выглядело смешно, то гораздо серьёзнее было пробудившееся в женской среде желание учиться, заниматься общественно полезными профессиями.
Как известно в XVIII столетии дворянки уже получали образование в учебных заведениях. Теперь они имели право учиться в высшем учебном заведении. Но, однако, не все девушки дворянского происхождения тяготели к образованию. Обстановка резко изменилась к середине XIX века. Отмена крепостного права и изменения в экономическом положении и общественно – государственном строе вызвали коренную ломку в жизни представительниц дворянского сословия [10, с. 31].
Происходил необратимый процесс – обнищание русского дворянства. В связи с этим, даже, если у дворян были хоть какие-то средства к существованию, то они не могли позволить привычный для них образ жизни. Ситуация ещё больше ухудшилось в 60- е годы XIX века, когда выкупные операции оборачивались дворянам полным разорением. Дворяне пытались хоть как-то экономить средства бюджета путём разделения его на части. Лишние деньги могли выделить только на обучение сыновей, а что касается дочерей, то здесь расходы ограничивались тем, что было достаточно для замужества. Таким образом, множество девушек становились просто обузой для семьи. Поэтому такая обстановка в родительском доме вынуждает их вставать на собственные ноги и содержать себя самим [9, с. 19 – 36].
Тысячи девушек вынуждены были искать себе какое-нибудь занятие, в том числе и получать образование для дальнейшей работы. Как известно, в XVIII веке существовали частные пансионы и Смольное училище, в XIX веке же создаются земские учреждения, которые возникли на волне Великих реформ Александра II [5]. В данных земских училищах осуществлялись различные курсы, например, акушерские, фельдшерские, педагогические при гимназиях, создавались женские учительские семинарии. Но, однако, решить данную проблему было слишком непросто при помощи только земств [10, с.48].
Молодые девушки хотели получить более серьёзное образование, которое раскрывала бы им возможности для самореализации. Именно в этот момент, у дворянок возникает острое желание стать наравне с мужчинами, пользоваться наряду с ними равными правами и исполнять равные обязанности.
Таким образом, на стремление женщин-дворянок к высшему образованию оказывали влияние несколько причин, например, экономические и психологические. Однако, конечно для большей части женщин на первом плане была экономическая причина, так как они были вызваны потрясениями в хозяйстве государства, которые произошли уже во второй половине XIX века.
Со второй половины 50- х годов XIX века начинается история высшего женского образования в университете. В 1859 году женщины дворянского происхождения стали посещать первые лекции в университете [6]. В числе первых таких девушек, посетивших лекции Петербургского университета, стала дочь известного архитектора Н. И. Корсини [10, с. 80]. Интересно то, что женщин было мало, а если девушки и присутствовали на лекциях, то они были вольнослушательницами и они не могли претендовать на получение диплома, к тому же девушки за прослушивание лекции должны вносить определённую плату [7]. Девушек могли не допускать к прослушиванию некоторых лекций. Это зависело от мнения родителей, в первую очередь, также от уровня подготовки слушательниц и от решения профессора, потому что он мог и не допустить девушку на свою лекцию [13, с. 120].
В 1861 году посещение девушками лекции приобрело массовый характер, сделалось совершенно обычным явлением. Некоторые девушки, например, Н. И. Корсини, М. А. Богданова, А. П. Блюммер и другие, очень активно посещали все лекции и практические занятия. Конечно, такая старательность не прошла мимо Министерства народного просвещения. Поэтому на Совете университетов был поставлен вопрос о том, чтобы девушки, которые успешно сдадут экзамены, удостаивались права получить диплом об окончании университета [13, с. 114].
В столицу хлынул поток женщин, жаждущих получить высшее образование, и в этом им помогал профессор, известный анатом В. Грубер, который разрешал девушкам заниматься в Академическом театре, и соответственно, после сдавать ему экзамен.
Из-за того, что девушек обучалось слишком много, Министерством было принято решение об отделении курсов студентов от женских курсов [4]. Теперь лекции девушкам читались отдельно от студентов, практические занятия проводились по такому же принципу, девушки не могли даже при встрече в коридоре со студентами поклониться друг другу, за этим следили инспектрисы [10, с. 126]. Но противники совместного обучения были не рады и такому соседству, поэтому курсы девушек в 1876 году сменили своё название на «женские врачебные» и были отделены от академии и далее переведены в Николаевский военный госпиталь. В последующее время возникали идеи о совместном обучении девушек со студентами, но данная идея не поддерживалась Министерством, поэтому девушки также посещали курсы и обходили стороной университеты [4]. Девушки, таким образом, находились в каком-то подвешенном состоянии, так как выполняли они такую же работу, как и студенты, но они были просто вольнослушательницами и не могли сдавать экзамены, приобретать диплом об окончании. То есть все вернулось назад, как было в самом начале становления высшего женского образования.
Женщина – учёный воспринималась как что-то инородное в обществе, женщина «должна быть существом домашним, обязанное рожать и воспитывать детей» [10, с. 126]. Именно поэтому студенткам не давали полноценно участвовать в учебном процессе, им устраивали специальные экзамены, не допускали к лекциям.
Женщина – дворянка XIX века полностью допускалась к получению таких видов образования, как медицинское, педагогическое, сельскохозяйственное. В конце XIX века они получили доступ к ещё одним специальностям: философское образование, филологическое, юридическое, математическое.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что женщины в XIX веке по сравнению с XVIII столетием получают куда больше привилегий и прав на получение качественного образования, в том числе высшего. Теперь женщины могли посещать лекции, различные курсы и наряду с мужчинами получать диплом по разнообразным специальностям и это несмотря на то, что дворянство в это время переживало упадок.
Итак, дворянский быт XIX века изменялся на основе преобразований, которые уже произошли в XVIII веке. Следует отметить, что, конечно, изменения происходили во всех сферах быта дворян, но в большей мере, например, во внешнем виде дворян, в убранстве усадеб, наблюдается упадок и угасание дворянства как господствующего сословия. Несомненно, на это повлияла Крестьянская реформа 1861 года, но и до этого события намечались предпосылки. Но все же, например, усадьбы стали строиться в новом стиле, в усадебный комплекс добавляется множество самых разнообразных построек; что касается внешнего вида, то также, как и в XVIII веке, на модные представления в России влияла Европа, что нельзя отнести к отрицательным последствиям. А женщины стали полноправно получать высшее образование и как заметила известная писательница Эллен Кей: «XIX век – век женщины». В целом, нужно отметить, что XIX век стал поворотным пунктом, который серьёзно изменил жизнь дворян и общества в целом.
Заключение
Итак, повседневная жизнь и быт дворян является ярким отражением развития культуры России XVIII и XIX столетия.
XVIII век славится великими достижениями во всех сферах культуры, в том числе, быте дворян. Дворяне начинают строительство великолепных усадебных комплексов, равных по красоте которым в этой сфере нет. Усадебный комплекс дворян – это совсем иная жизнь, протекающая своим чередом и не похожая на жизнь в городе. Именно здесь происходили встречи видных людей, различные балы. В XVIII и начале XIX века строительство усадеб достигает своего пика, расцвета: строятся ещё более монументальные здания, возводятся парки, сады, но, к сожалению, уже с середины XIX века усадебная дворянская жизнь начинает «затухать». Вся жизнь дворян в усадьбе строилась на основе работы крепостных, которые после Великих реформ Александра II начинают освобождаться от дворянской зависимости. И вместе с тем, былая красота усадеб начинает угасать: уже не строятся великолепные здания, не возводятся различные «подсобные» помещения, дворянам приходится довольствоваться тем, что есть.
Благодаря тому, что Россия получила возможность контактировать и получать новые знания из Европы, в дворянской моде появляются новые европейские веяния. Появляются всевозможные мужские и женские костюмы, аксессуары. Мужской костюм отличался особой пышностью и парадом, также, как и женский парадный костюм, состоящий из пышного платья, украшавшийся различной вышивкой, украшениями. Но и здесь проявляются изменения, характерные для XIX века. Внешний вид дворян начинает превращаться из пышного в более или менее обыкновенный наряд, наблюдается тот же процесс «затухания» дворянства, костюмы стали упрощаться, да так, что, например, женщины стали носить не пышное, бальное платье, а более простое и утончённое, которое не пестрило всевозможными украшениями и бриллиантами. И это, несомненно, связано не только с веяниями моды, но и с тем, что у некоторых несостоятельных теперь слоёв дворянского сословия просто не было средств к существованию. Это подтверждает и положение женщин в обществе.
Женщина всегда и во все времена занимала низшее положение в обществе относительно мужчин, которые обладали всеми правами. Но в XVIII веке возникла возможность получить хотя бы начальное женское образование. В ходе исследования было выяснено, что женщины XVIII века не особо горели желанием получить образование. Их насильно отправляли родители в частные пансионы и смольный институт, где им приходилось жить, почти не видя своих родителей. А вот в XIX веке интерес к получению образования в среде женщин-дворянок возрастает, и, несмотря на противодействие развитию женского образования в период правления Николая I, к концу XIX века количество женщин с высшим образованием в обществе в целом и среди дворянок, в частности, значительно увеличивается.
Все изменения, происходящие в организации дворянского быта в XIX веке, указывают на угасание дворянства как сословия. Это и находит свое отражение в ухудшении условий жизни дворян, их внешнем виде и, конечно, положении женщины-дворянки в обществе.
Таким образом, можно утверждать, что история дворянского быта отражает историю самого дворянства как важнейшего социального слоя Российской империи.
Список источников и литературы
Источники
- Баратынский Е. А. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. / Сост. Бочарова С. Г. М.: Правда, 1987. 482 с. [Электронный ресурс]. URL: http://imwerden.de/pdf/boratynsky_stikhotvoreniya_pisma_vospominaniya_sovremennikov_1987_text.pdf (дата обращения: 22.11.2017).
- Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков: в 3 т. / Вс. ст. С. Ронского; Примеч. П. Жаткина, И. Кравцова. М.: Терра, 1993. М., 1931. Т. 2. [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/b/bolotow_a_t/text_0080.shtml (дата обращения: 22.11.2017).
- Дашкова Е. Р. Письма сестёр М. и К. Вильмот из России. М., 1987. 496 с. [Электронный ресурс]. URL: https://book-audio.com/1965:dashkova-ekaterina-zapiski-pisma-sester-m-i-k-vilmot-iz-rossii (дата обращения: 23.11.2017).
- Журнал Министерства народного просвещения. Спб., 1839. Т. 23. 665 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.runivers.ru/philosophy/lib/book7643/450380/ (дата обращения: 22.11.2017).
- Указ 1869 г. «Об открытии женских курсов». [Электронный ресурс]. URL: http://www.opoccuu.com/020911.htm (дата обращения: 22.11.2017).
- Университетский устав 1835 г. [Электронный ресурс]. URL: http://letopis.msu.ru/documents/2123 (дата обращения: 22.11.2017).
- Университетский устав 1863 г. [Электронный ресурс]. URL: http://letopis.msu.ru/documents/2760 (дата обращения: 22.11.2017).
- Хрестоматия по истории России / под ред. Орлова А. С., Георгиева В. А., Георгиевой Н. Г., Сивохиной Т. А. М.: изд-во проспект, 2016. 592 с.
Литература
- Ашевский С. Русское студенчество в эпоху 60-х годов. (1855 – 1863) // Современный мир. СПб., 1907. №7. С. 19 – 36
- Веременко В. А. Женщины в русских университетах. СПб.: Издательство Высш. адм. шк., 2004. 148 с.
- Демина Г. В. Мир дворянской усадьбы как зеркало жизни обществ // Вестник Моск. ун-та. М., 1996. № 6. С. 4 – 18 [Электронный ресурс]. URL: http://opac.mpei.ru/notices/index/IdNotice:36039/Source:default# (дата обращения: 23.11.2017).
- Женское образование XVIII – XIX веков. [Электронный ресурс]. URL: http://book.mybb.ru/viewtopic.php?id=874 (дата обращения: 24.11.2017).
- Иванов А. Е. Студенчество России конца 19 – начала 20 вв.: социально-историческая судьба. М.: РПЗ, 1989. 414 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ras.ru/FStorage/download.aspx?Id=8caa1607-8db8-40e4-8a08-200dadf67986 (дата обращения: 24.11.2017).
- Иванова Л. В. К читателю // Мир русской усадьбы: Очерки. М.: Наука, 1995. С. 3 –19
- Ильин М. А. К вопросу о русских усадьбах ХVIII в. // Русский город. М., 1981. Вып. 4. С. 157 – 173
- Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. М.: Традиция, 1997. 320 с.
- Кирсанова Р. М. Механические рукава для приятной дамы. Костюм первой трети XIX века. // Родина: Российский исторический иллюстрированный журн. М., 2004. № 9. С. 81 – 85
- Кирсанова Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок: Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М.: Книга, 1989. 288 с.
- Кирсанова Р. М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1997. 260 с.
- Мужской и женский костюм в России в XVIII веке. [Электронный ресурс]. URL: http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=95 (дата обращения: 24.11.2017).
- Оноприенко И. Г. Дворянский усадебный комплекс центрального Черноземья и его структурно-типологическая композиция во второй половине XIX века. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Белгород, 2012. Т. 21. № 1 (120). [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dvoryanskiy-usadebnyy-kompleks-tsentralnogo-chernozemya-i-ego-strukturno-tipologicheskaya-kompozitsiya-vo-vtoroy-polovine-xix-veka (дата обращения: 25.11.2017).
- Пирожкова И. Г. Жилище горожанина во второй половине XIX – начале XX вв.: к характеристике ментальности // Культура русской провинции. Новые исследования: Материалы науч. - практ. конф. Тамбов, 2002. С. 63 – 65
- Плаксина Э. Б. История костюма. Стили и направления. М.: Академия, 2010. 248 с.
- Русов Н. Н. Помещичья Россия по запискам современников. М.: Московское книгоиздательство, Т-ва "Образование", 1911. 176 с. [Электронный ресурс]. URL: http://bibliomo.ru/catalog/9789/viewer/ (дата обращения: 25.11.2017).
- Соловьев К. А. Во вкусе умной старины. Усадебный быт российского дворянства II половины XVIII – I половины XIX века, по воспоминаниям, письмам, дневникам. Очерки. М.: ООО Книжный перекресток, 2013. 104 с. [Электронный ресурс]. URL: http://litbook.net/book/12180/vo-vkuse-umnoj-stariny-usadebnyj-byt-rossijskogo-dvoryanstva-ii-poloviny-xvii-i-poloviny-xix-vekov-po-vospominaniyam-pismam-i-dnevnikam/page-8/#read_n_52 (дата обращения: 25.11.2017).
- Федосюк Ю. А. Что непонятного у классиков или энциклопедия русского быта XIX века. М., 1998. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=59643 (дата обращения: 26.11.2017).
- Холодова Е. В. Пореформенные усадьбы Курской губернии 1861-1917 годов. Курск, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/zagorodnoe-usadebnoe-stroitelstvo-kurskoi-gubernii-1861-1917-godov (дата обращения: 26.11.2017).