«… из галерного флота командирован в Донскую флотилию…» (из жития и служения адмирала Ф.Ф.Ушакова)

Здесь представлена работа в номинации "Переломные точки русской истории" конкурса "Наследие предков - молодым" 2018 года. Автор - Бойко Сергей, научные руководители - Уханов Алексей Николаевич, Уханова Валентина Петровна (Воронежская область, г. Павловск). Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie

 

I. Введение

Нельзя остаться равнодушным к названию конкурса, объявленного Воронежской региональной общественной организацией «Наша история», – «Наследие предков – молодым». Ведь нам досталось богатейшее наследие, но ценим ли мы его, разумно ли пользуемся, правильно ли распоряжаемся, бережно ли храним, приумножаем ли его и участвуем ли сами в этом процессе? Какое наследие в результате наших сегодняшних действий достанется от нас потомкам?

Против нашей страны развязана опасная информационная война, в «огне» которой разрушается завоёванное и созданное нашими предками. В связи с немыслимой фальсификацией исторической правды, с пониженным уровнем исторической грамотности молодёжи и населения, выбранная нами тема всегда и сегодня особа актуальна. Особенно в свете исторических событий, свершившихся в 2014 году, но именуемых сегодня врагами России и злопыхателями, имеющимися даже среди граждан нашей страны, – не иначе как «аннексией» Крыма.

Почему мы исследуем тему о прославленном и всем известном адмирале Российского флота Фёдоре Ушакове? Потому что не является лишним освежить и переосмыслить кажущиеся некоторым известные факты истории и, конечно, узнать новые и малоизвестные страницы из его жизни и служения флоту и народу. Чтобы никто больше впоследствии не создавал себе новых героев и новых злодеев. Чтобы никто не смог поверить, что Черное море выкопала древнейшая нация укров, а вырытую землю использовали для создания Кавказских гор. Чтобы в наш век электронных коммуникаций не сочинялась неправдоподобная история, и чтобы не выросли миллионы людей, которые не знают истинной истории. Чтобы все откровенно придуманные, подтасованные, переиначенные факты не способствовали разжиганию ненависти между народами.

Два предыдущих года были связаны с именем прославленного в 2001 году в лике святых адмирала Ф.Ф.Ушакова: 2016 год – 15-летие со дня  канонизации праведного воина, небесного защитника, покровителя всех российских моряков. 2017 год – 200-летие памяти (со дня кончины) Ф.Ф.Ушакова. Предполагалось (ожидалось), что будет объявлен «год Ушакова», но не случилось. Отмечались эти две даты, особые для российской истории, локально, немасштабно, но в некоторых городах, сёлах, учебных заведениях с особым благоговением и почестями. Заслуживает эта личность однозначно большего. И эти факты тоже стали причиной выбора данной темы   

И ещё: все должны знать, что будущий адмирал морского флота до своих более четырёх десятков великих побед служил и на реке Дон, в Донской, Азовской флотилии, ходил по улице Красной города Павловска Воронежской губернии, созданного Великим Петром в 1709 году. И мы гордимся, что причастны к истории прославленного впоследствии адмирала Российского флота, ведь чин лейтенанта Ушакову был присвоен именно на придонской земле Воронежского края!..

 

II. Ф.Ф.Ушаков. Житие и служение

1. Ранние годы становления Фёдора Ушакова

Фёдор Фёдорович Ушаков родился 13 (24) февраля 1745 года в сельце Бурнакове Романовского уезда Ярославской провинции. В шестнадцать лет он был представлен на смотр в Герольдмейстерскую контору Сената, где показал, что «российской грамоте и писать обучен желает-де он, Феодор, в Морской кадетский корпус в кадеты».

В феврале 1761 года Ушакова зачислили в Морской шляхетный кадетский корпус в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Это было не лучшее заведение ко времени поступления Фёдора в корпус. Правда, науки преподавались безукоризненно. Но не соблюдался должным образом внутренний порядок, было весьма неудовлетворительное материальное обеспечение учебного заведения. Не велись наблюдения за нравственностью юношей, и поэтому зачастую кадеты были предоставлены сами себе, ходили без мундиров, не желали обучаться иностранным языкам и т.д. Распущенность и отсутствие внутреннего контроля за кадетами отмечал и назначенный в сентябре 1761 года директор Морского шляхетного корпуса контр-адмирал Ф.С.Милославский. Но всё вышеперечисленное никак не отразилось на юном Фёдоре Ушакове. Имея большую тягу к знаниям, он хорошо учился, сразу же особую склонность проявил к арифметике, навигации, истории.  Среди многих выделялся добрым характером, высокой нравственностью. И уже 12 февраля 1763 года будущий адмирал был произведён в звание гардемарин. Своё первое практическое плавание Фёдор совершил в 1764 г. на корабле «Святой Евстафий» от Кронштадта до острова Гогланд, а потом на судне «Натали», он плавал от Реве?ля до Кронштадта.

10 апреля 1764 года Фёдора Ушакова производят в капралы. 5 мая 1766 года он оканчивает Морской шляхетный кадетский корпус, четвёртым по списку произведён в звание мичман и был приведён к присяге:

«Аз, Феодор Ушаков, обещаюся и клянуся Всемогущим богом пред Святым Его Евангелием в том, что хощу и должен ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВЕ моей всемилостивейшей Государыне ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ АЛЕКСЕЕВНЕ САМОДЕРЖИЦЕ и ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА любезнейшему Сыну Государю Цезаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу, законному всероссийского престола Наследнику, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови... В чём да поможет мне Господь Бог Всемогущий!» [1]

После выпуска мичмана Фёдора Ушакова направляют на Балтийский флот, на северные моря, которые редко бывают спокойными. Для юноши это стало настоящим испытанием. Первые годы непрерывной службы проходят под руководством опытных, знающих своё дело флотоводцев. Благодаря своему усердию и высоким душевным качествам, мичман Фёдор Ушаков успешно прошёл «первую школу морской практики», и 11 декабря 1768 года его откомандировывают на Дон в Азовскую флотилию под командование контр-адмирала Алексея Наумовича Сенявина, именно здесь он сделает свои первые «шаги» к званию адмирала. 

 

2. Воссоздание Донской флотилии и строительство на ней кораблей в 1768-1774 г.г.

В Донской флотилии в те годы велась огромная работа. Грянула война с Турцией 1768-1774 г.г., и было ясно, что на юге одной сухопутной силой с врагом не справиться. Необходимо выходить в Азовское и Чёрное моря с флотом. Непременно надо было браться за восстановление Донской флотилии. Ещё со времён Петра I на заброшенных верфях по берегам Дона стояли ветхие, недостроенные, разоружённые суда. Возглавить это дело должен был строитель, администратор, командующий, человек способный сдвинуть воз с мёртвой точки. Указами Екатерины II и Адмиралтейств-коллегии данную обязанность возложили на контр-адмирала Сенявина Алексея Наумовича. А в помощь ему отправили вице-адмирала Георгия Андреевича Спиридова, знающего предстоящий театр военных действий с турками и генерал-кригс-комиссара И. Селиванова.

 

2.1. Новопавловское адмиралтейство. Строительство судов на Новопавлоской, Новохопёрской, Икорецкой верфях

Алексей Наумович решил на Дону строить основной костяк судов, а довооружать их в Таганроге. С 1769 по 1774 год на верфях Воронежского края было построено и спущено на воду более 200 вооружённых и вспомогательных судов для войны с Турцией. Это были прамы, морские лодки, дубель-шлюпки, корабельные бомбардирские боты, суда «новоизобретённого рода», понтоны, галиоты, камели, флатшхойты, ластовые и транспортные суда, которые после ввода в строй успешно решали боевые задачи в составе Азовской флотилии. На Новохопёрской верфи были заложены в 1770 г. и спущены 13 апреля 1771 г. два 32-пушечных фрегата по приказу Адмиралтейств-коллегии для Донской экспедиции по противодействию турецкому флоту. По чертежам английского адмирала Ч.Ноульса, находившегося на русской службе, 1 и 23 мая 1772 года здесь же закладывают ещё два 58-пушечных, а в 1774 году три 42-пушечных фрегата.

В начале 1770 года по требованию А.Н. Сенявина было восстановлено Новопавловское Адмиралтейство: контора, комплекс производственных строений для обеспечения строительства кораблей, хранения припасов и жилые помещения. Приток в Павловск рабочих и ремесленников для кораблестроения вызвал увеличение числа жителей в городе, что, в свою очередь очень благотворно повлияло на развитие ремёсел в наших краях. Вследствие этого, в 1769 году Павловск становится уездным городом. Все суда, построенные на верфях Воронежского края в 1768-1774 г.г., а также в более поздние сроки, для Азовской флотилии и Черноморского флота, отвечали высоким техническим требованиям того времени. В этом была огромная заслуга талантливых мастеров-судостроителей: Ивана и Семёна Афанасьевых, Осипа Матвеева, Михаила Утятникова, Александра Катасанова, Ламбеямиса, Селиванова и др. Так, 5 мая 1783 г. командующий Азовской флотилией контр-адмирал Клокачёв доложил из Ахтиарской гавани о 40-пушечных фрегатах, построенных на Новохопёрской и Гнилотоньской верфях по чертежу корабельного мастера Катасанова:

«… почитает он за должность похвалить тамошние 40-пушечные фрегаты, которые в ходу хороши, расположено порядочно батареи и служителям жить покойно. И что в главном флоте нет ещё таковых фрегатов…»[2]

Экипажи русских моряков на судах, построенных на Донской флотилии, достойно добывали победы нашему Отечеству. С самого начала войны действия личного состава этих судов против турецкого флота носили наступательный характер, все османские корабли были вытеснены из Азовского моря и всех баз Черноморского бассейна. 23 июля 1771 года вице-адмирал А. Н. Сенявин в письме графу Чернышёву докладывал: «… По сей час я могу уверить Вашу светлость, что милостию Божиею на Азовском море владычествует флаг Всероссийской Императрицы…». [3]

 

2.2. Строительство прамов  на Икорецкой судоверфи

Итак, мичман Ушаков в  «исходе года (1768 – авт.) из галерного флота командирован в Донскую флотилию в команду контр-адмирала …. Сенявина. От Петербурга до Воронежа находился в партии под командой Я.Ф.Сухотина…»[4]

Непосредственно Фёдора Ушакова направляют на Икорецкую верфь, где он, имея хорошие навыки плотника, участвует в достройке кораблей и попадает в команду на строящийся прам № 5.

Прамы представляли собой крупные плоскодонные тихоходные корабли с сильной артиллерией в закрытой батарее. Они вооружались от 18 до 44-х орудиями крупного калибра, а иногда и несколькими мортирами. Имея малую осадку, данные суда действовали на мелководье, подходя близко к берегу, куда не могли подступить фрегаты, линейные корабли и галеры. Прамы предназначались для обороны берегов и портов, а также для бомбардировки береговых укреплений и при осаде крепостей противника.

Суда данного типа, имевшие мощное вооружение, назывались именами могучих животных – «Бык», «Медведь», «Буйвол» и др. Классификация прамов: малые, имеющие одноярусную артиллерийскую батарею и большие – с двухъярусной. Ещё в войне с Турцией 1735 года за овладение выхода к Азовскому и Черному морям прамы играли важную роль, они были основной ударной силой. Во время осады Азова 1736 г. эти суда (группами по 2-3 корабля) выпускали по крепости до 1000 снарядов в день, причиняя огромные разрушения городу. В результате действий флотилии и армии 19 июня 1736 года Азов был взят навсегда. Также прамы были участниками взятия турецких крепостей Очаков и Кинбурн. Во время войны со Швецией 1741-1743 годов они прикрывали высадку десантов у Гельсингфорса и сражались со шведской гребной флотилией в Аландских шхерах 20 мая 1743 года. В период Семилетней войны 1756-1762 г.г. прамы бомбардировали крепости Мемель и Кольберг. Последними военными операциями, в которых участвовали корабли данного типа, были сражения гребных флотов в русско-шведской войне 1788-1790 г.г. Прекратилось строительство прамов в 1790 году, когда им на смену пришли более маневренные плавучие батареи.

Пять 44-пушечных прамов были заложены на Икорецкой верфи ещё в 1738 году вместо пришедших в негодность кораблей данного типа 1723-1735 годов постройки. Но в сентябре 1739-го между Россией и Турцией был заключён Белградский мирный договор, и указом императрицы Анны Иоанновны от 15 октября 1739 г. Донская флотилия была упразднена. Строительство пяти прамов на Икорецкой верфи, как и всех других судов, было заморожено. Начавшаяся русско-турецкая война всё изменила. И по этой причине 14 ноября 1768 года Адмиралтейств-коллегия постановляет: «… зачатые в прошедшую Турецкую войну на Икорецкой пристани 5 больших прамов дабы бесплодно сгнитию подвержены не были ради могущих быть потребностей построены…»[5]

Уже 29 ноября 1768 года Екатерина II, рассмотрев предложение Адмиралтейств-коллегии, принимает решение по первоначальным работам. 12 декабря 1768 г. в связи с этим Адмиралтейств-коллегия письменно докладывает императрице свои предложения о первом наряде на достройку судов, в которых было определено: «на Икорецкой пристани достроить 5 больших прамов и построить 60 вооружённых лодок. К каждому праму решено было построить в Таврово по две одинарных 10-вёсельных шлюпок и по одному барказу.»[6]

На достройку прамов было откомандировано 2534 человека, в том числе – 1779 флотских и 775 адмиралтейских, корабельным мастером был назначен Иван Афанасьев. 5 февраля 1769 года на Икорецкую верфь с осмотром строительства судов приезжает Алексей Сенявин и даёт распоряжения по совершенствованию прамов. В итоге было принято решение, что на каждом из этих кораблей посередине должен находиться камбуз, шкафуты необходимо было сделать на всех во весь борт, в 3 фута, очаг для варения пищи, по числу служащих котлы. Крюйт-камеры сделать на носу и корме, помимо этого, к двум большим и одному малому якорям сделать ещё один – четвёртый. Посередине каждого прама для загрузки и разгрузки на судно артиллерии и других необходимых тяжёлых и крупных вещей поставить по одной мачте. Размерения прамов: 105 футов длиной, 31 фут шириной. Численность экипажа на каждом судне – 2837 человек.

На достройку этих судов использовались лесоматериалы, заготовленные в Битюцких, Павловских, Усманских, Борщевских и Хворостанских лесах, также туда шли составные части разобранных малых прамов. Судостроительный лес отыскивался лучшими геодезистами и корабельными мастерами под руководством генерал-кригс-комиссара И.Селиванова. Строительство судов было начато прибывшими из Санкт-Петербурга матросами, канонирами и адмиралтейскими плотниками в связи с несвоевременным прибытием 700 плотников из Новгородской и Архангельской губерний. Оплата плотников составляла 7 копеек в сутки, сверх этого им выдавался ежемесячный провиант и предоставлялось право засчитывать умерших в число рекрутов.

Контр-адмирал Алексей Наумович Сенявин рапортовал Екатерине II и Адмиралтейств-коллегии 5 февраля 1769 года: «… я понимаю, нужнее лодок надобны прамы, оные всеми оставшими от заготовки лесов к тому прибывших команды моей матроз, и канонир знающих плотничной работе достраивать приказал… 31 числа осматривал 5 прамов, для достроения которых довольно набраться может прежнего для них заготовления, также и от разнообразных четырёх полупрамов годных лесов…»[7]

Вооружение прамов. На каждый прам необходимо было установить по двадцать две 24-фунтовые пушки на нижние деки и столько же 8-фунтовых пушек на верхние. На все пять кораблей необходимо было установить двести двадцать 24 и 8-фунтовых пушек. Контр-адмирал Сенявин принимает решение для вооружения прамов временно использовать 10-, 12-, 18-фунтовые пушки, а недостающие вылить на адмиралтейских заводах так как на складах Новопавловского и Тавровского адмиралтейств артиллерии указанных калибров было недостаточно.

О проблемах по вооружению судов А. Сенявин в мае 1769 года докладывал императрице и Адмиралтейств-коллегии:

«…А для укомплектования тех прамов артиллерии здесь годной не только всего положенного числа по калибрам, но и за заменою другими калибрами какими только можно, однако и затем ещё несколько недостаёт, которой недостаток уповаю удовольствоваться оставшейся от прежней войны с Портою и морской артиллерией в крепости Св. Анны…»[8]

Весь 1769 год прошел в приготовлениях к боевым действиям с турецким флотом. Поставленная государством задача была выполнена, кригс-комиссар И.Селеванов в своём рапорте в Адмиралтейств-коллегию указывал, что на 28 сентября 1769 года по первому наряду было построено 93 судна, в их числе 5 прамов. Их спуск состоялся 5 апреля 1769 г. для судов №№ 4 и 5, а  №№ 1, 2, 3 – 6 апреля.  Сенявин 9 апреля этого же года докладывал рапортом в Адмиралтейств-коллегию: «… и по спуске прамы с полозьями осели в воду глубиною: № 5 – 3 фута 2,5 дюйма; № 4 – 3 фута 5 дюймов; № 3 – 3 фута 2,5 дюйма; № 2 – 3 фута 6 дюймов; № 1 – 3 фута 0,5 дюйма. По спуску плотники сделали лафеты…»[9]

 24 апреля А.Н.Сенявин писал в донесении о спуске прамов уже самой императрице Екатерине II: «… прамы в построении снаружи плотничною и конопатою работами отделаны… с берегу при мне спущены благополучно и на них теперь флаг Вашего Императорского величества оказался…»[10]

Чуть позже встал вопрос о том, чтобы вместо обычных номеров присвоить прамам личные имена. После неоднократного согласования с вице-президентом Адмиралтейств-коллегии графом И.Г.Чернышёвым все пять построенных кораблей вице-адмирал Алексей Сенявин назвал в честь героев Троянской войны. Эти имена были утверждены лично императрицей в мае 1770 года. Сам класс прамов был назван «Гектор», а корабли – именами детей троянского царя Приама от первого по пятый корабль соответственно: «Гектор», «Парис», «Деифоб», «Елен» и «Троил».

 

3. Фёдор Ушаков в составе Донской флотилии (1768-1774 гг.)

3.1. По Дону на прамах…

Весной 1769 года все пять прамов, стоявшие на верфи реки Икорец, после спуска на воду и под командованием капитана I ранга П.И.Пущина стали готовиться к переходу по Дону в Азов. При них были отправлены 5 баркасов, одна 20-вёсельная шлюпка и шесть 10-вёсельных. Также к прамам были прикомандированы 4 вооружённые лодки. Федор Ушаков тем временем был на службе в составе прама «Троил» под командованием Ивана Апраксина.

30 июля 1769 года Ушакова за хорошую службу удостаивают звания лейтенант, первого полученного им после выпуска из Морского кадетского корпуса. Знаменательно то, что звание лейтенанта Ушаков получил в юбилейную 55-летнюю дату первой победы русского флота при Гангуте.

Алексей Сенявин, возвращаясь в Воронеж 18 мая 1769 года, при переправе через реку встретил обоз с «артиллерии принадлежностями», которому приказал немедленно следовать в Павловск, куда тут же послал курьера, чтобы он последние отправленные два прама («Гектор» и «Троил») до их прихода задержал. 22 мая Сенявин получил от капитана I ранга Пущина донесение о том, что прамы в Павловске ожидают прибытия «артиллерии принадлежностей», и как только всё будет привезено и погружено на прамы, то они продолжат свой путь. Таким образом, два прама с 22 мая находились в Павловске. Погрузив «артиллерии принадлежности», прамы «Гектор» и «Троил» отправились «наплывом» вниз по течению Дона. Они шли медленно, были маломаневренные, постоянно натыкались на песчаные косы. К тому же задержка в Павловске оказалось роковой. Быстро убывающий паводок позволил пройти кораблям только 89 верст. После чего они сели на мель у села Мамон. Никакие предпринятые меры по снятию прамов со дна положительных результатов не дали. Другого выхода, кроме как остаться там зимовать, у судов не было. Только в начале весны 1770 года при разливе Дона стоявшие прамы удалось сдвинуть с места. Но вопреки всему они не продолжили путь на Азов, а приказом Екатерины II их необходимо было доставить в Павловск.  

Вице-адмирал Алексей Сенявин 17 марта 1770 года из Павловской крепости докладывает в Адмиралтейств-коллегию: «…прочие два прама, которые зимовали у села Мамон, как по именному Ея Императорского Величества 15 февраля сего года указу, велено возвратить к Павловску…по приходе их с прибылою водою вытащить на берег, и поставя под крышу, хранить»[11].

Во время вынужденной стоянки кораблей Федора Ушакова впервые назначают командиром прама «Троил». Зимой 1769-1770 гг. Фёдор Фёдорович бывал в Новопавловском Адмиралтействе, пополнял запасы провизии, получал денежное довольствие для экипажа. А как только прошел ледоход, он, будучи командиром прама «Троил» и имея под своей командой второй прам «Гектор», против течения потихоньку привёл их в Павловск. После прибытия корабли были поставлены в эллинги для хранения, а их личный состав распределён на другие суда.

Вот как Ушаков описывает в своём послужном списке своё пребывание и службу в Павловске: «… с 1769 г. в команде на праме № 5 под командою флота капитана лейтенанта Ивана Семеновича Апраксина, а в эскадре флота господина капитана I ранга…П.И.Пущина от Новопавловска до села Мамон вниз рекою Доном. В 1770 командиром на праме № 5, имея також в команде моей прам № 1, от села Мамон вверх по реке Дону, которые против сильного при разливе реки весенняго течения обратно в Новопавловск поспешно, где оставлены...»[12]

 

Прибывший в Новопавловск под командой Ушакова прам «Троил» ткнулся носом в песок. Из-за чего солдаты, которые только становились моряками, попАдали: кто на скамьи, кто на борт, а стоящий у кормы задремавший часовой вывалился с корабля в воду и закричал благим матом. «Хороша команда», – подумал Ушаков. Чтобы привести всех в чувства и успокоить, он резко и пронзительно скомандовал:

– Якорь отдать! Вёсла сушить! Кормовой, брось конец утопающему, а то захлебнётся в луже.[13] Ещё две команды, и вся кутерьма на праме закончилась, все успокоились.

Якорь бросили в песок, небольшой трап лёг почти у берега, и по нему сошёл Федор Ушаков. Он приказал боцману разжечь недалеко костры и готовить пищу, а сам пошёл доложить о прибытии находящемуся в Павловске с 17 марта по 5 мая 1770 г. вице-адмиралу Алексею Сенявину. Алексей Наумович здесь собирал очередной отряд построенных и недостроенных кораблей, чтобы отправить их вниз по Дону. Ушаков зашёл мимо дремавшего часового в избёнку, и громко доложил:

- Лейтенант Фёдор Ушаков прибыл на праме номер пять![14]

Вице-адмирал запахнул шинель и сел на непонятно откуда взявшееся там резное кресло. В это время Алексей Наумович писал графу Чернышёву, он выхватил лист бумаги у сидящего писаря и зачитал содержание Фёдору. В данном документе  говорилось об успехах постройки судов на донских берегах.... Сенявин помолчал, посмотрел на Ушакова, потряс бумагой и сказал:

- Ты понимаешь, лейтенант, что мы тут совершаем?! А?[15]

Фёдор не успел даже ему ответить, все говорят о флоте, но его ещё фактически нету, и видит его силу пока только сам Сенявин. Неожиданно Алексей Наумович затрясся, дело в том, что он заболел лихорадкой. Он прилёг, накрылся шубой и попросил Ушакова рассказать про устье Дона, да как его солдаты мореходцами становятся. Фёдор долго рассказывал ему про капризы и сложности реки, песчаные устья, заносы, о местах, где можно надолго застрять, про опасные круговерти и про то, как надо отбирать на флот людей. Алексей Наумович где-то ворчал, где-то покрикивал в разговоре. Какая-то тень печали и болезни села на его лицо, Сенявин задумался, но ненадолго: кучей к ним в комнату завалились офицеры, строители все кричали друг на друга, хватали за кафтаны, чуть ли не провоцируя драку. Тут Алексею Наумовичу пришлось всех успокоить, он крикнул «Хватит!. Пора мириться! Державное дело делать». Когда всё затихло, Сенявин предложил «похлебать щей». Пока расставляли миски и раскладывали приборы, Алексей Наумович вызвал к себе уезжающего в Санкт-Петербург капитан-лейтенанта. Когда тот вошёл и доложился, Фёдор Ушаков обрадовался ему как родному и кинулся обниматься. Это был Иван Апраксин, прошлогодний его командир на праме «Троил». Фёдор удивился, что он так быстро уезжает в Петербург. Тот обернулся и тихим голосом, почти шёпотом, произнёс:

– Перемрём все, Федя, здесь. Надо хоть в бой, на Средиземное, но от этой гнилости бежать. Вон, смотри, адмирал наш совсем плох.... [16]

Алексей Наумович, видно, услышал, обернулся и хриплым голосом попросил Апраксина о его болезни жене не рассказывать. Тут опять его забила лихорадка мелкой дрожью, но Сенявин пересилил её, сел за стол и начал со всеми обедать. Во время еды он расспрашивал о делах на Икорецкой верфи, о команде, о поставках железа. У Фёдора Ушакова он интересовался об опасностях от наибольших отмелей и кочевников. После обеда Алексей Сенявин каждому дал поручение. Апраксина просил скорее ехать в Санкт-Петербург, передать рапорты вице-президенту Адмиралтейств-коллегии. А Федору Ушакову он подал руку и неожиданно вспомнил:

- А ты мне здорово на экзамене отвечал. Чувствую, что наука впрок пошла. Вот что, встань-ка на реке Кутюрьме дозором, не дай бог турки две шлюпки пришлют и весь флот наш пожгут. Считай приказ тебе до осени. Ну давай с Богом за дело![17]

После этого разговора Фёдор Ушаков отправился в устье реки Кутюрьмы выполнять приказ Алексея Наумовича Сенявина в команде на праме «Дефеб». Из послужного списка Ф. Ушакова: «… На праме Дефеб под командою флота капитан-лейтенанта Шмакова стоя при устье реки Кутюрьмы из Азовского моря для прикрытия оной от неприятеля…»[18]

Тем временем Алексей Наумович Сенявин отбывает в город Таганрог, где готовит гавань для базирования создаваемой им Азовской военной флотилии. Летом 1770 г. все построенные суда двинулись к Таганрогу, где укреплялась набережная, делали гавань, строились дома, казармы и др. Екатерина II писала А.Н. Сенявину и в своём указе ставила перед ним боевую задачу для Азовского флота на 1771 год: «...Главный предмет будущего на Азовском море... завладеть крепостями Керчь и Тамань..., дабы получить Зунд Чёрного моря в свои руки, и тогда нашим судам свободно будет крейсировать до самого Царьградского канала и до устья Дуная»[19] («Под Андреевским флагом», М.,1994 г., стр. 375).

20 апреля 1771 года вице-адмирал Сенявин поднимает свой флаг на корабле Павловской постройки «Хотин», и Донская флотилия в составе новоизобретённых судов, прамов и вооружённых лодок начинает боевые действия с турецкими кораблями. Императрица Екатерина II в своём письме графу Чернышеву от 1 июня 1771 г. сообщала: «… с большим удовольствием усмотрела я то, что 17 числа мая Российский флаг веял на Азовском море после 70-летней перемешки;  дай Боже вице-адмиралу Сенявину счастливый путь и добрый успех». [20]

 

3.2. Служба Ф. Ушакова на других кораблях Донской (Азовской) флотилии

Федор Ушаков не участвовал в Азовско-Донской экспедиции 1771 г. Как опытный офицер, хорошо знающий гидрологию реки Дон с началом навигации, он находился при проводке фрегата «Первый», который 12 июля 1771 г. благополучно был доставлен в Таганрог.

Из послужного списка Ф. Ушакова: «…В 771 го на фрегате Первом под командою флота капитан-лейтенанта Кузьмищева в эскадре господина капитана, что ныне генерал-майор Андрея Ларионовича Тишевского при проводке оного фрегата от Новохопёрской крепости реками Хопром и Доном до Азовского моря…»[21]

 В этом же году Фёдор Ушаков командовал четырьмя транспортными судами от Пятиизбянской станицы до Таганрога. На них были припасы лесоматериалов для строившихся фрегатов, а именно: мачтовое вооружение, такелаж и лес из Новохопёрской верфи. Но транспортным судам не удалось дойти до Таганрога из-за обмеления, они встали на зимнюю стоянку в неприспособленном месте. В результате незапланированной зимовки затёртые льдами корабли получили сильные повреждения по бортам и весной с прибытием воды начали тонуть. В это время Фёдор Ушаков получает важное задание – поднять эти транспортные суда. Ему не без труда удалось снять с кораблей все находившиеся там грузы и материалы и отправить их дальше в Таганрог на других судах. А потом Ушакову удалось поднять и сами затонувшие транспорты.

 

3.3 На кораблях «Модон», «Морея» и палубном боте «Курьер» в театре военных действий

В конце 1772 года Фёдор Фёдорович назначается командиром палубного бота «Курьер» и на нём впервые отправляется к театру военных действий, проходит маршрут от Таганрога до Кафы (Феодосии) и потом до Балаклавской бухты. В том же году на «Курьере» вместе с фрегатом «Первый» в составе отряда капитана 2 ранга Яна-Генриха Кинсбергена Фёдор Ушаков участвует в обороне крымского побережья от турок.

 Из послужного списка Ф. Ушакова «…Находясь на военном палубном боте «Курьер» командиром, имел вояж при фрегате «Первом», Азовским и Чёрным морям… С 773го на оном же боте, командиром, стоял, от Керчи Чёрным морем, до Кефы и возвращаясь обратно к Керчи… потом Азовским морем до таганрогского порта, оттуда возвратно Азовским и Чёрным морем до Балаклавской Бухты по флоту…»[22]

В 1773 году под началом Ушакова оказались 16-пушечные «новоизобретённые» суда: «Модон» и «Морея», построенные в 1770 г. на Икорецкой верфи. Под его руководством корабли ходили в Таганрог, в Балаклаву, в Кафу и в Керчь, участвовали в разведке, защите берегов и крепостей побережья от турецких десантов. «…Определён командиром на корабль «Морею», а потом через некоторое времени от Балаклавы к Таганрогскому порту, определён командиром на корабль «Модон», на котором за поздним временем и крепкими, противными ветрами до закрытия пролива льдом пройти не мог, почему и возвратился в Балаклавскую гавань, где будучи на оном корабле с 774го находился во время здешнего турецкого десанта и татарского при оном возмущении и защищении от баталий оных неприятеля Балаклавской гавани и крепости. А по последовании до с оттоманской Порою мира вояж имел на оном корабле через Чёрное море, заходя в Керчь, через Азовское море заходя до Таганрогского порта…»[23]

Инициативные и самоотверженные действия лейтенанта Фёдора Ушакова в ходе службы на Донской флотилии во время русско-турецкой войны 1768 – 1774 гг. были отмечены командованием и в том числе – вице-президентом Адмиралтейств-коллегии И.Г. Чернышёвым. Чёрное море стало для будущего адмирала первой боевой школой познания ратного морского дела, с которым он справился достойно! В 1775 году Федора Ушакова переводят в Санкт-Петербургскую корабельную команду и производят в звание капитан-лейтенант. «С 775го находился из Азовской флотилии в домовом отпуске, из которого во исполнении государственного Адмиралтейства повеленого определения на срок явился в Санкт-Петербургскую корабельную школу» (Из «Послужного списка…»)[24]

Стоит отметить, что корабли Донской флотилии были первыми судами, вошедшими в состав Черноморского флота, а их экипажи – первыми «черноморцами». Первым кораблём, вошедшим в Ахтиарскую (будущую Севастопольскую) бухту в 1783 году стал 16-пушечный «Модон», под командованием Фёдора Фёдоровича Ушакова. Позже всё о нём узнают, как о командующем русским флотом в Чёрном, Эгейском и Средиземном морях. Ушаков не проиграл ни одного сражения на море, ни один из его подчинённых не попал во вражеский плен. Фёдор одержал 4 крупные победы над Турецким флотом с 1788 по 1791 годы. Но самой выдающейся из побед в его жизни было взятие неприступной крепости Корфу 3 марта (20 февраля) 1799 года. 

 

4. Увековечение имени адмирала Фёдора Ушакова и святого праведного воина Феодора потомками

Память о праведном воине Феодоре Ушакове жива, интерес к его персоналии возрастает. Во время Великой Отечественной войны в честь непотопимого адмирала были учреждены орден двух степеней и медаль Ушакова, которыми и сегодня награждают российских моряков за их самоотверженность и доблесть при защите своей Родины (гордимся, что и два наших павловчанина, выпускники клуба юных моряков и речников станции юных техников, капитаны 3 ранга Эдуард Кушнарёв и Борис Горохов награждены медалью Ушакова за успешное выполнение боевых задач в море).

Памятники Федору Ушакову есть в Санкт-Петербурге, Мурманске, Херсоне, его именами названы: бульвар и станция метро в Москве, набережная и мост в Петербурге, морская Государственная Академия в Новороссийске, кафедральный собор в Саранске, с 2004 года эсминец проекта 956 и др.

И наш город, где в своё время  служил, как уже повествовалось выше, Ф.Ф.Ушаков, не остался в стороне от увековечения важных для нашего маленького города Павловска страниц событий флота Российского!  Жители города бережно относятся к своей истории.

На набережной, где ежегодно, по устоявшейся традиции, павловчане празднуют день Военно-морского флота, символическую мачту венчает копия корабля павловской постройки «Азов». Но главным «носителем» исторических событий на донских верфях 1768-1774 гг. является единственный (такого профиля) в области музей Российского флота имени Петра Ивановича Ляшенко при Павловской станции юных техников (открыт в 1996 году).

В зале музея «Судостроение и судоходство на Дону. История города Павловска» большой раздел отведён истории времён правления Екатерины II.   Оформлены разделы экспозиции: «Новопавловское адмиралтейство 1729-1776 г.г.» и «Получить Зунд Чёрного моря в свои руки».   

9 декабря 2015 года экспозицию пополнил очень ценный экспонат  - бюст флотоводца, переданный в дар музею настоятелем церкви Николая Чудотворца села Масловка Лискинского района иереем Дмитрием Тарасовым по благословению Благочинного Лискинского церковного округа протоиерея Василия  Вылуска.  

Прекрасным дополнением экспозиции станет изготавливающаяся воспитанниками станции юных техников под руководством педагога-мастера модель прама «Гектор», одного из кораблей, которым командовал Ф. Ушаков на маршруте от села Мамон до г. Павловска весной 1770 года. Ценность модели такого рода, как и других моделей, которые строятся в объединении «Историческое судомоделирование», состоит в том, что перед её изготовлением проведено целое научное исследование, так как на сегодня осталось мало документов и чертежей прамов. А так как парусные модели в судомоделировании являются более сложными, то и время изготовления прама будет составлять от 4 до 6 лет. 

 

III. Заключение

Нельзя сказать, что Федор Ушаков сыграл значительную роль в развитии Павловска, где он служил. Молодой он был тогда. Наоборот, скорее Павловск, а именно Донская флотилия, стали для Фёдора переломным моментом его жизни, именно здесь на Дону он проявил все свои флотские навыки, полученные в Морском кадетском корпусе и в практических плаваниях. 1768-1774 годы – начало ратного служения Святого Фёдора Ушакова своему Великому Отечеству!

Но Фёдор Фёдорович Ушаков прославил наш провинциальный Павловск. Потому что здесь проходило его становление. Потому что воевал на кораблях, построенных в Новопавловском адмиралтействе, и доказал, что строившиеся здесь корабли были «мореходны», способны воевать не только в Азовском, а и в Чёрном морях. Потому что именно под его командованием   вошёл первым в будущую Севастопольскую бухту корабль «Модон», построенный в Новопавловском адмиралтействе, а 13 мая 1783 года туда пришла целая эскадра кораблей, в том числе – с воронежских верфей. Потому что чин лейтенанта получил на Дону, и просто потому, что такой великий, непобедимый адмирал находился в нашем городе и на берегах Дона… В настоящее время перед иконой святого праведного воина Феодора Ушакова священники Павловского благочиния благословляют наших воспитанников, юных наследников Петра Великого и непобедимого адмирала Российского флота на новые дела, свершения, победы!...

«….Моли, святе Феодоре, воинству нашему даровати на враги одоление, отечеству во благочестии непоколебиму пребыти, и сыновом Российским спастися…

 

Добавлю в конце, что научному руководителю моей работы Валентине Петровне Ухановой (она же – руководитель упоминаемого музея), посчастливилось 26 августа 2016 года, в завершающие дни проекта пронесения мощей святого Феодора Ушакова от Санаксарского монастыря до Севастополя (маршрут автоэкспедиции проходил с остановкой на 3 дня в Воронеже, затем – через Павловск) участвовать в этом неординарном, нерядовом событии именно в Севастополе, в Херсонесском Владимирском соборе и выступить с сообщением о малой родине Черноморского флота в Севастопольской морской библиотеке на презентации книги «Адмирал Ушаков: флотоводец – святой праведный воин» (Под ред. А.Ю.Назарова. Издательство «Аврора-Дизайн». СПб. 2016. – 488 с.) авторами Доценко В.Д., Макаренко С.И., и получить эту редкую книгу в дар музею Российского флота Павловской станции юных техников!...

 

[1] Святой праведный воин Феодор (Ф.Ф.Ушаков, адмирал флота Российского). Житие. Служба. Киев. 2009. Об-во любителей православной литературы..Изд-во им.святителя Льва, папы Римского. С.5.

[2] Расторгуев В. И. Судостроение на верфях Воронежского края в 1768-1800 гг. - Воронеж: ВГУ, 2003, с.13.

 

[3]  Расторгуев В. И. Судостроение на верфях Воронежского края в 1768-1800 гг. - Воронеж: ВГУ, 2003, с.13.

 

[4] РГА ВМФ, Ф.406, ОП.7, Д.26, Л.397. (копия, фонды музея Российского флота Павловской СЮТ)

[5] Расторгуев В. И. Судостроение на верфях Воронежского края в 1768-1800 гг. - Воронеж: ВГУ, 2003, с. 7.  РГА ВМФ, ф. 212, оп. 4, д. 5, л. 23 об. -24. 

 

[6] Расторгуев В. И. Судостроение на верфях Воронежского края в 1768-1800 гг. - Воронеж: ВГУ, 2003, с. 7.  РГА ВМФ, ф. 212, оп. 4, д. 5, л. 23 об. -24.

[7] В.И. Расторгуев Судостроение на верфях Воронежского края в 1768-1800 гг. – Воронеж: ВГУ, 2003. с.14. РГАДА, ф. 21, оп. 1, д. 63, л. 21, 29.  

[8] Расторгуев В.И. Судостроение на верфях воронежского края в 1768-1800 гг. – Воронеж: ВГУ, 2003 с. 8. РГДА, Ф. 21, ОП. 1, Д. 63, Л. 29, 47

[9] Там же, с. 11. РГАДА, ф. 21, оп. 1, д. 63, л. 46

[10] Расторгуев В.И. Судостроение на верфях воронежского края в 1768-1800 гг. – Воронеж: ВГУ, 2003 с. 8. РГДА, Ф. 21, ОП. 1, Д. 63, Л. 29, 47

 

[11] Расторгуев В.И. Судостроение на верфях воронежского края в 1768-1800 гг. – Воронеж: ВГУ, 2003 с. 320

[12] РГА ВМФ, Ф.406, ОП.7, Д.26, Л.397.

[13] Ганичев В.Н. Ушаков. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 462 с. Ил. С.87.

 

[14] Ганичев В.Н. Ушаков. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 462 с. Ил. С.87.

[15] Ганичев В.Н. Ушаков. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 462 с. Ил. с.88

 

[16] Ганичев В. Н. Ушаков. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 462 с. ил. –   с.89

[17] Ганичев В. Н. Ушаков. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 462 с. ил. – с.89

[18] РГА ВМФ, Ф.406, ОП.7, Д.26, Л.397.

[19] (Манвелов Н. Под Андреевским флагом. Русские офицеры на службе Отечеству. М. 1994. С.375)

[20] (Расторгуев. В.И., 2003 г., стр. 363).

[21]РГА ВМФ, Ф.406, ОП.7, Д.26, Л.397.

[22]РГА ВМФ, Ф.406, ОП.7, Д.26, Л.397.

[23]РГА ВМФ, Ф.406, ОП.7, Д.26, Л.397.

[24] Там же.