Но, что же письменные данные на это скажут? Как уже упоминалось выше, римлян интересовали новые соседи и в своем труде «Германия» Тацит описывает народы населяющие Сарматию: «Я колеблюсь, причислить ли народы певкинов, венетов и феннов к германцам или сарматам. .. Венеты… обходят разбойничьими шайками все леса и горы между певкинами и феннами.
Однако они скорее должны быть отнесены к германцам, поскольку и дома строят, и носят щиты, и имеют преимущество в тренированности и быстроте пехоты — все это отличает их от сарматов, живущих в повозке и на коне». Этот пассаж очень интересен, автор говорит о том, что это как бы и не германцы, но и уж точно не сарматы, так как те «живут в повозке», то есть кочевники. Вообще сложно связать венетов с какой-то определенной археологической культурой, и по поводу этого существуют разные точки зрения. Мы же предположим, что киевская культура входила в круг венедских древностей. Так же важнейшими данными дополняет сведения Тацита, готский историк Иордан, который пишет: «…начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов.
Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, и на север — до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же — сильнейшие из обоих — распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов». Отличное дополнение, поясняющее кто же такие венеты. Но есть одно «но», Тацит писал свой труд в I веке, а Иордан в VI. За 500 лет произошли значительные изменения.
В период с IV по VII века идет «Великое переселение народов». В IV веке огромные массы кочевников с востока двинулись к границам Римской Империи, среди которых были знаменитые гунны. Они подчинили племена успевших разделится готов: вестготов и остготов, постоянно нападали на окрестности Империи. Апогеем был «бич божий» Атилла, возглавивший гуннов с 434 по 453 года. Он совершил несколько походов на Восточно-римскую империю – Византию, после которых император Феодосий вынужден был согласиться на выплаты огромной дани. Но Аттила на этом не остановился. Он покорил галлию, совершил поход в Италию, где захватил несколько городов. После смерти Аттилы его наскоро построенное государство развалилось, германские племена поднимают восстание против гуннов, и в 454 году последние терпят поражение в битве на реке Недао, и быстро растворяются в массе ранее покоренных народов. В 476 году германский вождь Одоакр заставляет последнего западно-римского императора Ромула Августа, отречься от престола, и на этом заканчивается 12 вековая история Римской Империи.
Археологически это время очень сложное, но попытаемся посмотреть, какое участие приняла киевская культура в процессе, названном «Великое переселение народов», и как оно повлияло на нее. Как мы уже наблюдали, киевская культура сложилась как раз из-за движения сарматов и готов. И видимо сосуществовала под властью готов до прихода гуннов. Иордан по этому поводу пишет, что венеты «…свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха». В 369-376 годах, гунны разгромили Германариха и Атанариха – готских правителей и, по всей видимости, часть венетов, в этой ситуации поддерживали гуннов. Затем последовало установление гуннского ига, как над оставшимися остготами, так и над венетами. Иго было достаточно жестким, население Причерноморья заметно поредело и вызвало отток населения на запад, ближе к Римской границе. После смерти Аттилы и полного разгрома гуннов при Недао, побежденные гунны бегут в причерноморье, и далее на восток. Остготы, опасаясь возможной мести гуннов и их возвращения, двинулись на запад. Таким образом, освободилась территория, на которой и произошло рождение славян.
Трудно сказать, что произошло в промежутке между 454 и 512 годами, но результат нам известен, появились славянские памятники: пражско-корчакская, пеньковская и колочинская культуры, которые и завершат «Великое переселение народов». Обратимся еще раз к Иордану, который написал крайне важную вещь, что венеты «происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов». Дабы не разбирать подробно выводы археологов и сравнение археологических культур с письменными данными, отметим, что почти все исследователи единодушны в причислении летописных склавин к пражско-корчакской, а антов к пеньковской культуре. С натяжками колочинскую культуру можно считать венетами, хотя по этому поводу ведутся активные споры.
О сходстве антов и славян говорит Прокопий Кесарийский: «Есть у тех и других и единый язык, совершенно варварский. Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые. Образ жизни [их] грубый и неприхотливый, как у массагетов и, как и те, они постоянно покрыты грязью, — впрочем, они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте [своей] они сохраняют гуннский нрав. Да и имя встарь у склавинов и антов было одно».
С конца V и до середины VI века славяне активно расселяются по Днепру, вытесняют с верховий Эльбы германское население, начинают совершать набеги на Византийскую империю. Эту экспансию прекратило аварское завоевание, хорошо описанное Нестором: «Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли… обры (обрами славяне называли авар) воевали и против славян и притесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его - обрина, - и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: «Погибли, как обры», - их же нет ни племени, ни потомства».
В середине VII века славяне, подняв восстание, избавились от власти авар. И началась славянская колонизация, они стали проникать в Малую Азию, на Балканы, занимают территории современных Чехии и Моравии. В это же время происходит разложение единого славянского языка на восточную, западную и южную ветви.
Что же касается археологических культур, то разбирать подробно их нет никакой возможности. Славяне, расселяясь, образовывали разные археологические культуры похожие друг на друга, но каждая обладала своей спецификой.
Итак, вот мы и приблизились вплотную к истории Руси. Двигаясь вглубь по Восточно-Европейской равнине, славянские племена расселились следующим образом: северные земли заняли кривичи и ильменские словене, юг заселили тиверцы и уличи. На северо-востоке поселились меря, а в лесостепи поляне, древляне, дреговичи. Все эти племена были едины как в этническом плане, так и в языковом. В «Слове о законе и благодати», написанном киевским церковником Илларионом между 1037 и 1050 годами Русская земля воспринимается как единая территория, которой управляет князя Владимир, где есть «наш язык русский». Остается выяснить лишь один вопрос - происхождение названия «русь». Нестор-летописец рассказывает любопытную историю, датированную 862 годом: «…не было среди них (славян) правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Как известно, откликнулся князь Рюрик, который и основал правящую династию.
На этом заканчивается долгое повествование, и наконец-то мы получили ответ на вопрос: «откуда есть пошла русская земля?». Дальше еще немало невзгод вынесла Русь: раздробленность, нашествие татаро-монгол, Смутное время, революции, Первая и Вторая мировые войны. Как мы узнали, не владели славяне миром, не имеют они отношения и к ариям. Да и время появления славян обозначается началом I тысячелетия. Но история от этого не становится убогой или неинтересной, тем более, когда это наша история.
Список литературы
Алексеев С.В. Славянская европа V-VIII веков. М., 2009.
Анфертиев А.Н. Иордан // Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1. М., 1991.
Брайчевський М.Ю. Про этничну приналежнiсть черняхiвськой культури // Археологiя, т. X. Киiв, 1957.
Браун Ф. Разыскания в области гото-славянских отношений. СПб.. 1899.
Вернадский Г.В. Древняя Русь. Тверь-М., 1996
Вернер И. К происхождению и распространению антов и склавинов // СА №4, 1972.
Верхнем Поднепровье и Подвинье // Культурные трансформации и
взаимовлияния в Днепровском регионе на исходе римского времени и в раннем
Винников А.З. Синюк А.Т. Дорогами тысячелетий. Воронеж, 2003.
Гавритухин И. О. Понятие пражской культуры// Труды Государственного Эрмитажа. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2009.— Т.49:
Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна/ Пер. с англ. Ф. С. Капицы. — М.:2008
Иванов В.В. Язык, как источник при этнических исследованиях и проблематика славянских древностей // Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. М., 1976.
Кондрашов Н. А. Восточнославянские языки // Славянские языки—М.: Просвещение, 1986
Лесман Ю.М. К теории этногенеза: этногенез древнерусской народности // ПАВ, вып.6, 1993.
Лопатин Н.В. Керамические стили и культурные группы III – V вв. н.э. в
Марков Н.А. Археологическое изучение Северо-Восточной Руси: колонизация и культурные традиции // Вестник РАН, 2009
Мартынов В.В. Славяно-германское лексическое взаимодействие древнейшей поры. Минск, 1963.
Обломский А.М., Терпиловский Р.В. Среднее Поднепровье и Днепровское Левобережье в первые века нашей эры. М., 1991.
Обломский А.М. Этнические процессы на водоразделе Днепра и Дона в I-V вв. н.э. Москва-Сумы, 1991.
Повесть временных лет / древнерус. текст и пер. Д. С. Лихачева // Русская литература XI - XVIII вв. - М., Худож. лит., 1988.
Рыбаков Б.А.. Язычечество древних славян. М., 1981.
Свод древнейших письменных известий о славянах. / ред. Иванова В.В. // М.,1994. Т.I: (I–VI вв.)
Седов В. В. Славяне: Историко-археологическое исследование—М.: Языки славянской культуры, 2002.
Седов В.В. Очерки по археологии славян. М., 1994.
средневековье. СПб., 2004.
Филин Φ. Π. Κ проблеме происхождения славянских языков // Славянское языкознание. VII Международный съезд славистов: Докл. сов. делегации. М., 1973.
Щукин М. Рождение славян. Из истории вопроса. Два пути ретроспективного поиска. В кн.: Стратум. Структуры и катастрофы. СПб.: Нестор, 1997.
Щукин М.Б. О трех путях археологического поиска предков раннеисторических славян: перспективы третьего пути // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 28. Л., 1987.