Так же есть небольшие отличия в домостроительстве: вместо квадратных полуземлянок с печью-каменкой в углу, характерных для пражско-корчакской и пеньковской культур, в колочинской имеют место полуземлянки, иногда даже шатрообразные, которые отапливались открытыми очагами. Но в целом все три культуры схожи. Объединяет эти культуры и время образования – V-VI века.
С помощью данных археологии можно проследить появление этих культур, тем самым посмотреть возникновение (генезис) славян. Не вдаваясь в научные диспуты и разнообразные точки зрения, рассмотрим лишь важнейшие вехи этого процесса.
Базой, на которой сложилась пеньковская и колочинская культуры, явилась киевская культура II-V веков, которая охватывает Среднее Поднепровье, бассейн Сейма, на юге простирается вплоть до устья Роси и среднего течения Псла и Сулы, а на востоке достигает современного Курска, верховьев Северского Донца и даже Дона.
Поселения киевской культуры были не укреплены, население таких поселков жило в землянках отапливаемых очагами. Керамика лепная и довольно примитивна, толстостенная, поверхность сосудов плохо заглажена, часто горшки кривобокие. Погребения киевской культуры так же не отличаются убранством, кремированные останки покойного помещались в неглубокую яму. Основным хозяйством было земледелие.
А вот основой для сложения пражско-корчакской культуры были как киевская, так и черняховская и пшеворская. Разные исследователи по разному оценивают степень влияния перечисленных культур на сложение пражско-корчакской. Опять же, не вдаваясь в спорные вопросы необходимо отметить, что носители черняховской и пшеворской культур полиэтничны и включали в себя как различные германские так и протославянские племена. Керамика этих культур изготавливалась преимущественно на гончарном круге и была крайне разнообразна. Найдены горшки, миски, чаши, кубки, вазы с тремя ручками. В погребальном обряде сочетались кремация и трупоположение. Погребальный инвентарь разнообразный - керамика, стеклянные кубки, фибулы и костяные изделия, оружие. Из-за близости с римскими провинциями (особенно это заметно на пшеворской культуре) процветала торговля, найдено множество импортных товаров: амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, краснолаковые сосуды. Во внешней и внутренней торговле использовалась римская монета. Как уже было сказано ранее эти культуры полиэтничны, помимо германцев, которые безусловно преобладали, жили фракийцы-даки, ираноязычные сарматы, славяне.
Мнение о такой многоэтничности основывается, главным образом, на наличии локальных особенностей в домостроительстве, керамике и погребальном обряде её носителей. Считается, что именно во времена существования такого полиэтничного образования праславянский язык позаимствовал много слов германского происхождения: скот, блюдо, колодец, князь, стекло и другие.
И, наконец, откуда появилась киевская культура? Исследователи сходятся во мнении, что основным ядром для образования киевской культуры послужила зарубинецкая археологическая культура. Она сложилась на рубеже III - II веков до н. э. и просуществовала в разных местах до середины I - конца II веков н. э. Зарубинецкая культура распространена в Поднепровье от Тясмина до Березины.
Исследователи в рамках зарубинецкой культуры выделяют три различных варианта культуры: средне-днепровский, верхне-днепровский и полесский. Для каждого варианта культуры был характерен свой особый тип дома. Например, на Среднем Днепре были распространены полуземлянки, отапливавшиеся каменными или глинобитными очагами. В Полесье также преобладали полуземляночные жилища, однако, в отличие от средне-днепровских, они имели срубную конструкцию стен. Несколько отличались дома на Верхнем Днепре, где преобладали наземные постройки столбовой конструкции. Погребения зарубнецкой культуры так же совершались преимущественно по обряду трупосожжения, а прах помещался в урну или в вырытую неглубокую яму.
Вещи, сопровождающие покойного разнообразны, встречаются горшки, миски, детали одежды, фибулы, украшения или оружие. Керамика зарубинецкой культуры лепная и лощеная, то есть поверхность сосуда заглаживается до глянцевого блеска. Носители зарубинецкой культуры были земледельцами.
Итак, разобравшись во всех хитросплетениях археологии, поняв лингвистику, вернемся к истории и используем полученные сведения для примерной реконструкции появления славян. Внимательный читатель задаст резонный вопрос: а почему начинаем реконструкцию именно со времени зарубинецкой культуры? Почему не рассматриваем версии происхождения самой зарубинецкой культуры? Ответ на этот вопрос однозначен: зарубинецкую культуру можно отнести только к протославянской, именно она послужила ядром для образования непосредственно славянских древностей.
Можно с огромной долей уверенности сказать, что славян сформировали переселения народов. В I веке вновь активизировались сарматы. Первая волна сарматского завоевания датирована III веком до н.э., когда мирное соседство со скифами закончилось. Краткое описание этого события дает Диодор Сицилийский: сарматы «много лет спустя, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Немного дополняет сведения об этом событии Лукиан, он пишет: «вдруг напали на нашу землю сарматы в числе десяти тысяч всадников, а пеших, говорят, явилось втрое больше. А так как их нападение было непредвиденно, то они всех обращают в бегство, многих храбрецов убивают, других уводят живыми, кроме тех, кому удалось спастись вплавь на другую сторону реки… И вот сейчас же стали они угонять добычу, хватать пленных, грабить палатки, захватывать телеги, большая часть которых попала в их руки вместе с людьми...».
Вообще скифы и сарматы кочевники ираноязычного происхождения, и даже более, у Геродота есть предание по которым сарматы когда-то были частью скифов. И вот эти племена сармат к I веку подходят к границам Римской Империи: совершают набеги на парфян, грабят дунайские провинции и в конечном итоге закрепляются на Венгерской равнине. Многие сарматы поступили на военную службу в Рим, другие периодически совершали набеги на провинции.
Рим опасался непредсказуемых соседей, и даже разрешал им селиться на территориях Империи. Конечно же, такие соседи привлекают интерес у римлян и вследствие этого в распоряжении историков есть много сведений о сарматах. Эти миграции и «разрушают» зарубинецкую культуру протославян, и на арену выходит киевская культура, которую можно считать полноценным родителем славян.
Автор текста: Иван Неретин
Продолжение материала будет опубликовано 17 марта 2015 года.
Читать часть 1.