История взаимоотношения русских княжеств и орды на примере рязано-ордынских отношений в XIII- начала XIV веков.

Здесь представлена работа в номинации "Переломные точки русской истории" конкурса "Наследие предков - молодым" 2018 года. Автор - Василий Кукоба (г. Воронеж), научный руководитель - Селезнев Юрий Васильевич. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie

 

I. Введение.

Данная статья посвящена исследованию актуальной темы влияния монголо-татарского нашествия и установления ордынского владычества на Руси. Без знания истории и путей развития Руси в период ордынского ига нельзя понять многие аспекты культуры России. Данная тема издавна принадлежит к числу дискуссионных. В отечественной историографии в решении этой проблемы можно выделить три основные точки зрения.

Первая точка зрения - это признание значительного и преимущественно позитивного воздействия завоевателей на развитие Руси, подтолкнувшего процесс создания единого Московского государства. Основоположником такой точки зрения был Н.М. Карамзин[1], а в 20-е годы нашего века она была развита так называемыми евразийцами[2]. Сторонники этой точки зрения, в то же время не отрицали таких очевидных фактов, как разорительные походы монголо-татар на русские земли, взимание тяжелой дани и т.д. Н. М. Карамзин считал, что зависимость от монголов способствовала преодолению раздробленности русской земли, созданию единой государственности, подводя русских к мысли о необходимости объединения: Москва обязана своим величием ханам![3] 

Вторая точка зрения, развитая С.М. Соловьевым,[4] В.О. Ключевским,[5] С.Ф. Платоновым[6] гласит, что воздействие завоевателей на внутреннюю жизнь древнерусского общества было крайне незначительным. Сторонники этой теории полагали, что процессы, шедшие во второй половине XIII - XV вв., либо органически вытекали из тенденции предшествующего периода, либо возникали независимо от Орды. Создание единого государства, как считают, например, А.Н. Насонов[7] произошло не благодаря, а вопреки Орде. На Руси в XIV в. преобладали государственно-феодальные формы, отношения личной зависимости крестьян от феодалов находились на этапе формирования, города оставались в подчиненном положении по отношению к князьям и боярам. Таким образом, достаточные социально-экономические предпосылки для складывания единого государства на Руси отсутствовали.

Третья позиция принадлежи евразийцам. Евразийские историки (Г. В. Вернадский.[8]), не отрицая жестоких набегов на Русь, обращали внимания на веротерпимость монголов, в отличие от католической агрессии Запада. При этом время от времени то одна, то другая сторона брала верх. Позднее схожие взгляды, только в более радикальном варианте, развивал Л. Н. Гумилёв. Он доказывал также, что Ростово-Суздальская Русь сознательно пошла на союз с Ордой перед лицом угрозы с Запада. Приверженцы этой точки зрения выдвигали следующие аргументы в поддержку: Средневековая Монголия и Русь - одно и то же. Монголия находилась на территории, ныне занимаемой Россией.[9]

Мы считаем, что удачный синтез и оригинальный подход в решении этой проблемы представлен в докторской диссертации Ю. В. Селезнева «Русские князья в политической системе Джучуева Улуса (Орды)».[10] По его мнению, при учете изменения степени суверенитета и юрисдикции ордынского хана в отношении русских княжеств можно выделить семь периодов ордынского ига:

  1. 1237- время завоевания;
  2. 1242- оформление зависимости (условно - вассально-ленный);
  3. 1245-1263 - период максимального проявления всех признаков зависимости от центрального правительства Монгольской империи (условно - имперский период);
  4. 1263 - 1290-1310-е гг. - период широкого представительства ордынских чиновников - баскаков (условно - баскаческий период);
  5. 1290-1310-е гг. - 1389 г. - время сокращения представительства баскаков и усиления власти князя (условно - министериальный период);

В данной работе нам удалось привлечь различные источники. В основном это источники XV в. и XVI в. Среди источников, которые ближе к данному периоду, - это Лаврентьевская летопись.[11] Также мы воспользовались такими источниками как Новгородские и Псковские летописи[12], Софийская летопись[13], Никоновская летопись[14], Книга Степенная царского родословия. Ч.1.[15] Мы проанализировали их и сделали соответствующие выводы по данной проблеме. К сожалению, татарское нашествие больно ударило по русскому летописанию. Данные порой кратко описываются, событий мало, а сведения о них порой разные по описанию.

 

II. Начало монгольского владычества на Руси.

Трагическая история княжества Рязанского.

Первым княжеством, попавшим под удар монгольских войск стало Рязанское. В 1237 году монгольские войска во главе с Батыем зимовали в Чёрном лесу и через лес подошли к Онузу и взяли его и встали станом у границы Рязанского княжества. Батый послал жену чародейку с двумя мужчинами, в качестве посольства (и возможно для разведки), к князю Юрью Ингваревичу с требованием «десятины во всём». Князь Юрий Ингваревич решил дать отпор захватчикам и со своими братьями князьями Олегом и Романом Ингваревичами, а также муромскими и пронскими князьями дали знаменитый ответ «коли нас не будет, то всё ваше будет». Затем князь Юрий Ингваревич посылает посольство (возможно Романа Ингваревича) за помощью к Владимиро-Суздальскому князю Юрью Всеволодовичу, но тот решил защищать свои владения и бросить рязанцев на произвол судьбы. Получив отрицательный ответ от Рязанских князей, Батый начал стремительное наступление на Рязанское княжество и разорил его. 16 декабря ордынские войска подошли к Рязани и 21 декабря взяли город и разорили, убив князя Юрия и большую часть княжеской семьи. Роман Ингваревич со своей дружиной отступил к Коломне. Туда прибывает отряд во главе с сыном князя Юрия Всеволодовича Всеволодом и воеводой Еремеем. Батый направляется к Коломне, где происходит сражение и войска Владимира-Суздальского княжества и дружина Романа терпит поражение. Сам князь Роман и воевода Еремей погибают. А Всеволод отступает во Владимир. Затем Батый направил свои войска в Москву.[16] Нам удалось найти более подробный по повествованию об этом событии источник, - это Троицкая летопись.[17]

Монгольское нашествие стало трагическим событием в истории Рязанского княжества и всей Руси. После этого началось оформление зависимости Рязанского княжества от Монгольской империи.

Рязанским княжеством стал управлять князь Олег Ингваревич.[18] В 1242 год Олег Ингваревич едет в ставку монгольского хана Каракарум, чтобы получить ярлык на рязанское княжение.[19]

Итогом поездки является оформление зависимости от монгольского хана. Но затем Олегу Рязанскому пришлось ехать в монгольскую ставку для подтверждения своего ярлыка на Рязанское княжение.

После смерти монгольского хана Гуюка в 1248 году, правления и казни регенши хатун Огул-Гаймыш (1248-1252), монгольский престол садиться хан Мунке, по приказу которого регеншу и казнили.[20] После того как один хан умер, а другой взошёл на престол, по закону Монгольской империи, Чингизиды, члены монгольской верхушки, эмиры и князья обязаны были ехать в ставку нового Монгольского хана. Олег Рязанский едет в Каракарум, получает новый ярлык на рязанское княжение и в 1252 году возвращается в своё княжество.[21]

Далее в 1257 году в Рязанское княжество приехали монгольские численники. Рязанское княжество было поделено на десятки, сотни, тысячи, тьмы.[22] На основе этого сведения, мы сделали вывод, что Рязань продолжала проводить лояльную политику к улусу Джучи и должна была платить дань и поставлять контингент воинов по делению на «десятки, сотни» и т. д.

Кроме того, мы сделали вывод, что в 1257 году Муромское княжество было независимо от Рязанского княжества, а 1288 году Муромом уже владели Рязанские князья. Не смотря на то, что во время нашествия татары убивали священнослужителей, правители улуса проводили лояльную политику к представителям русской православной церкви.[23]

После этого события, через год, в день святой Фотины Самарянки[24], умирает Олег Ингваревич Рязанский. Перед смертью он принял схиму[25]. Его похоронили в церкви Святого Спаса.[26] Рязанский стол наследует его сын Роман Ольгович.[27] Возможно, он совершил поездку в Монгольскую империю за ярлыком.

В 60-х годах XIII века Монгольская империя распалась.[28] Что касается сведений о рязано-ордынских отношениях, то в 60-х годах они отсутствуют.

Но в 1270 году за измену и публичное оскорбление ордынского хана казнён Роман Ольгович Рязанский. Ему отрубили конечности, а затем голову.[29] После этого в православной традиции Роман Ольгович становиться новым святым, подобно святому Иакову Персианину.[30] Подвиг Романа сравнивается с подвигом Михаила Черниговского.[31] Мы обратили внимание на описание убийства Романа Ольговича Рязанского, которое по описанию очень похожа на казнь святого мученика Иакова Персиянина. Содержание очень похоже тем, что хан улуса Джучи, как и царь Персии, требовал от своего подчинённого отказаться от христианской веры, но Роман, как и Иаков, отказались, за что их и казнили. В некоторых летописях число месяц дня казни отличаются от остальных источников. В Степенной царского родословия в качестве месяца упоминается июнь «Тако сей великiй князь Романъ новый мученикъ бысть, иже кровiю своею радуяся взыде ко Христу, тако добръ постада за Христа и въру соблюдъ и кровiю своею радуяся взыде ко Христу, тако добръ пострада за Христа и въру соблюдъ и теченiе сконьча мъсяца iюня 19 день».[32] В Симеоновской летописи «Убьенъ же бысть мъсяца Iуля въ 12». В Тверской летописи упоминаются святые «Убiунь бысть мъсяца iуля въ 19, на память святаго Дiа и Макрины».[33] Схожих данных в других летописях не прослеживается и поэтому днём казни Роман Ольговича остаётся 19 июля. Поводом к казни князя Романа стал донос на него к хану. Мы предположили, что это мог быть баскак, князь другого княжества или кто-то из слуг князя Романа. После гибели Романа князем становиться Фёдор Рязанский. Затем происходят набеги ордынских войск.

В 1278 году ордынские войска совершают набег на Рязанское княжество и разоряют его.[34]

В 1288 году ордынские войска во главе с Еролтаем, сыном Темира совершают новый грабительский набег и разоряют Старую Рязань, Муром и соседские мордовские земли.[35]

Эти сведения взяты из Никоновской летописи. К сожалению, эти сообщения нельзя проверить из-за отсутствия других источников. Можно только предположить, что автор данной летописи мог пользоваться сведениями, взятыми из утраченных рязанских источников.

В 90-х годах XIII века в истории Рязанского княжества сведения об ордынцах мы не наблюдаем. Лишь сведения о смерти князя Фёдора Романовича в 1294 году и рязанского епископа Василия в 1295 году.[36] Можно сделать предположение, что после смерти Федора Романовича новый рязанский князь Ярослав Романович Пронский мог поехать в Орду для получения ярлыка.

Только после смерти князя Ярослава Романовича Пронского в 1299 году об ордынцах появляются новые сведения. В результате смерти Ярослава Пронского произошла межкняжеская междоусобная борьбой внутри Рязанского княжества между сыновьями Ярослава и его братом Константином, в которой непосредственное участие на стороне князя Константина принимали ордынцы. Возможно, это были отряды хана Тохты, которые помогали вассалу своего хана. На стороне сыновей Ярослава воевал князь Даниил Александрович Московский. В ходе столкновения у Переславля, Константин потерпел поражение и был взят в плен московским князем.[37]

 

III. Заключение.

Первые удары монгольского нашествия пришлись по княжества Северо-восточной Руси, таким как Рязанское и Владимиро-Суздальское. Несмотря на упорное сопротивление завоевателям, разорению подверглось огромное количество городов, такие Ярославль, Рязань, Владимир и т д. Жители этих городов были убиты и угнаны в плен.

После трагедии 1237-1238 гг. Рязанское княжество потеряло свою независимость и теперь Рязанские князья в связи со смертью предыдущего рязанского князя или монгольского правителя должны были ехать за ярлыком в ханскую ставку в Каракарум, а после распада Монгольской империи в ханскую ставку улуса Джучи. Население Рязанского княжества было обязано служит в монгольской армии, а перепись 1257 года определила порядок выплат дани (выхода) и набора в монгольскую армию. Еще одним важным событием в истории Рязанского княжества стала появление нового святого Романа Рязанского, казненного ордынцами. Также можно выделить и междоусобицу начала XIV века, в которой действовал Константин, брат покойного князя Ярослава Пронского, и его союзники ордынцы против сыновей Ярослава  и их союзника Данилы Московского.

Взаимоотношение Рязанского княжества и улуса Джучи во второй половине XIII века имели разные характеристики. От завоевания Рязанского княжества до оформления зависимости этого княжества от Монгольской империи, от попытки мятежа и нескольких военных столкновении до поддержки рязанских князей в междоусобной борьбе.

 

Список использованных источников и литературы.

  1. Полное собрание русских летописей Т. 1. Лаврентьевская летопись. СПб., 1846.
  2. ПСРЛ. Т. 4: Новгородские и Псковские летописи. СПб., 1848.
  3. ПСРЛ Т. 6: Софийская летопись. СПб., 1853.
  4. ПСРЛ. Т. 10: Никоновская летопись. М., 2000.
  5. ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1: Книга Степенная царского родословия. Ч.1. СПб., 1908.
  6. Повесть о разорении Рязани Батыем / подгот. текста, пер. и коммент.: И. А. Лобакова // БЛДР. 2000. Т. 5. С. 140-155, 472-479.
  7. Вернадский Г. В. Монголы и Русь / В.Г. Вернадский. Тверь, Москва, 1997. - 239 с.
  8. Гумилев Л. Н. От Руси к России. / Л. Н. Гумилев. М.:АСТ, 2008. - 559 с.
  9. Карамзин Н. М. История государства Российского // Соч. В 12-ти т. М., 1993.
  10.  Ключевский В. О. Русская история / В. О. Ключевский. - Москва: Издательство «Э», 2016.- 912 с.
  11.  Насонов А. Н. Монголы и Русь (история татарской политики на Руси). / А. Н. Насонов. СПб., 1940. - 178 с.
  12.  Платонов С. Ф. Русская история / С.Ф. Платонов. М., 1996. - 400 с.
  13.  Селезнев Ю. В. Русские князья в политической системе Джучуева Улуса ( Орды).  Диссертационная работа на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности: 07.00.02 – Отечественная история. Воронеж. 2014. - 595 с.
  14.  Соловьев С. М. История России с древнейших времен // Соч. В 18-ти кн. М., 1988.
 

[1] Карамзин Н.М. История государства Российского // Соч. В 12-ти т. М., 1993.

[2] Вернадский Г.В. Монголы и Русь / В.Г. Вернадский. Тверь, Москва, 1997. 239 с.

[3] Там же.

[4] Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Соч. В 18-ти кн. М., 1988.

[5] Ключевский В.О. Русская история / В. О. Ключевский. - Москва: Издательство «Э», 2016.- 912 с.

[6] Платонов С.Ф. Русская история / С.Ф. Платонов. М., 1996. 400 с.

[7] Насонов А.Н. Монголы и Русь (история татарской политики на Руси). СПб., 1940. 178 с.

[8] Вернадский В.Г. Указ. Соч. 239 с.

[9] Гумилев Л. Н. От Руси к России. М.:АСТ, 2008. - 559. с.

[10] Селезнев Ю.В. Русские князья в политической системе Джучуева Улуса ( Орды).  Диссертационная работа на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности: 07.00.02 – Отечественная история. Воронеж. 2014. 595 с.

[11] ПСРЛ. Т. 1: Лаврентьевская летопись. СПб., 1846.

[12] ПСРЛ. Т. 4: Новгородские и Псковские летописи. СПб., 1848.

[13] ПСРЛ Т. 6: Софийская летопись. СПб., 1853.

[14] ПСРЛ. Т. 10: Никоновская летопись. М., 2000.

[15] ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1: Книга Степенная царского родословия. СПб., 1908.

[16] ПСРЛ. Т. 1. С. 487-489.

[17] Там же.

[18] В «Повести о разорении Рязани Батыем» и Летописца последней четверти XVII века есть сведения о том, что после нашествия Рязанью стал править князь Ингварь Ингваревич, однако в других источниках больше об этом не упоминается. Значит можно сделать вывод, что после Батыево разорения князем стал Олег Ингваревич; Повесть о разорении Рязани Батыем. С.140-155, 472-479;

[19] ПСРЛ. Т. 4. С. 37.

[20] Вернадский В.Г. Указ. Соч. С. 47.

[21] ПСРЛ. Т. 1. С.202.

[22] Там же. С. 203.

[23] Там же.

[24] Фотина Самарянка-женщина, у которой Иисус Христос попросил воды из колодца Иакова и которая возвестила людям той местности (Самария-Сихарь) о его мессианских действиях.

[25] Схима-торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения.

[26] ПСРЛ. Т. 1. С. 203.

[27] ПСРЛ. Т. 10. С. 141.

[28] Вернадский В. Г. Указ. Соч. С. 93-98.

[29] ПСРЛ. Т. 10. 149.

[30] ПРСЛ. Т. 4. С. 240-241.

[31] ПСРЛ Т. 6. С. 351.

[32] ПСРЛ. Т. 21. Ч.1. С. 300-301.

[33] ПСРЛ. Т. 6. С. 351.

[34] ПСРЛ. Т. 10. С. 156.

[35] Там же. С. 167.

[36] ПСРЛ. Т. 1. С. 460.

[37] ПСРЛ. Т. 1. С. 462.