«Ганди молчал по субботам»: пьеса Анастасии Букреевой в Воронежском Драмтеатре
14 октября 2018 года на сцене Воронежского театра Драмы им. А.В. Кольцова состоялся показ пьесы «Ганди молчал по субботам», автором которой является современный драматург Анастасия Букреева. В целом по России постановки данной пьесы проводятся сравнительно давно, в Воронежском драмтеатре премьера состоялась в июне 2018 года в рамках проекта «СИТО-3». Режиссёром постановки является Елена Ненашева.
Сюжетная линия пьесы завязана на истории шестнадцатилетнего подростка, через внутренний мир которого мы видим всё происходящее в его жизни. Главный герой Саша (который, впрочем, не любит своё имя и хочет, чтобы его называли Мот) переживает из-за распада до этого благополучной семьи, на первый взгляд, семьи. Как и любой человек в этом возрасте, он нуждается во внимании, однако каждый занят своими проблемами и не слишком заинтересован в том, чтобы понять, что же самый младший член семьи на самом деле чувствует. Отец уходит от матери к более молодой любовнице, пытаясь таким образом убежать от душевной пустоты, вызванной ощущением собственной никчёмности. Мать в свою очередь тоже находит себе нового ухажёра. Сестра Катя профессионально занимается танцами, всё время говорит о подготовке к чемпионату по танцам в Аргентине, однако из-за болезни вынуждена бросить это занятие, теряя при этом не только работу, но и смысл всей жизни. Дедушка постоянно сидит в своей комнате, время от времени собираясь на войну после очередного просмотра новостей, постоянно выражая чувство ностальгии по былым временам, а, в конце концов, выясняется, что он уже сошёл с ума, когда «звонит» своим друзьям, которых на самом деле уже давно нет в живых. Есть в семье и собачка по имени Карамелька, но и она на какое-то время теряется.
Из-за недостатка внимания и общения Саша / Мот приводит домой полусумасшедшую бездомную женщину по имени Лиза, которая практически не говорит и лишь время от времени выдаёт странную фразу «Ганди молчал по субботам». Лиза живёт то под мостом, то в подземном переходе, в которые она время от времени и возвращается после очередного скандала дома, куда её неоднократно приводит главный герой. В своё время Лиза потеряла ребёнка в подземном переходе. Ребёнок пропал в толпе, когда его мать случайно отпустила его руку, но кроме игрушечного медвежонка ничего, в конце концов, не удалось найти. После этого Лиза больше двадцати лет сидела в переходе и искала взглядом своего сына, пытаясь узнать его в толпе проходящих мимо неё людей.
Поведение главного героя вызывает разную реакцию со стороны членов его семьи. В какой-то момент это привлекает их внимание, но понимания с их стороны в том виде, в котором ему требуется, он так и не получает. Параллельно с этим он задаётся вопросом, кто же такой этот Ганди и почему он молчал именно по субботам? Вместе с этим он тоже взял в привычку молчать по субботам, а иногда и в другие дни недели, что членами его уже практически разрушившейся семьи воспринимается как бунт. Несмотря на весь драматизм отражённых в сюжете событий, он, однако, не лишён юмора.
Постановка строится таким образом, что всё внимание сосредоточено на главном герое, который выражает свои мысли и чувства в виде монолога. Остальные герои то отходят на второй план, то выходят на первый по мере развития событий. По ходу всего спектакля мы слышим главным образом Сашину речь, хотя по большей части это выражение крутящихся в его голове мыслей, ибо диалогов с другими действующими лицами по действию сравнительно немного. Весь мир кажется ему лживым и фальшивым, из-за чего герой дальше и дальше уходит в себя, по-настоящему открываясь только в моменты встреч с Лизой. Интересно обыгран момент, когда отец Саши /Мота пытается завести разговор с сыном, однако тот отвечает лишь молчанием, прокручивая ответы лишь голове и не выражая их вслух.
Произведение отличается психологизмом, показывая сложный мир чувств не только проходящего через переходный возраст подростка, но и его родных, столкнувшихся в жизненными трудностями. У Саши окружающий его мир вызывает чувство отвращения, поэтому он уходит в мир собственный, состоящий из мыслей, вопросов, переживаний. С его стороны это своего рода борьба против столь несправедливого мира. Среди его воспоминаний всё ещё остался образ счастливой семьи, когда все были в сборе, когда не было ещё ни развода, ни болезней, а всё было таким благополучным и беззаботным.
Несмотря на то, что проблемы в пьесе носят на первый взгляд сугубо бытовой характер, при просмотре спектакля на сцене такого впечатления практически не возникает, ведь пьеса приобретает уже некую глубину. Благодаря камерной обстановке малой сцены театра, а также профессионализму актёров хочется сопереживать каждому из героев. Несмотря на то, что заканчивается история достаточно грустно и оставляет ощущение неопределённости, всё равно хочется посмотреть этот спектакль вновь.
Текст - Павел Сычев