Фильм «Завод» (рецензия Евгения Киселева)
На экраны вышел фильм Юрия Быкова «Завод». Очень нечасто в последнее время отечественные кинематографисты балуют нас хорошими результатами, поэтому фильм «Завод» заслуживает пристального внимания.
Итак, в маленьком городке в глуши в 200 км от областного центра крупный бизнесмен (такая, знаете ли, настоящая опора современного режима – который в 90-х приватизировал завод за копейки и многих конкурентов закопал в лесополосе, потом превратился в почтенного бизнесмена и заставлял рабочих работать по две смены, не купив при этом для завода ни болта, не говоря уже о замене оборудования – и в итоге стал влиятельнее губернатора области) решил закрыть принадлежащий ему завод железобетонных изделий. Рабочих завода, которые и так по полгода не получают зарплату, теперь ещё просят войти в положение бизнесмена и поработать ещё до конца месяца. Это повергает рабочих в настоящее уныние – но один из них, ветеран боевых действий, подговаривает товарищей взять бизнесмена в заложники и потребовать большой денежный выкуп. Те, хорошенько подумав (и тут авторы фильма очень хорошо показали, какие мотивы у людей разного возраста и с разным жизненным опытом) соглашаются.
Бизнесмена похищают, а вот дальше всё идет не по плану и конфликт раскручивается по спирали до самого конца фильма. В итоге, зритель смотрит фильм, не отрываясь и ни разу не заскучав – хорош и сценарий, и естественные диалоги, и игра актеров, и музыка, и операторская работа! Нет таких привычных атрибутов современного российского кино как истерящие картонные персонажи – вместо них живые люди, каких мы видим едва ли не каждый день (к слову, «Завод» – едва ли не единственный постсоветский фильм после «Брата» и «За Маркса», где простые люди показаны за работой), выяснение отношений в экстремальных условий (почти как в «Бешеных псах») и отличные боевые сцены (где, в отличие от многих «настоящих» боевиков, герои не забывают перезаряжать свое оружие). А главное – многие вещи показаны не «как должно быть», а как оно есть на самом деле: и журналисты это не привычные по голливудским фильмам наглые вершители судеб бизнесменов и политиков, а испуганные девушка с микрофоном и парень с камерой, а существующее на данный момент взаимодействие ветвей власти зрители видят так – сначала «ручной» ЧОП бизнесмена из бывших бандитов избивает двух работников прокуратуры, потом за них заступается СОБР и качественно избивает чоповцев, а в итоге СОБР отзывают после звонка главного чоповца-бандита их руководству. И, как это бывает в хороших фильмах, автор многое подчеркивает в деталях: командир ЧОПа фамильярно называет полковника полиции «Дима», а один из его подчиненных, увидев начало драки с СОБРом, аккуратно со вздохом снимает очки – понимая, что они ввязываются в безнадежное дело, но не может пойти против воли коллектива.
Несколько неудачным у авторов фильма получилась сама цель захвата бизнесмена – ну даже если герои получат свои деньги, то что потом? Поделят между участниками захвата или раздадут всем работникам? Ведь даже последний вариант не решит проблему на сколько-нибудь длительный срок – для этого надо или брать власть на предприятии в свои руки (как это было в Выборге в конце 1990-х) или сделать так, что центральная власть не смогла не прореагировать (как это было недавно в Пикалево, когда работники такого же принудительно закрываемого градообразующего завода от полной безысходности перекрыли федеральную трассу – и вопрос был решен!). Впрочем, все мы понимаем, что фильм не о лихих сорви-головах, а о действенных методах борьбы рабочих за свои права не имеет никаких шансов появиться на экранах российских кинотеатров...
Так что с учётом всех внешних условий, фильм получился отличный. Не пропустите!