Фильм «В лучах солнца» (рецензия Евгения Киселева)

На экраны вышел документальный фильм Виталия Манского «В лучах солнца». Американский сайт «The Hollywood Reporter» называл картину «увлекательным исследованием государственной пропаганды, выявляющим мрачную правду, которой не дают войти в кадр»  и это чистая правда: фильм Манского – эталонный образец современной западной пропаганды.

Итак, фильм посвящен жизни школьницы Зин Ми – ужин дома, урок в школе, торжественное вступление в Союз Детей (корейский аналог наших пионеров, и даже галстуки мало чем отличаются), рабочие моменты на работе у её отца и матери и т.п. Однако, в фильм вошло не только это, но и неудачные дубли (которые, как утверждает Манский снимались скрытой камерой – правда при этом их качество ничем не уступает другим сценам). Собственно, включить в фильм подобный материал – это далеко не новаторство (достаточно вспомнить фильмы с Джеки Чаном), но если обычно это дается в конце для развлечения зрителей, то фильм Манского состоит из них чуть ли не наполовину. Да, когда отец девочки обсуждает на швейной фабрике тонкости работы, то хорошо видно, что его собеседницы путают подготовленные реплики. Впрочем, не стоит забывать, что КНДР – закрытая для иностранцев страна, так что волнение перед иностранной съемочной группой вполне объяснимо (девочка-главная героиня даже расплакалась в один из моментов съемки). А если бы корейцы хотели по-настоящему обмануть Манского и его коллег, то показали бы ему под видом швей артисток – выучивших текст, вошедших в образ и сработавших без ошибок, так что и дублей никаких бы не понадобилось. Когда понимаешь это – то затем весь фильм воспринимается как безвкусная агитка.

Это подтверждается и тем, кто именно хвалит и рекламирует этот фильм. Например, подробное интервью с автором фильма выпустила в своем журнале «The New Times» патологическая русофобка Евгения Альбац (которая в свое время сказала «Я, честно говоря, не вижу особой проблемы, и если Россия разделится по Уральскому хребту. Я думаю, что это неизбежно»). В этом интервью Манский много рассказывает о своей ловкости – то он сумел оторваться от сопровождающих и понял, что дом нежилой, то девочка рассказала ему что у её родителей другие профессии и живут они в другом месте (при этом сам Манский в другом месте признаётся, что не знает корейского языка) – но в фильм это всё вместе с историей об отказе продать товары в магазине почему-то не вошло. Видимо, причина та же, что и у украинских СМИ, которые уже два года рассказывают о российских военных на Донбассе, которых лично видели, но снять помешал севший аккумулятор камеры...

При просмотре фильма Манского невольно вспоминаются слова Льва Толстого о творчестве Леонида Андреева: «Он пугает – а мне не страшно». Например, две девочки в фильме, убирая класс, поют песню о том, какая красивая их страна. «Какая тоталитарная пропаганда!» подумает среднестатистический европеец или американец и с пониманием отнесется к решению правительства оказать военную помощь Южной Корее – а умный человек вспомнит песню Элвиса Пресли «America The Beautiful». Манский показывает как школьники по пути в школу кланяются большому портрету Ким Ир Сена. Тоталитаризм и пропаганда? Не больше чем во вполне капиталистическом Таиланде, где недавняя смерть короля повергла всех жителей, любивших его как отца и как святого одновременно, в неподдельную скорбь, где перед портретами короля молятся, а за неуважительное высказывание о короле можно получить настоящий тюремный срок. Манский пытается показать тяжёлый труд на швейной фабрике – но потом вспоминаются репортажи о по-настоящему тяжелых условиях на швейных фабриках вполне себе капиталистической и прозападной Юго-Восточной Азии (где как раз делают наши любимые футболки и кроссовки) и снова пропаганда Манского не оказывает задуманного создателем фильма эффекта.

Собственно, сам фильм – это мошенничество: согласно заключенному с северокорейской компанией контракту, Манский должен был согласовать с ней окончательную версию фильма, но запустил в прокат не её, а дополненную – на 26 минут длиннее того варианта, что он представил корейским чиновникам (об этом рассказал в «Российской газете» научный руководитель факультета Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ Михаил Швыдкой ). Если после этого корейцы откажут другим нашим кинематографистам в съемках на территории своей страны – их будет трудно упрекнуть за такое решение...

Порой Манский не понимает, что происходит в стране, о которой он снимает фильм – например, он говорит в интервью «Когда мы снимали сцену приема детей в пионеры, сопровождающие нам показали на детей — лет семи-восьми, в военной форме, и говорят: «Их родители погибли на войне, это дети войны». Какая война? Последняя война, в которой участвовала Северная Корея, была шестьдесят лет назад! Но они совершенно уверены: где-то идет война, туда уходят северокорейские войска, есть линия фронта, солдаты погибают, а вождь заботится об их детях…», но при этом в новостях постоянно встречаются новости о боевых столкновениях на границе Северной и Южной Кореи: идут артиллерийские обстрелы сопредельной территории, засылаются диверсионные группы, в 2010 г. погиб южнокорейский корвет... Но Манскому всё это не интересно! Детей-сирот, видите ли, придумали ради пропаганды!

Иногда замыслы Манского опровергает... его же собственный фильм! Например, в интервью Альбац он говорит: «Так вот, все газеты издаются по одному лекалу. Первая страница — это лик вождя на всю полосу с небольшим текстом. Вторая страница — это четыре лика вождя уже в каком-то наборе с чем-то и небольшие к этому тексты. Третья страница — это восемь ликов вождя, как правило, какие-то общие фотографии. И четвертая страница — это фотографии свершений, а в самом углу — события в мире: маленькие тексты с еще более маленькими черно-белыми фотографиями, где сообщается о забастовках, катастрофах, падениях самолетов», а в фильме ясно видно как люди читают газеты с небольшим количеством фотографий и обильным текстов, и нет никаких очередей – стенды с газетами выставлены для всех. (Так когда-то делали и в нашей стране – это можно, например, увидеть в начале комедии «Джентльмены удачи»).

Почему столько ненависти и вранья вылилось на эту страну? Потому что она, в соответствии с официальной доктриной «опоры на собственные силы» не торгует своей независимостью в обмен на кредиты МВФ и показывает всему миру, что есть и другой путь развития – можно развивать собственную промышленность и сельское хозяйство (как раз в фильме показаны швейная фабрика и производство соевого молока – надеюсь, что Манский не станет утверждать, будто две фабрики специально построили ради его фильма), а не только продавать невосполнимые природные ресурсы в обмен на китайский ширпотреб и японские автомобили.

В фильме несколько раз подчеркнули, что один из лозунгов Северной Кореи «Мы никому не завидуем». А вот мы можем позавидовать её жителям... Вы можете представить себе страну, где полицейским не нужны дубинки и наручники, где родители не боятся отпускать учеников начальных классов в школу одних на автобусе, где нет наркомании и телерекламы? А она есть! И надо брать лучшее из опыта соседей.

Итог работы Манского хорошо подвел Михаил Швыдкой в своем интервью: «Достоевский был уверен, что мировая гармония не стоит слезы ребенка. А уж тем более документальный фильм, даже обласканный критикой. Разумеется, В. Манский не Борис Годунов, но, думаю, ему тоже не избежать ночных кошмаров.»

Ну а мне хочется, чтобы в будущем наше Министерство культуры более внимательно смотрело, на что тратит деньги...