Фильм "Тайна семи сестер" (рецензия Евгения Киселева)
Фильм норвежского режиссера Томми Виркола рассказывает о том, как в недалеком будущем Европе использование генномодифицированных продуктов позволило накормить стремительно растущее человечество, но привело к многоплодным беременностям, и в ответ была введена политика «Одна семья – один ребенок». За соблюдением этого правила следит специальное Бюро по распределению детей (Child Allocation Bureau) – всех заставляют носить идентификационные браслеты, которые проверяют на блок-постах, а лишних детей отправляют в криосон (criosleep) – официально, чтобы разбудить потом в светлом будущем, где будет решена проблема перенаселения, а на самом деле усыпляют и сжигают. В таких условиях дочь одного из главных героев рожает семерых дочерей-близнецов и умирает, а дед при помощи врача спасает их всех и нарекает в честь дней недели. На семь девочек – один документ и каждая может выходить из дома только в свой день недели. Дальше действие переносится на 30 лет вперед, в 2073 год. Там, почему-то светлое будущее не наступило: по-прежнему блок-посты, браслеты и криосон. Даже социальная реклама криосна такая же, как и поколение назад! Мало того, ситуация остаётся такой же, как поколение назад: на улицах по-прежнему полно людей и в мясных лавках продают крыс. Семь близняшек работают в банке под видом одной сотрудницы, но однажды одна из них (Понедельник) пропадает, остальные начинают поиски – и всё это, естественно приводит к падению диктатуры Бюро по распределению детей.
Словом, зрителю снова предложена антиутопия про перенаселение. Эта тема была довольно популярна в послевоенной фантастике, поскольку середине ХХ века благодаря достижениям медицины и социальной политики стала увеличиваться продолжительность жизни людей во всем мире, и население Земли стало неуклонно расти. Реакцией на это стала вышедшая уже в 1962 г. книга британского писателя Энтони Бёрджеса «Вожделеющее семя» («The Wanting Seed»). В ней мир очень перенаселен (например, Лондон ограничен с юга и востока лишь морем и продолжает активно расти вглубь страны) и правительство (действие происходит в Британии, но ясно, что и в остальных странах происходит то же самое) озабочено двумя вопросами: как ограничить дальнейший рост населения и как прокормить имеющихся? Продовольственную проблему пытаются решить при помощи разнообразных эрзацев, а вот с ростом населения борются более радикально – на одну семью положены одни роды и нарушителей строго наказывают (для этого создано специальное Министерство бесплодия), а правительство усиленно насаждает культ однополой любви: тут не только плакаты «быть Homo – Sapiens» («It’s Sapience to be Homo»), но и ясно видные всем привилегии для мужеложцев в карьерном росте. Однако, и это не помогает – и без того скудные нормы продуктов приходится снижать и снижать, натравливая на недовольных полицию, а тем временем вспыхивают эпидемии новых болезней у растений и рыб. В момент действия романа обезумевшие от голода и противоестественной власти люди устроили массовый каннибализм (причем поедали не только слабых, но и действовавших против них полицейских) и языческие оргии. Тем временем начавшийся хаос был остановлен невесть откуда взявшейся армией (ведь в том мире уже давно не было ни войн, ни армий). Она кое-как восстанавливает порядок, начинает снабжать население мясными консервами (правда, быстро выясняется, что они тоже из человечины, но люди всё равно едят), а вскоре в армию начинают грести всех подряд (даже женщин) и отправляют неизвестно куда на неожиданно начавшуюся войну с неизвестным противником. Война оказывается сугубо декоративной – всё происходит неподалёку среди бутафорских декораций линии фронта, зато огонь самый настоящий: никто из солдат не должен вернуться назад, так избавляются от «лишнего населения», а заодно перерабатывают их в консервы, да и никакого Министерства обороны нет: есть только корпорация, нанятая правительством для борьбы с ростом населения. Гораздо более мягкий вариант был показан в романе Гарри Гаррисона «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» («Make Room! Make Room!», 1966) – там просто без всяких социальных экспериментов описан перенаселенный Нью-Йорк 1999 года с населением 35 миллионов человек, где в качестве жилья используется всё, что только можно (заброшенные заводы, верфи и т.п.) и всё это при очень скудном питании. В 1973 г. этот роман был экранизирован под названием «Зеленый сойлент».
Как раз между публикацией и экранизацией романа «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» был создан Римский клуб (1968 г.), который в 1972 г. выпустил свой первый доклад «Пределы роста», одним из выводов которого было предсказание бесконтрольного роста населения и голода к 2100 году, если правительства оставят текущую ситуацию без вмешательства. К этому предсказанию отнесись довольно серьезно (хотя сторонники идей Римского клуба пытаются не вспоминать, что там предсказывалось ещё и полное истощение природных ресурсов в ближайшие десятилетия – однако, прошло уже полвека, а они и не думают заканчиваться!), и в итоге развитие человечества пошло по другому пути – развитие информационных технологий вместо освоения космоса. В итоге, эрзац-решение проблемы роста населения (если ты сутками играешь в онлайн-игры, то времени на размножение и вообще общественную жизнь просто уже не остаётся) ни к чему не привело – и население Земли продолжает расти, и на всё новые и новые модели всевозможных устройств, которые производятся в количествах, намного превышающих реальные потребности всего человечества, продолжают тратиться всё те же невосполнимые природные ресурсы.
Однако, вернемся к фильму «Тайна семи сестер». Имея хорошую, можно сказать – классическую завязку сюжета, создатели фильма реализовали всё довольно бездарно, и во время просмотра не раз хочется воскликнуть «Не верю!!». В первую очередь такую реакцию вызывает сам поступок дела главных героинь фильма и его последствия. Мало того, что и логика, и другие произведения подобной тематики подсказывают, что следствием перенаселения неизбежно становятся жесткое нормирование и централизованное распределение еды и жилья – но в фильме все комфортно живут в просторных квартирах и питаются, судя по упитанным физиономиям, вполне хорошо (видимо, богат был из дед, раз мог прокормить восьмерых в одиночку, а соседей не смущал топот семи пар детских ножек вместо одной официальной). Более того, непонятно, что он хотел получить в итоге? (Ну кроме того, что его деятельность дала завязку фильму и поступить «назло Системе»). Ведь имеет смысл, например, прятаться от немцев в оккупированном литовском городке, если есть надежда, что со временем Красная Армия придёт и освободит эти края – а в фильме не только помощь не пришла за 30 лет, но её вообще неоткуда ждать! Ну и «цепные псы режима» в фильме ничуть не умнее бесцельных подпольщиков – пытаясь захватить их в квартире, они, имея в распоряжении огромное количество бойцов, даже не потрудились окружить дом. Впрочем, когда с самого начала Бюро по распределению детей ввело идентификационный чип носится на руке, а не вшитый под кожу (чтобы нельзя было передавать от человека к человеку), то логики там ждать не приходится.
Заканчивается всё и вовсе вяло – на закрытом мероприятии для небольшого числа лиц удалось показать небольшой ролик с сжиганием спящего ребенка вместо «криосна», и это привело к отмене давно принятого закона. А вот как в итоге удастся накормить новых жителей после очередного демографического взрыва создатели фильма не стали уточнять...
Так что фильм «Тайна семи сестер» можно рекомендовать исключительно ценителям жанра антиутопии с крепкими нервами, ибо фильм очень кровавый – там не только убивают людей в больших количествах, но и сжигают их (детей – во сне, взрослых - заживо), отрубают детям фаланги пальцев и много чего ещё...