Фильм «Союз спасения» (рецензия Евгения Киселева)
Так уж исторически сложилось, что декабристы и их деятельность занимают весьма заметное место в нашей историографии. Достаточно вспомнить, что о них написаны целые библиотеки разных книг, да и первый разработанный в СССР тип подводной лодки был назван в их честь. Однако, при этом фильмы о них можно пересчитать по пальцам одной руки: «Декабристы» 1926 года, «Звезда пленительного счастья» 1975-го – всё… Поэтому новый фильм «Союз спасения» не может не привлечь внимания любителей кино и любителей истории.
С первых минут фильма просто отказываешься верить, что этот фильм и «Викинга» с «Адмиралом» делали одни и те же люди – ведь в «Союзе спасения» по сравнению с катанием на драккарах с горы в «Викинге» и подобными глупостями в «Адмирале» видеоряд вызывает только восторг: мундиры именно той эпохи, ордена на них помещены в строгом соответствии с реальностью, ружья и пушки заряжаются как это было положено в то время, панорамные съемки дворцов, парков, площадей сделаны на самом высоком уровне. Заодно неподготовленному зрителю сильно облегчено понимание событий на экране по сравнению со «Звездой пленительного счастья» – если в старом фильме обычным делом были скачки действия на несколько лет вперед-назад без всяких объяснений, то теперь каждая новая сцена обязательно начинается с титров где, когда это происходит, да и для главных персонажей подобные титры имеются – разве что досадным упущением авторов является некий анонимный главный герой из штатских, который вхож и к императору, и к руководителям заговорщиков, и только из интернетовской информации о фильме можно понять, что это – Николай Мордвинов: адмирал, видный государственный деятель (председатель департамента гражданских и духовных дел Государственного совета, член Финансового комитета и комитета министров) и экономист.
Однако, вместе с материальной частью в фильме заканчивается всё хорошее: двухчасовой фильм про декабристов полон разговоров и батальных сцен, но не рассказывает зрителю самое главное: ради чего декабристы всё это затеяли? Театр начинается с вешалки, а фильм – с названия, и уже название фильма задолго до его выхода давало понять, что со знанием истории этого явления у создателей фильма дело обстоит плохо: надо было очень постараться, чтобы назвать фильм о событиях 14 декабря 1825 года в честь организации, распущенной за семь лет до этого! Конечно, всю историю движения декабристов в двухчасовой фильм поместить непросто, зато можно было бы просто не обманывать зрителей и не говорить, что солдат на Сенатскую площадь вывел Союз спасения. Впрочем, некоторым оправданием авторам может служить тот факт, что перед ними и не стояла задача рассказать зрителям о настоящих декабристах.
О чем же тогда «Союз спасения»? Как ни удивительно – о текущих политических проблемах. Как «Война с саламандрами» Карела Чапека в иносказательной форме рассказывала об опасности попустительства фашизму, а «Незнайка на Луне» Носова – о капиталистическом мироустройстве, так и «Союз спасения» рассказывает об итогах антиправительственных выступлений в нужном для нынешней правящей верхушки ключе: зрителям наглядно демонстрируют с экрана простую сентенцию «не выступай против власти – иначе голову снарядом оторвут», а заодно показывают, что всякие неверные мысли о несправедливости государственного устройства идут строго из-за пределов богоспасаемой России – один из руководителей декабристов учится в пансионе во Франции, на Украине мутит воду Пестель, а на мундирах декабристов назойливо лезут в глаза Кульмские кресты (точь-в-точь как нацистские Железные). Заодно столь же рельефно показано и отношение власти к народу: его в фильме просто нет – есть стоящие как статуи солдаты, которым просто приказали так стоять (хотя в действительности декабристы провели бессонную ночь с 13 на 14 декабря, убеждая солдат не отказываться от уже данной присяги Константину) и самыми условными мазками показана толпа зевак (а на самом деле жители Петербурга, уже не только присягнувшие Константину, но и уважавшие его намного больше как героя нескольких войн по сравнению с малоизвестным младшим братом, принимали довольно активное участие в событиях – задирали правительственных солдат, а самого великого князя Николая с его свитой рабочие строящегося Исаакиевского собора попросту закидали строительным мусором). К слову, нет в фильме и залпов картечью по толпе, от которых погибло в несколько раз больше мирных жителей, чем мятежных солдат. Помимо простого народа нет в фильме и невоенной знати – ни сенаторов (а ведь мятежники вывели своих солдат на Сенатскую площадь не просто для того, чтобы у памятника Петру покрасоваться, а чтобы заставить сенаторов отказаться от новой присяги Николаю и провозгласить свой манифест – а оказалось, что Сенат уже присягнул новому императору и разошелся и поэтому восставшие оказались в подвешенном состоянии), ни митрополита, который тоже приходил усовестить солдат, есть один лишь неназванный пожилой человек, на проверку оказавшийся Мордвиновым.
Так что кому хочется увидеть хорошо воспроизведенную униформу и действие картечи по человеческому телу – добро пожаловать в кино, а если хочется что-то узнать про декабристов – то лучше обратиться к книгам.