Фильм «Скрытые фигуры» (Рецензия Евгения Киселева)

Если перефразировать давний, но нестареющий и до сих смешной фильм «Голый пистолет - 3», то «Скрытые фигуры» рассказывают о переживаниях американских черных женщин на фоне космической программы.

Правда, есть один нюанс – если в других недавних американских фильмах на исторические темы («Шпионский мост», «Крейсер», «Сноуден») создатели старались придерживаться исторических фактов – в «Крейсере» и «Сноудене» это получилось великолепно, в «Шпионском мосте» хуже, но даже если Спилберг и показал сильный снегопад во время строительства Берлинской стены (которое, как известно, состоялось в августе – но ведь у коммунистов всегда мрак и холод!), то создатели «Скрытых фигур» в деле подтасовок ради пропаганды в рамках господствующей идеологии пошли дальше – взяли, да и приписали своим героиням несвойственную им деятельность, а в некоторых моментах сместили действие на несколько лет назад!

Дело в том, что негритянки-математики действительно участвовали в работе НАСА, но в иных проектах, нежели показано в фильме. Например, Мэри Джексон занималась не космическими, а аэродинамическими расчетами, а затем занималась расчетами для программы «Аполлон» и не имела отношения к суборбитальному полёту Джона Гленна – первому полноценному полёту американского космонавта вокруг Земли. Дороти Воган занималась расчётами для запусков спутников, а не пилотируемых полётов, и только Кэтрин Джонсон выполняла и перепроверяла расчёты для полёта Гленна... Всё это легко можно найти на официальном сайте НАСА, но если факты не укладываются в замысел пропагандистов – то тем хуже для фактов!

В стремлении выставить историю США в максимально выгодном свете, авторы фильма показывают сегрегацию и борьбу американских негров за равные права не как трагедию и всенародное движение – а как набор забавных эпизодов. Героини не борются с расизмом – они просто не выполняют законы. А ведь это было непростое и даже суровое время – в 1957 г. в городе Литл-Рок толпа и подчинявшиеся губернатору солдаты Национальной гвардии не пускали черных детей в школу, где должны были совместно учиться белые и черные дети, так что негритят в школу пришлось сопровождать солдатам-десантникам, которые имели федеральное подчинение; в 1962 г. чернокожий Джеймс Мередит захотел стать студентом университета Миссисипи – но власти штата отказались пускать его в университет, а когда он попытался войти туда с охраной из солдат и полицейских, то началось массовое возмущение белых граждан и избиения чернокожих, так что пришлось вводить в город 30.000 солдат (предварительно, убрав из их состава негром) и 2 человека погибли и 375 получили ранения... Однако, в фильме борьба чернокожих американцев за свои права подаётся на уровне безнаказанного проезда положительных героев на красный свет: если очень хочется, то можно нарушать правила и ничего за это не будет, а если не удается нарушить, то при помощи демагогии всегда можно убедить судью изменить правила – вот и вся борьба... Так что после просмотра фильма совершенно несведущему зрителю непонятно, ради чего так надрывался Мартин Лютер Кинг и за что его убили?

Похоже, стерильная и все выхолащивающая политкорректность привела к тому, что люди просто боятся изображать расизм – так что в фильме просто нет полноценных антагонистов, а актеры, чьим персонажам теоретически была отведена эта роль, сыграли латентных интернационалистов, которые были только рады при первой возможности отбросить расизм и сегрегацию!

В стремлении показать темнокожих женщин исключительными и недооцененными делаются постоянные перекосы, так что почти все белые на их фоне выведены туповатыми (и как только им космическую программу доверили!) и чуть ли не поголовно расистами. Героини фильма регулярно встают в гордую позу и начинают патетично вещать «Да это все потому, что я черная и я женщина!», что превращает кино не в драму о том, как умный человек способен преодолеть любые сложности и предрассудки, а в банальный политкорректный манифест про  «black woman power». Причем многие так называемые «обличающие» сцены вызывают вопросы: почему никто не обращает внимание на то, что работница постоянно носит с собой в туалет секретные документы? (А ведь и пары лет не прошло, как закончилась эпоха маккартизма, когда ярлык «советский шпион» могли наклеить на человека за куда меньший проступок!). Как в такой строго секретной организации как НАСА бросили без присмотра новейший компьютер, чтобы одна из героинь могла долгое время самостоятельно его изучать в спокойной обстановке и сделать расчёты, оказавшиеся не по плечу тупым белым? (К слову, если не считать компьютера, который лишь мелькает в эпизоде в середине фильма, вообще непонятно, как проводились вычисления по такой сложной математической задаче, как полет в космос и возвращение с орбиты – ведь нет ни логарифмических таблиц, ни простых арифмометров (а ведь именно на них делались расчёты и для американской, и для советской первой атомных бомб). Нас заставляют поверить, что для решения этой непростой проблемы достаточно гениальной негритянки, школьной доски и кусочка мела!). Ну а апофеозом неправдоподобных обличающих сцен стало воровство той же героиней книги о языке программирования Фортран в библиотеке – с объяснением своим детям: «я плачу налоги, которые идут на содержание этой библиотеки – нельзя украсть уже оплаченное тобой!». Надеюсь, что посмотревшие фильм американские зрители неоднократно применят этот принцип на практике – а государство отблагодарит кинематографистов!

Лозунгом фильма стала фраза «У гениальности нет расы» - но авторы фильма пошли дальше, и в итоге у сюжета фильма нет конфликта, а у зрителей нет ни понимания проблемы, ни ответа на вопрос: «Почему первым в космос полетел Гагарин, если параметры его орбиты не рассчитывали такие замечательные и пробивные негритянки?». Также неясно и почему потом, когда талантливые негритянки получили в НАСА все права, первые многоместный космический корабль, выход человека в открытый космос и орбитальную станцию создали советские люди, а не американцы? Может быть потому, что все люди в нашей стране получили равные права на полвека раньше, чем в «цитадели демократии»?

В результате, вместо интересного фильма о решении непростых технических вопросов законодательно ущемленными людьми мы видим аляповатую клюкву, которую совершенно не обязательно смотреть в кинотеатре – не стоит оплачивать чужую пропаганду из своего кармана.