Фильм «Пираты карибского моря: месть Салазара» (рецензия Ольги Сысуевой)

На экраны вышла пятая часть «Пиратов карибского моря».

Поклонники пиратской саги ждали продолжения шесть лет. И вот, наконец, перед открытием курортного сезона, а для кого-то он уже открылся, вышла пятая часть «Пираты карибского моря. Месть Салазара». Говорят, что это финальная часть «Пиратов». Тогда если вспомнить, на пиратов охотилась Ост-индская компания во главе с лордом Беккетом (артист Том Холландер). Элизабет и Уилл поняли, что им нужна была помощь Джека Воробья, который был заключён в иллюзорном мире в тайнике Дэйви Джонса. Для успеха мероприятия Тёрнер заключил с одним из капитанов особый договор, который резко изменил жизни всех героев саги, а его самого, по сути, отправил в дальние странствия на «Летучем Голландце». Именно в этой части появляется богиня Моря Каллипсо (актриса Наоми Харрис), возюбленная Дэви Джонса (артист Билл Найви). А в предпоследней части у Джека появляется своя возлюбленная – Анжелика (дочка Чёрной Бороды, которую сыграла Пенелопа Крус), которую он в конце-таки оставил, несмотря на все мольбы девушки.

После финальных титров фильма 2007 года на берегу появились Элизабет с сыном. Минуло десять лет после событий. Элизабет и Генри на берегу ждали отца…

Предпоследняя часть посвящена исключительно Джеку Воробью. В пятой части целью команды пиратов явилось освободить Уила Тёрнера из плена «Голландца» под предводительством его сына Генри.

Главным слоганом франшизы стала фраза испанского капитана Салазара (артист Хавьем Бардем) «Мертвецы не болтливы», который охотился за Джеком Воробьём с самого начала фильма. Надо сказать, что образ главного антагониста картины Салазара как раз дополняет и в чём-то насыщает картину. Но честно не очень понятно, почему он оказался на проклятом корабле. Хотя, по сути, видно, что юный Джек Воробей загнал его на остров дьявола, где он и остался до того как Джек с отчаянья не отдал свой магический компас случайному посетителю бара, коим оказалась колдунья.

В пятой части «Летучий Голландец» появляется сразу. На него пробирается мальчик, сын Уильяма и Элизабет, Генри, который ищет отца. Они встречаются. Но им приходится попрощаться – мальчугана заметила команда. «Летучий Голландец» встречается не только в операх Вагнера, но и в легенде о крушении «Титаника». Как говорят те, чья жизнь связана с морем, летучий Голландец могут увидеть только опытные моряки. Из плена Голландца, надо сказать, не выбирался ещё никто. И если вспомнить, в опере Вагнера именно трагическая развязка. Фильм, возможно, не понравится этим. Легенды о Голландце все трагические, здесь комедия. Возможно, это некий заигрышь с какой-то реальностью толи потусторонней, толи реальной. Никто не знает что это такое. Голландец может явиться в море как предупреждение. Здесь прочитали невероятное решение, возможно, в надежде на будущий успех картины, что человек (Тёрнер) может вернуться фактически с того света живым. Легенды о мертвецах с «Титаника» сейчас уже известны многим. Говорят, что на месте крушения, возможно, открылся какой-то информационный портал и те люди, чьи тела не были подняты после катастрофы, до сих пор путешествуют во времени. В пятой части использована именно эта легенда – о путешествии Уилла Тёрнера во времени до того, как его сын разбил проклятие. Сложно сказать, поверят моряки в эту легенду или нет.

Минуло девять лет. Генри (Брентон Туейтес) уже стал матросом судна. Но с тех пор он искал Воробья и Трезубец Посейдона, чтобы освободить отца из-под проклятья. Интересно, что именно поиски Воробья избавляют Генри от гибели при столкновении с проклятым кораблём Салазара – заклятого врага Воробья. И врага всех пиратов вообще.

После того как Воробей в слегка комичном стиле попытался грабить банк, показали Карину Смит (Кая Скоделарио) – девушку, которая изучала астрономию (мне показалось, что в фильме прозрачный намёк на то, что она приёмная дочь Галлилео Галлилея), но за это была признана ведьмой. Динамика сцен, в которых Воробей, Генри и Карина пытаются избежать виселицы, достойна. Кроме того, поклонники фильма могут заметить в эпизодической роли певца Пола Маккартни (дядя Джек в самом начале фильма, который советует Воробью палача Виктора).

«Жемчужину» не достали из-под бутылки; кораблями Джека и Барбоссы по фильму являются «Мёртвая чайка» и «Месть королевы Анны».

Кроме того, в фильме Джеку предстоит объединиться с Гектором, поскольку в его волшебном мече заключена та сила, которая впоследствии извлекает «Чёрную жемчужину» из-под бутылки.

Надо сказать, что в фильме достойно себя проявили Джонни Депп (Воробей) и Джефри Раш (Барбосса). Они оставили то же впечатление, что и от начальных версий саги.

Плюс Воробей динамичен. Та же динамика, быстрота, неуловимость. Даже в сцене с нелепой женитьбой (кстати, мне невеста понравилась), он очень импульсивен, порывист, эмоционален. Любовная линия (Карина-Генри) есть, но она не затянута. Кроме того, в фильме очень на уровне спецэффекты.

Трезубец Посейдона. Мало того, что отсылает зрителя к Атлантиде (понравилась финальная сцена гибели Барбоссы, и то, как они оказались под водой без скафандров), но связан с мифами древней Греции. Посейдон – известный покровитель моря. Трезубец – оружие, состоящие из древка, наконечника и украшенное тремя зубьями. В Древнеримской культуре Трезубец означал символ власти над морем. В христианстве Трезубец – символ Троицы. Иногда выступает как оружие сатаны. В индуизме трезубец принадлежал Шиве, а также встречался в мистике тантры. Трезубец был также личным знаком Чингисхана. Как артефакт, для морских волков, наверное, что-то похожее на копьё Кассия Лонгина на суше.

В фильме – он разбивает все проклятия и возвращает Уилла Тёрнера домой. В образе Салазара есть какая-то загадочность. До конца не ясно, допустим, почему он был проклят. По фильму ясно, что он подрался с юношей Джеком Воробьём, который и загнал его на мистический остров. Но точно сказать, за что и почему нельзя. Понятно, что Салазар явный враг пиратов № 1, а, следовательно, плохой, но в целом не совсем ясно. Душу дьяволу по фильму он не продавал. Компас – артефакт Джека, который он отдаёт случайному посетителю в баре в момент жуткой депрессии, и даже не замечает, что это была колдунья, передавшая компас Барбоссе.

Кажется, что всё внимание именно сфокусировано на поиск Барбоссой своего личного сокровища – дочери – и то, как он погибает, чтобы её спасти. В конце фильма Джеку мартышка, ставшая прежней, возвращает ему компас и личную удачу.

По жанру: боевик, приключения, комедия, фэнтази. Сражения не напрягают. Но, возможно, привыкнув к сражениям в стиле «Игры престолов», «Викинг», «Меч короля Артура» кому-то покажется слишком слабой хореография. Но в целом смотрится не скучно.

Фильм был отрицательно оценен кинокритиками. Возможно, его сравнивали с первыми фильмами. Но, по сути, это продолжение третьей части. В принципе логика в продолжение есть. Критики отмечают несколько не достоверным образ пирата Салазара. Может быть, отрицательный персонаж не полно раскрыт. Такое иногда бывает.

Но, тем не менее, русские зрители тепло встречают картину; обрадовались возвращению в сагу Уилла и Элизабет и ждут продолжения.

Думается, что сравнивать с первыми картинами нельзя. После долгого перерыва в воссоздании франшизы показалось, что это самостоятельная легенда про Летучий Голландец, с участием уже полюбившихся актёров. Из саги жаль прощаться с Джефри Рашем. По продолжению ходят разные версии. Кто считает возможным, кто пишет, что это последняя часть саги.