Фильм «Первому игроку приготовиться» (рецензия Евгения Киселева)
Те, кто в 1980-е годы смотрел в видеосалонах «Терминатора» и «Звездные войны», слушал «Duran Duran» и «Queen» на кассетном магнитофоне, а потом, подключив этот магнитофон и компьютер «Спектрум» к телевизору, играл в видеоигры, и представить не могли, что в будущем та эпоха ненадолго станет объектом пристального внимания любителей фантастики – после выхода в 2011 году романа Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться» и появившейся сейчас одноименной экранизации от Стивена Спилберга.
Сюжет романа и фильма таков: к 2045 году США, где происходит действие, находятся в экономическом упадке, однако народ это мало волнует, ибо даже самые бедные люди проводят большую часть времени в виртуальном мире игры OASIS, где – как в каждом уважающем себя киберпанке – есть всё и каждый может стать кем захочет. Однако, создатель и владелец этой игры пять лет назад умер, завещав всё тому, кто найдет в виртуальном мире «пасхальное яйцо», пройдя перед этим три испытания и разгадав столько же загадок. В охоту за «пасхалкой» втягивается огромное количество игроков и... ведущая на тот момент IT-корпорация IOI, руководство которой недовольно изначально некоммерческой сутью OASIS’a и намерено завладеть им полностью и затем выжимать из людей всего мира последние деньги.
Стоит отметить, что на этом сходство книги и фильма заканчивается. Книга написана про подростков и для подростков, однако написана хорошо и потому читается не без интереса. Отдельным её достоинством является тесная связь сюжета с фильмами, играми и поп-культурой 1980-х, без досконального знания которых в 2045 году игроки не могут разгадывать головоломки от создателя OASIS. Однако, в фильме этого нет – в будущем депрессивном и голодном мире все ходят с упитанными лицами (в трилогии «Голодные игры» – несмотря на название! – персонажи тоже ходят с лоснящимися физиономиями: тут ничего не поделаешь – забыли американцы с 1930-х годов, что такое настоящий голод и поэтому не умеют его показать; вот недоживший до отмены продовольственных карточек в родной Англии Джордж Оруэлл на собственном опыте хорошо знал, что такое голод и холод, поэтому соответствующие места в «1984» и получились такими реалистичными – хотя до сих пор по недомыслию считают, что в книге описан СССР), а сложные головоломки для настоящих эрудитов с хорошей памятью заменены задачками, разгадать которые сможет любой, кто внимательно смотрит ролики в общедоступном музее. Освободившееся время отдано поединкам.
Драки получились хорошо, но Спилбергу в новой киноленте лучше всего удалось показать лишь смысл полного варианта русской поговорки «Старый конь борозды не испортит, но и глубоко не вспашет» – в последние годы создатель «Инопланетянина», трилогии про Индиану Джонса, «Парка Юрского периода» и челюстей выдает либо слишком нарочитую и прямолинейную пропаганду («Линкольн», «Шпионский мост», «Секретное досье»), либо просто занудный и неудачный даже для детской сказки фильм «Большой и добрый великан», и во всех случаях красивый видеоряд обесценивается смыслом показанного. Так и с «Первым игроком»: увы, в 2,5-часовом фильме среди гибнущих аватаров и рассыпающихся монет Спилберг так и не раскрыл необъятность OASIS с его 27 мирами, где для каждого известного фильма или игры есть своя планета... В итоге третьестепенные персонажи вылезают на первый план, логика сюжета трещит по швам (одно только заимствованное из «Матрицы» виртуально-реальное подполье не к ночи помянуто будет, зато сложные в романе взаимоотношения пяти ведущих игроков между собой в фильме упрощены до предела) и зрителю остаётся только смотреть на мордобой. Вот Спилбергу по-настоящему удалось лучше, чем в книге, так это покойный создатель OASIS’a – в фильме образ гика-социопата раскрыт очень хорошо.
Так что если кто захочет насладиться боевыми сценами всех уровней, от личных поединков до массовых побоищ, то стоит посмотреть «Первому игроку приготовиться». Ещё лучше перед просмотром прочитать роман-первоисточник. Или после просмотра. Или вместо.