Фильм «Несокрушимый» (рецензия Евгения Киселева)

Как известно, в США уже почти век одно поколение любителей комиксов сменяет другое, что дает огромный неиссякающий спрос на фильмы с супергероями. Точно также и игра World of Tanks в последние годы сформировала большую и достаточно платежеспособную аудиторию любителей танков и всего с ними связанного – а значит, отечественные кинодеятели не упустят случая залезть к ним в карман. В середине года уже вышла приключенческая лента «Танки» об испытательном пробеге экспериментальных вариантов Т-34, а в последние дни года будет показан «Т-34» – современный перепев истории о пленных танкистах-смертниках, уже рассказанной в фильме «Жаворонок». И вот сейчас на экраны вышел фильм «Несокрушимый» – про бои лета 1942 года.

За 7 лет до показанных в фильме событий прозвучала чеканная фраза «Кадры решают всё» – и в «Несокрушимом» кадры действительно всё решили. Фильм делала хорошо сплоченная команда: супруги-продюсеры Алексей Пиманов и Ольга Погодина (она же исполнительница главной женской роли), автор сценария Валерия Байкеева, режиссер Константин Максимов, исполнитель главной мужской роли Андрей Чернышов... Двумя годами ранее они уже выпустили на Первом канале сериал «Маргарита Назарова» (кто-нибудь его ещё помнит?), и кто-то решил: если сняли проходную жвачку про циркачей – справятся и с фильмом про танкистов. В итоге получилось то, что получилось – хотели русский ответ фильму «Ярость», а получилась невнятная серия из телесериала для заполнения пауз между рекламными роликами, зачем-то растянутая до полнометражного кинофильма.

Угловатые бронемашины, которые должны изображать абстрактные немецкие танки – тут кинодеятели словно намеренно применяют технологии полувековой давности: как будто у нас на дворе 1960-е годы и Юрий Озеров снимает эпопею «Освобождение», а фильм «28 панфиловцев» с доскональным воспроизведением все спектра показанных вооружений – от танков и тяжелых орудий до винтовок – был снят в другой галактике. Сценарий и актерская игра в «Несокрушимом» ничуть не уступает реквизиту: командир танка в ходе боя останавливает танк и…. начинает втолковывать экипажу, что они делали не так. Видимо, немецким артиллеристам и танкистам в это самое время их собственные командиры точно также не давали воевать – ибо только этим  можно объяснить, что те не расстреляли танк, внезапно превратившийся в неподвижную цель. На этом фоне уже перестаёшь удивляться «замполитам» и танкам Т-34-85 летом 1942 года, потому что понимаешь: создатели фильма могли и «Арматы» со священниками на фронте показать, не увидев в этом ничего странного.

Авторы сценария слабо представляют себе разницу между ремонтной и боевой частью в плане удаления от фронта и задач личного состава, поэтому их героям ничего не стоит самовольно поехать повоевать с немцами на не до конца отремонтированном танке. Ремонтная часть в 1942 году – это работа с адским напряжением сил: с фронта постоянно поступают подбитые танки, которые надо вернуть в строй как можно быстрее, а на этом фоне главная героиня (которая как раз и должна заниматься этим ремонтом) и главный герой ведут неторопливые разговоры о любви словно чеховские герои в старом имении! Эмоций при этом они проявлять не торопятся, а текст роли произносят почти без интонаций. Им бы Терминатора играть, да роль уже занята. Так что потом уже совершенно не удивляешься, когда видишь, как главная героиня со скучающим видом смотрит как из-за неё дерутся двое! И только ближе к концу фильма начинаются традиционные крики, слёзы и истерики, после которых финальный бой (основанный на реальном подвиге экипажа Семена Коновалова) уже не производит должного впечатления на уставшего зрителя…

Итак, подведем итог. Любовная линия в фильме есть? Есть. Истерики есть? Есть. Особист-параноик с замашками гопника в наличии? В наличии. Словом, имеется типовой российский фильм о том, как околокультурные потребители бюджетных средств представляют себе Великую Отечественную войну. Поддерживать рублем этот фильм не стоит – подобные фильмы приносят деньги своим создателям уже на стадии съемок (и стоит помнить, что создатели фильма «28 панфиловцев» при вдвое меньшем бюджете смогли создать настоящий шедевр), а выход в прокат для них просто формальность – поэтому лучше посмотреть о танкистах той войны что-нибудь снятое хорошо и со знанием дела: «Четыре танкиста и собака», «На войне как на войне» или «Ярость».