Фильм «Мидуэй» (рецензия Евгения Киселёва)
На экраны вышел фильм Роланда Эммериха «Мидуэй», посвященный одному из самых известных морских сражений Второй мировой войны. На фоне всеобщей деградации, охватившей американский и российский кинематограф, получилось весьма неплохо!
Впрочем, обо всем по порядку. Итак, что это было за сражение, которому посвящен новый фильм известного режиссера? После знаменитого удара по Перл-Харбору и успешных действий японского флота у Филиппин и Индонезии и в Индийском океане, в результате чего Япония захватила богатые источники природных ресурсов (ради чего, собственно, Япония и вступала в войну) встал вопрос «А что делать дальше?», и 5 мая 1942 г. японское командование решило провести в июне операцию против атолла Мидуэй с участием всего японского флота, чтобы в решающем сражении добить то, что осталось у США после атаки Перл-Харбора. Предполагалось, что японский флот высадит десант на этот атолл, после чего американцы захотят его вернуть и пошлют туда свой флот из Перл-Харбора, и в итоге будут уничтожены превосходящими силами Японии, а уже потом можно будет планировать захват самих Гавайских островов. Одновременно сравнительно небольшие японские силы должны были в качестве отвлекающей операции захватить Алеутские острова. Все было спланировано хорошо, вот только никто в Японии не знал, что к маю 1942 г. расшифровали японский военно-морской код и могли читать перехваченные радиосообщения, и в итоге американское командование знало о предстоящей операции и смогло подготовиться: усилили оборону Мидуэя (заминировали прибрежные воды, перебросили туда авиацию, дополнительный контингент морской пехоты и зенитные орудия), отозвали два авианосца из южной части Тихого океана, к тому же американские стахановцы сумели вернуть боеспособность поврежденному в начале мая авианосцу «Йорктаун», проделав за 4 дня работу оцененную в три месяца. Правда, эти три авианосца были самыми крупными и боеспособными кораблями, которые США смогли на тот момент противопоставить японскому императорскому флоту – против них было 6 авианосцев и 7 линейных кораблей (у американцев после Перл-Харбора на Тихом океане было 7 линкоров, но они защищали западное побережье США), правда, японцы сумели обесценить свое численное превосходство тем, что рассредоточили свои огромные силы в 10 группах по огромному же пространству северной и центральной части Тихого океана. В итоге непосредственно у Мидуэя сошлись примерно равные силы – 4 японских авианосца с 248 самолетами на борту против 3 американских с 233 самолетами. Однако, при таком примерном равенстве «на бумаге» ситуация перед началом сражения складывалась в пользу американцев, т.к. в дополнение к палубной авиации у них на самом Мидуэе было 125 самолетов наземного базирования, а кроме того само наличие американских авианосцев у этого атолла стало неожиданностью для японцев, которые считали их ещё находящимися в Перл-Харборе (дело в том, что согласно японскому плану были развернуты две «завесы» из подводных лодок к западу и юго-западу от Гавайских островов, чтобы после высадки японского десанта на Мидуэй они, во-первых, сообщили своему командованию о движении американского флота на помощь атоллу, а во-вторых нанесли ему некоторые потери; на деле же американские корабли выдвинулись к Мидуэю намного раньше и прошли эти районы за несколько дней до того как там появились японские подводные лодки), а один из них и вовсе считали потопленным месяц назад. В свою очередь американцы организовали постоянное дежурство летающий лодок на расстоянии 700 миль от Мидуэя для обнаружения японских сил.
И вот 3 июля 1942 г. началось сражение… 3 июня патрульные самолеты с Мидуэя обнаружили японскую десантную эскадру, и 10 стратегических бомбардировщиков В-17 атаковали японские корабли, но безрезультатно. Затем японские суда были атакованы 4 американскими летающими лодками с торпедами – и снова без успеха. Рано утром 4 июня самолеты с японских авианосцев атаковали атолл Мидуэй, но они были обнаружены сначала патрульными самолетами, а затем и радиолокатором, поэтому все американские самолеты на острове были заранее подняты в воздух, перестав быть совсем беззащитными, и были направлены в очередную атаку на японские авианосцы. Затем последовала череда американских ударов – самолеты разных типов с земли и с авианосцев пытались атаковать японские корабли бомбами и торпедами, но у всех этих семи атак было одно общее: японцы не получили ни одного попадания, зато сбили полсотни атаковавших без истребительного прикрытия американских самолетов и ещё десяток повредили. И лишь в середине дня сводная эскадрилья из уцелевших пикирующих бомбардировщиков атаковала три японских авианосца и прямыми попаданиями вызывала на них сильные пожары, так что командами пришлось покинуть свои корабли. Самолеты с оставшегося японского авианосца смогли также тяжело повредить один из американских авианосцев, который также был покинут командой, а затем его добила японская подводная лодка. В итоге, сражение закончилось победой флота США. Часто пишут, что это было результатом невероятного везения, но на самом деле никакого везения тут нет: американцы заранее знали, где японцы намерены атаковать, тщательно подготовились и в итоге победили, хоть и ценой большого напряжения сил и немалых потерь.
Как это всё показано в фильме? Очень близко к действительности: в фильме хорошо обозначены причины, которые привели к этому сражению, и показан его ход в той мере, насколько можно десяток различных атак уместить в час экранного времени. Более того, снято настолько хорошо, что невольно начинаешь казаться, что великий режиссер Юрий Озеров воскрес и снял ещё один фильм для своей киноэпопеи «Освобождение» – про победу наших союзников, ибо в «Мидуэе» есть всё, что было у него: мирная жизнь и неожиданное начало войны, фронт и тыл, тяжелые решения облеченных властью и ответственностью командующих – и претворение этих решений в жизнь простыми бойцами. Порой даже не верится, что снято в 2019-м году: леди и негров на экране ровно столько, сколько должно было быть на американском флоте и военно-морской базе в 1941-42 годах, адмиралы не размышляют «А может сдать Мидуэй японцам, чтобы избежать напрасных жертв?», а настойчиво ведут своих людей к победе над врагом. Вот бы у кого поучиться отечественным киноделам, особенно авторам нового фильма «Ржев», где отбив у немцев позицию красноармеец говорит: «Если по-честному – живым мясом протолкнулись!». Американские исследователи подробно описывают в своих работах каждую из неудачных атак своей авиации при Мидуэек, но при этом не посыпают голову пеплом на тему «трупами завалили», хотя, фактически, так оно и было – львиная доля потерянных в том сражении 248 японских самолетов затонула вместе с авианосцами, тогда как большинство из 150 потерянных американских самолетов погибло именно в бою, не причинив врагу никакого урона. Страшно подумать, как изобразил бы битву при Мидуэе режиссер «Ржева» Игорь Копылов!
Нельзя сказать, что «Мидуэй» Роланда Эммериха совсем лишен недостатков. Японские истребители в Перл-Харборе совсем в духе «Звездных войн» палят из пушек и пулеметов – и от этого взрываются линкоры, плюс японцев рисом не корми только дай полетать между кораблями и между домами, ибо так красивее выглядит на экране, но всё это (как и атака двухмоторных бомбардировщиков с Мидуэя не торпедами (как было в действительности), а бомбами) лишь мелкие недочеты в большом хорошем фильме. Так что если хотите увидеть достаточно точное изображение одного из выдающихся сражений Второй мировой войны – смело идите в кино.