Фильм «Лицо» (рецензия Евгения Киселева)

Польша всегда славилась своим кинематографом. Именно там в 1934 г. была снята первая экранизация «12 стульев» Ильфа и Петрова (точнее, адаптация  сюжета под местные условия), а потом были и великолепные экранизации классических произведений, и выдающиеся фильмы о войне, и отличные комедии. Поэтому не удивительно, что именно в Польше сняли такой необычный фильм как «Лицо».

Сюжет фильма, на первый взгляд, прост: красавец Яцек навещает своих родных в деревне на Рождество, на обратном пути попадает в аварию, чудом остаётся жив и после пластической операции получает новое лицо. С учетом того, что и лицо у него теперь более грубое и массивное, да ещё и  нарушение речи добавилось, не оставив и следа от былой красоты, так ещё и родные узнают, что им придется оплатить большую часть этой операции, т.к. у государства нет денег. Чиновники считают, что он может работать неполный день – и поэтому отказывают в пенсии, а родная мать приглашает экзорциста, чтобы изгнать дьявола из инвалида. В итоге, от Яцека отвернулись все родственники, кроме сестры и деда…

Собственно, прелесть «Лица» не столько в сюжете, сколько в его подаче – фильм снят с минимумом диалогов. Конечно, тут подход был не настолько  радикальный, как во франко-итальянском фильме «Бал» (1983) или польско-шведском «Мельница и крест» (2011), но, тем не менее, диалогов героев очень мало – и этого вполне хватает, чтобы понять чувства каждого персонажа. Например, Яцек после операции возвращается домой – и видит пустой коровник: всё продано, чтобы оплатить его операцию. Более того, фильм интересен и как интересный репортаж из польской глубинки, сродни фильмам Кустурицы или даже документальному сюжету из «Клуба путешественников» или «Команды Кусто»: как люди работают, празднуют дома и на улице, хоронят, делят наследство у ещё свежей могилы – и много всего ещё…  Трагическое в фильме органично уживается с комическим, создавая рельефную и неприукрашенную картину жизни. (Одна только сцена  апокалиптической рождественской распродажи плазменных панелей для тех, кто придет в одном белье, ясно показывает, что фильм будет необычный!)

Так что фильм не оставит равнодушным никого – ни любителя простых фильмов о простых людях, ни поклонника фестивального кино, ни этнографа. Жаль только, что его прокат в России будет весьма не широким…