Фильм "Лето" (рецензия Евгения Киселева)

На российские экраны вышел фильм “Лето”, рассказывающий о том, как рок–группа птушника Виктора Цоя постепенно приобретала известность и популярность сначала в Ленинграде, а потом и во всей стране.

Несмотря на то, что премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале и там фильм получил приз за лучший саундтрек, отзывы в российских СМИ он получил довольно кислые – главная претензия критиков состоит в том, что “не так всё было”. Например, Борис Гребенщиков сказал, что сценарий фильма “Ложь от начала до конца”, а соратник Цоя Алексей Рыбин раскритиковал сценарий и запретил использовать свой образ в фильме. Конечно, если бы этот биографический фильм снимал Оливер Стоун, то несомненно стоило бы ожидать скрупулезного воспроизведения реальных событий на экране – но мы живем в России 2018 года, в которой после недавнего выхода фильма “Движение вверх”, буквально воспетого официальными СМИ как “фильм лучше правды” (хотя там до неузнаваемости искажены и конкретные члены советской сборной по баскетболу, и в целом их победа на Олимпийских играх 1972 г.), упрекать кого бы то ни было в неточности просто глупо!

В целом же, фильм “Лето” как история о ленинградской рок–музыке лета 1981 года, не так уж и плох. Сюжет основан на воспоминаниях Натальи Науменко – жены лидера рок–группы “Зоопарк” Майка Науменко, и рассказывает о том, как в тем летом сложившийся рок–музыкант, тонкий знаток западной рок–музыки Науменко встречает начинающего музыканта Цоя с товарищами и помогает ему буквально во всем – от доработок текстов и музыки, до вступления в Ленинградский рок–клуб (что давало подпольным музыкантам официальное признание и тем самым значительно облегчало дальнейшие ) и последующей записи первого альбома на почти профессиональной студии; а на фоне всего этого Наталья начинает “детский школьный роман” с Виктором, но её муж не прекращает помогать коллеге после этого. В конце же, и группа “Кино” получает признание, и лично Цой находит себе новую спутницу жизни, которая организует ему выступления и заботится о сценических костюмах и гриме музыкантов – всё, теперь ему остаётся только творить…

Фильм ругают ещё и за то, что рассказ о русском роке превратили в мюзикл со вставками коллективного исполнения песен западных современников Науменко и Цоя – но року всегда свойственен некоторый сюрреализм, а уж тем более он уместен в фильме про группу “Зоопарк”, одного из участников которой вскоре после описанных событий посадили за употребление анаши...

Создатели фильма подстраховались, и под полными именами и фамилиями на экране появляются только трое – Майк и Наталья Науменко и Виктор Цой, и хотя даже крайне поверхностно знакомый с историей русского рока человек легко узнает в других персонажах Бориса Гребенщикова, Алексея Рыбина, Марианну Цой, основателя и лидера панковской группы “Автоматические удовлетворители” Андрея Панова, звукорежиссера Андрея Тропилло и других, но выведены под иными именами, либо только именами без фамилий, а то и вовсе псевдонимами, так что обвинить им создателей фильма официально не в чем. Тем более, что на экране периодически появляется особый персонаж–скептик держащий в руках табличку “Этого не было”. Отдельно хотелось бы спросить пламенных критиков фильма: а где они были, когда на экраны выходили “9 рота”, “Ледокол” или “Движение вверх”? Ведь в тех фильмах реальные события искажались гораздо более чудовищным образом и без всяких предупреждений открытым текстом на экране, что этого не было!

Авторы фильма до конца остались настоящими российскими творческими людьми и не могли отказать себе в удовольствии мазнуть грязью окружающий их народ: в фильме рок–музыкантам противопоставляются простые советские люди, показанные как жирные тетки либо агрессивные ханыги, однако показанная в фильме жизнь самих музыкантов (вроде похмельного пробуждения на заблеванном полу) мало кого привлечет как альтернатива советской действительности.

В целом же, общая канва событий изложена достаточно близко к реальности, “дух времени” тоже передан более–менее удовлетворительно (со всеми поправками на личные особенности режиссера и американского сценариста) – так что фильм “Лето” оказался не таким уж и плохим, как ожидалось.