Фильм «Крейсер» (рецензия Евгения Киселева)
На экраны вышел фильм «Крейсер» (оригинальное название – «USS Indianapolis: Men of Courage»), посвященный обстоятельствам гибели крейсера «Индианаполис» в июле 1945 г.
Итак, этот крейсер был построен в начале 1930-х годов в рамках подготовки США к большой войне за Тихий океан. Собственно, свое предназначение крейсер выполнил, активно участвуя в войне с февраля 1942 г. Правда, в морских сражениях «Индианаполису» не довелось принять участия – все 3,5 года он обеспечивал действия других родов войск, обстреливая береговые укрепления японцев на островах Тихого океана. А в июле 1945 г. крейсеру было поручено особое задание – доставить первую в мире атомную бомбу «Малыш» на остров Тиниан, откуда 6 августа стартовал бомбардировщик, сбросивший её на Хиросиму. Бомба была успешно доставлена на остров, а на обратном пути крейсер был торпедирован японской подводной лодкой И-58 и затонул через 12 минут – это событие и стало кульминацией действия нового фильма.
Вместе с кораблем погибли около 300 из 1196 членов его экипажа, остальные спаслись и стали ждать, когда их спасут. Однако, помощь пришла очень не скоро – особенно по меркам людей, оставшихся почти без еды и воды посреди кишащего акулами моря. Дело в том, что крейсер был потоплен 30 июля 1945 г. – когда нацистская Германия уже была побеждена, а победа над Японией была не за горами – так что персонал американских баз в том регионе уже начал нести службу спустя рукава и поэтому сообщение о гибели крейсера, которое успел передать радист «Индианаполиса» было просто проигнорировано. Так моряки на четыре дня оказались предоставлены сами себе – и акулам. В конце фильма, уже перед самыми титрами, были приведены фрагменты интервью с выжившими членами экипажа «Индианаполиса», где они рассказывали о том, как у них на глазах акулы ели их товарищей... В итоге, когда их 4 августа случайно обнаружил самолет, выполнявший другое задание, то спасти удалось 321 человека из примерно 880 уцелевших при торпедировании (и четверо из них умерли уже после спасения) – остальные погибли от обезвоживания, истощения, полученных при потоплении крейсера ран и акул (хотя акулы, вопреки распространенному мнению, не были главной причиной гибели членов экипажа). Говорят, что перед тем, как бомбардировщик вылетел с Тиниана к Хиросиме, на атомной бомбе написали «За погибших на “Индианаполисе”!».
Виноватым в случившемся – а это как-никак была самая массовая в истории американского военно-морского флота гибель военнослужащих при потоплении одного корабля! – назначили командира крейсера Чарльза Маквея: его отдали под трибунал (единственного из 380 капитанов погибших во время войны американских боевых кораблей), на котором одним из свидетелей защиты был... потопивший крейсер командир японской подводной лодки И-58 Мотицура Хашимото: он заявил, что ему просто повезло удачно всплыть под перископ и в тех идеальных для подводной лодки условиях у крейсера просто не было шансов уцелеть. (Примечательно, что после войны Хашимото написал книгу о действиях японских подводных лодок в 1941-45 гг., так в предисловии к её американскому изданию 1954 г. офицер ВМФ США, стараясь выгородить своего коллегу Маквея, писал, что против «Индианаполиса» были применены человекоуправляемые торпеды «кайтен», хотя в соответствующей главе Хашимото ясно писал, что такие торпеды у него на борту были, но в той атаке он использовал обычные – позиция была слишком хорошей, чтобы напрасно жертвовать жизнью водителя-смертника). В итоге Маквей был оправдан и даже получил следующее звание контр-адмирала, но в 1948 г. вышел в отставку, а в 1968-м застрелился – с этим событием тоже связано ошибочное мнение, что он не выдержал угрызений совести: на самом деле Маквей не перенес смерти любимой жены, хотя и травля со стороны родственников погибших моряков тоже была. В целом, трагедию этого человека достаточно хорошо раскрыл на экране Николас Кейдж – исполнитель роди капитана Маквея.
Кроме того, в фильме было показано много интересного как из жизни США тех лет (когда неграм на флоте разрешали служить только на камбузе, а в кинотеатре позволяли сидеть только на галерке), так и о непреходящих ценностях самой демократической в мире страны вроде непреодолимых сословных перегородок или целей войны, озвученных в начале фильма в разговоре достопочтенных джентльменов с простым матросом:
- Как думаешь, война скоро закончится?
- Сэр, у вас сын в армии?
- Нет, у него деньги в сталелитейной промышленности, а война полезна для бизнеса!
В целом же, фильм получился хороший и его можно смело рекомендовать любителям кино на военно-исторические темы.