Фильм Карена Шахназарова "Анна Каренина. История Вронского" (рецензия Ольги Сысуевой)
Не так давно по телевизору показывали сериал по роману Льва Толстого «Анна Каренина. История Вронского». Для многих зрителей Карен Шахназаров знаком по фильмам «Курьер» и «Мы из джаза», которые уже давно стали любимыми фильмами для многих.
Но у Карена Шахназарова есть ещё и любовь к русской истории и потрясающее знание той эпохи, про которую он ставит кино, – история начала XX века.
Большинство зрителей его увидели сериалом. Тем не менее, в некоторых кинотеатрах и интернет-приложениях про кино этот фильм вышел в режиме киноверсии.
«История Вронского», рассказанная от лица самого Вронского в режиссуре классического режиссёра Карена Георгиевича Шахназарова смотрится несколько необычно в контексте с другими версиями по роману Льва Толстого «Анна Каренина».
«Анна Каренина» - роман о судьбе самого Толстого (в одном из героев романа), его родственников и его семьи в 1872—1875 годы – эпоху пореформенной России (тогда Россией правил император Александр II), о любви богатой женщины Анны и офицера Алексея, о семейной жизни дворян Левиных и о том, как рушились устои в тот сложный для России период.
Роман Льва Толстого Карен Георгиевич переносит в 1904 год. Русско-японская война. Русские офицеры покидают Маньчжурию, где встречаются два заклятых врага – Сергей Каренин, потерявший обоих родителей, и Алексей Вронский, человек, разрушивший мирный быт Карениных.
Сергей Каренин всё-таки набрался храбрости, чтобы спросить Алексея Вронского: «за что?». «За что?» - этот вопрос ставил Карен Георгиевич во многих исторических лентах. За что эсеры убили великого князя Сергея, который, по сути, наверное, ни в чём не был виноват (предыдущий фильм Карена Шахназарова «Всадник по имени смерть», рассказывающий об этом; в центре которого мотив оперы Верди «Бал-маскарад»). Но так сложились обстоятельства, что это была первая жертва дома Романовых. Следующий 1905 год. Год первой русской революции. За что получилась русско-японская война? За что потом люди убили своего же царя? И за что Сергей Каренин так быстро лишился счастливого детства, и любящих родителей?
Вронский ворвался в семейную жизнь Карениных как вихорь и разрушил её до основания, поколебав все моральные устои в тогдашнем обществе.
Вполне вероятно, если бы Анна не была доведена до основания обстоятельствами, когда она его то теряла, то обретала снова, он мог бы стать её вторым мужем. Но он не сделал решительного шага. Почему?
Анна, сыгранная Елизаветой Боярской, кажется женщиной хоть и несколько нервной из-за жизненных обстоятельств, но очень гордой и очень достойной. Она достойна любви и ждёт её, но живёт с нелюбимым мужем. Тем не менее у них была семья.
Фильм очень красочный. Красивые костюмы. Показана эпоха. Очень впечатлила сцена в театре. И в то же время в фильме висит всё тот же вопрос, что Карен Шахназаров ставил фактически во всех картинах: боролся человек, а – за что? Что он выиграл в этой бессмысленной борьбе? Смерть? Невесомость бытия? Отсутствие всяких моральных устоев? Чем нелепей смерть, казалось бы, выдающихся людей эпохи, тем кажется нелепее сама жизнь. Но за правду ли боролись эти люди? Или за своё собственное эго, ради того, чтобы сделать что-то для себя, а не для общества, которому должны были бы служить их светлые идеи?
Фильм на любителя. Если до просмотра фильма человек не читал книги, ему будет тяжело воспринять происходящее. Если читал, нужно будет думать. Думать, почему именно «история Вронского»; и думать, «за что?». И «во имя чего?» так поступают люди.
Но в целом фильм для думающих людей. Игра актёров и режиссёрские решения понравились. Фильм, как и большинство фильмов Карена Георгиевича наполнен изысканной, классической музыкой. Что подкупает. Понравится любителям начала XX века.