Фильм «Джокер» (рецензия Евгения Киселева)
На российские экраны вышел фильм Тодда Филлипса «Джокер». Формально он – про появление одного из главных противников Бэтмена (там есть и город Готэм, и сам Брюс Уэйн и его семья), а на деле – про современное общество. В порядком многим надоевшей комиксной вселенной появился фильм в духе арт-хауса – недаром в фильме о том, как общество постепенно превращает безобидного человека со странностями в опасного преступника, одну из главных ролей сыграл Роберт де Ниро: исполнитель главной роли в уже давно ставшим классическим фильме «Таксист» на ту же тему.
Сам главный герой не совершил ничего запредельно чудовищного: в порядке самозащиты убил нападавших (и тут зритель с экрана видит то, что и так знает по реальной жизни: в презрении к человеческой жизни и достоинству «золотая молодежь» вне зависимости от страны ничем не отличается от уличной шпаны – видимо, действительно существуют пресловутые общечеловеческие ценности) и в ответ кандидат в мэры города называет простых сограждан клоунами, завидующими «успешным людям». Тут снова нельзя не вспомнить общечеловеческие ценности: слова Уэйна-старшего вполне уместно смотрелись и в устах представителей отечественного тесно сросшегося с властью бизнеса – и про зависть как причину нелюбви простых россиян к тем, кто в «святые »за копейки получил в личное распоряжение экономику 290-миллионной страны, и про общее презрение к тем, кто в те годы ничего себе не урвал. Так что российский зритель вряд ли бы удивился, услышав от отца будущего Бэтмена «никто не просил вас рожать» или «макарошки везде стоят одинаково».
Кроме того, любитель истории обнаружит в фильме ещё одну параллель с реальной историей: действие фильма отнесено к 1981 г. и это появляется не только в моделях автомобилей и бытовой техники, но и в других событиях. За океаном 1981 год был первым годом правления президента Рэйгана, который начал атаку на объединения трудящихся и урезание всех социальных программ – и в фильме мы с самого видим массовые протесты уборщиков мусора, а потом лечащий психолог сообщает главному герою, что власти сократили финансирование, поэтому у него больше не будет ни психолога, ни лекарств – и вот после этого действие фильма получает дополнительное ускорение...
К сожалению, конец фильма несколько смазан, что существенно портит впечатление от фильма. Увы, у студии «Warner Bros.» есть свои владельцы, которым не по душе смена власти (а то и – о ужас! – формы экономического устройства) в городе Готэм в результате народного выступления. Но и с такой обязательной поправкой фильм «Джокер» – один из лучших западных фильмов 2019 года, если не самый лучший.