Фильм «Дюна» (рецензия Евгения Киселева)
На российские экраны вышел фильм Дени Вильнёва «Дюна» – новая экранизация очень популярного фантастического романа. Экранизации классики бывают разными. Некоторые хорошо знакомые всем книги («Три мушкетера», «Остров сокровищ», произведения Джейн Остин и Чарльза Диккенса) экранизируются с завидным постоянством, для других же (вроде «Унесенных ветром» и «Крестного отца») экранизация делается одна, зато такая, что другие просто уже больше не нужны. А вот фантастический роман Фрэнка Херберта «Дюна» оказался посередине – экранизаций много, а удачных среди них мало.
Итак, давайте начнем с литературной первоосновы нового фильма. В 1965 г. вышел роман Фрэнка Херберта «Дюна». Как это нередко бывает, роман и его продолжения получили статус «культовых», хотя первый роман представляет собой просто эталонную коллекцию всевозможных штампов – романтика феодализма, образ «благородных дикарей», всемогущество специально обученных искусству любви и внушения дам, внезапно для себя оказывающийся «избранным» главный герой, пересказ истории Лоуренса Аравийского, и поверх всего этого – частые и обширные описания всего чего можно, от пейзажей до мыслей персонажей. И если благородных дикарей ещё можно отнести к давней европейской традиции, уходящей корнями во вторую половину XVI в к Мишелю Монтеню, то всемогущество питомиц Бене Гессерит наводит мысли о творчестве страдающего от бурлящих гормонов старшеклассника, а заодно очерчивает и немалую долю «целевой аудитории». Ну а где популярность и платежеспособные поклонники – там положено недолго ждать и экранизаций. Собственно, так оно и началось: права на экранизацию романа были выкуплены вскоре после его выхода, а в режиссерское кресло правообладатель пригласил чилийского режиссера Алехандро Ходоровски, который к тому времени поставил пользовавшиеся известностью сюрреалистический вестерн «Крот» и сюрреалистический же фантастический фильм «Священная гора». В работе над «Дюной» Ходоровски тоже ничем себя не ограничивал и обеспечил участие выдающихся творческих личностей того времени: музыку к фильму заказали группе Pink Floyd, а декорации – Гансу Гигеру (который вскоре использовал идеи для этого фильма в создании образа Чужого). На роль императора хотели пригласить самого Сальвадора Дали, но тот запросил слишком большой гонорар, а роль главного антигероя барона Владимира Харконнена отдали одному из величайших режиссеров ХХ века Орсону Уэллсу (надо полагать, в этом выборе немалую роль сыграла некоторая тучность режиссера на склоне лет). Увы, именно «планов громадьё» подвело этот проект – и продюсер закрыл съемки. Затем в 1984 г. вышла «Дюна» Дэвида Линча – с изрядными отступлениями от текста романа и общей свойственной Линчу невнятностью, так что в итоге трехчасовой фильм больше напоминает компоновку из фрагментов телесериала без начала и конца. Наконец, в 2000 году на американском кабельном телеканале Sci Fi Channel вышла трехсерийная «Дюна». Продолжительность ленты (три серии по полтора часа) позволила изложить историю связно и понятно даже для неподготовленного зрителя – кто участвует, с чего всё началось, как развивалось и чем закончилось – плюс в сериале были великолепные костюмы и декорации. Всё это вместе с хорошей игрой актёров позволяет признать «Дюну» 2000 года лучшей экранизацией романа на данный момент
И вот вышла «Дюна» Дени Вильнёва... Мы хорошо помним этого режиссера как автора одних из немногих хороших и по-настоящему научно-фантастических фильмов последних лет («Прибытие» и «Бегущий по лезвию 2049»), что позволяло ожидать от его «Дюны» многого, так что давайте попробуем разобраться – хорошо получилось или плохо? Собственно, это экранизация не всего романа, а лишь его первой половины – что наверняка позволит продюсерам закрыть неудачный проект, если этот фильм провалится в прокате, или собрать деньги дважды – как это уже бывало на нашей памяти с экранизацией последних книг в эпопеях про Гарри Поттера, Голодные игры и Сумерки. Фильм у Вильнева получился очень неторопливый, с многочисленными крупными планами и грандиозными объектами – так что смотреть его лучше всего в кинотеатре, ибо даже хороший монитор не покажет всего задуманного режиссером масштаба. Впрочем, и на большом экране это копошение мелких людишек довольно быстро приедается. Кроме того, визуальная составляющая фильма сильно испорчена общей тёмной, почти исключительно черной цветовой гаммой декораций и костюмов, словно это фильм не про Арракис Херберта, а про Петербург Достоевского – и это особенно заметно на фоне ярких костюмов, гербов и драпировок в «Дюне» 2000 года.
Другим несомненным недостатком фильма Вильнёва служит выбор Тимоти Шаламе на роль главного героя – наследника династии Атрейдесов. Увы, отечественный и заокеанский кинематограф стали жертвами своеобразного дефицита ведущих актеров. Тимоти Шаламе занял там экологическую нишу российских Козловского и Петрова – его приглашают на главные роли вне зависимости от соответствия актера своему персонажу, и в итоге уже второй раз (после роли Генриха V в фильме «Король» 2019 года) он получает роль наследника, а затем и воинственного главы династии, которого с детства обучали всем возможным воинским искусствам и уже по одной этой причине он должен быть очень сильно развитым физически – но исполняет эти роли худенький узкоплечий Тимоти, с внешностью которого хорошо играть пианистов из нью-йоркских ресторанов в фильмах Вуди Аллена. Ну а кроме того за 2,5 часа фильма неподготовленному зрителю никто не объяснил, почему в эпоху межзвездных космических перелетов всем приходится воевать холодным оружием, а ещё и исключительно мечами и кинжалами с довольно короткими клинками, без копий и алебард… Вот что у Вильнёва получилось хорошо – так это впервые на экране появились описанные Хербертом летательные аппараты-орнитоптеры, которые действительно машут крыльями! Однако, за 2,5 часа действия и 150 миллионов долларов бюджета можно было ожидать и большего.
Так что рекомендовать фильм можно только настоящим любителям фантастики, а если кому-то просто интересно узнать, о чем шла речь в популярном романе полувековой давности – лучше посмотреть трехсерийную «Дюну» 2000 года.