Фильм «Донбасс. Окраина» (рецензия Евгения Киселева)

Уже пять лет идет война на Донбассе, но всё это время она почти не находила отражения в российском кино (фильм «Крым» Алексея Пиманова с нелогичным сценарием и более чем слабой игрой актёров лучше и не вспоминать). И вот на экраны вышел фильм «Донбасс. Окраина» Рената Давлетьярова – лаконичный, берущий за душу фильм о живых людях, снятый настоящим мастером. Словом – такой, каким и должен быть хороший фильм.

Если уж мы заговорили о по-настоящему хороших фильмах, то нельзя не отметить некоторое сходство сюжета этого фильма с фильмом «Сорок первый» 1956 г., где во время Гражданской войны девушка-боец Красной Армии и белый поручик оказываются на необитаемом острове посреди Аральского моря. Так и здесь – в августе 2014 г. в подвале брошенного дома в городке Марьинка около Донецка оказываются местная жительница, киевлянка, едущая на фронт убежденная бандеровка, откопанный из-под завалов после артиллерийского обстрела мальчик, капитан ополчения ДНР и солдат-призывник украинской армии. Сначала персонажи противостоят друг другу, но потом вместе пытаются выжить в подвале, который хоть и стоит среди недавно ещё жилых домов, но ничем не лучше необитаемого острова – нет ни еды, ни воды, ни медикаментов, и вдобавок если на острове ещё было тихо, то Марьинку постоянно обстреливает и бомбит украинская армия.

Стоит отметить, что фильм весьма натуралистичный – обгоревшие трупы, оторванные конечности, утопленные в собственной ванне люди – но это вполне ожидаемо в фильме о войне, но выполнено это опять же умело, в манере старого доброго советского кино: без эстетизации, а уж тем более смакования насилия.

Разговоров о политике в фильме относительно мало – как только персонажи начинают споры, эти споры быстро прерываются очередным поворотом сюжета. Однако, даже этими обрывками несостоявшихся диалогов Ренат Давлетьяров ясно показывает «что такое хорошо и что такое плохо» – не ополченцы обстреливают Киев, а «украинские освободители» безнаказанно убивают мирных жителей, и в итоге герои фильма каждый по-своему делают верный выбор: капитан ополченцев вывозит всех обитателей подвала на разбитом «уазике» к российской границе (хотя легко мог бы спастись один – но не может бросить беспомощных людей), а перед этим убежденная бандеровка жертвует собой, чтобы спасти от головорезов из батальона «Азов», солдат-призывник поворачивает оружие против «своих» в результате совсем неожиданного (но очень умело продуманного авторами фильма) сюжетного поворота – потому что есть поступки, которые надо совершать, если хочешь и дальше считать себя человеком, а не «механизмом, артикулом предусмотренным».

Так что наконец-то российский кинематограф, уже второе десятилетие служащий заслуженным объектом насмешек за низкопробные фильмы с огромными бюджетами, явил миру (а до премьеры в России «Донбасс. Окраина» был показан на Римском кинофестивале, в Париже, Берлине, Лондоне) фильм за который не стыдно! И (поскольку живем мы при капитализме) нельзя не вспомнить, что обошелся он в 10 раз дешевле «Викинга» и втрое – «Крыма». Однако, над «Викингом» и «Крымом» посмеялись – и забыли, а вот «Донбасс. Окраина» имеет все шансы войти в золотой фонд фильмов о войне. Так если кто ещё не посмотрел – можно смело идти в кино!