Фильм «Частная война» (рецензия Евгения Киселева)

Фильмов о журналистах на войне за последние лет 60 было снято довольно много – «Тихий американец» (1958 и 2002), «Живые и мертвые» (1964), «Под огнем» (1983), «Поля смерти» (1984), «Сальвадор» (1986), «Человек, который брал интервью» (1986), «Хемингуэй и Геллхорн» (2012) и т.д. – и зачастую в основе сюжета лежат судьба и гибель реальных людей: например, Билла Стюарта в «Под огнем» и Александра Каверзнева в «Человек, который брал интервью». И вот теперь на российские киноэкраны вышел фильм Мэтта Хейнемана «Частная война», посвященный Мэри Колвин – американской по происхождению журналистке британской газеты «Sunday Times», которая специализировалась на репортажах из зон боевых действий.

Этот фильм просто пропитан пропагандой, словно нацистский «Триумф воли» – мало того, что на Муаммара Каддафи взвалили все грехи Саудовской Аравии в деле поддержки международного исламского терроризма, а его правление назвали «жесточайшим» (действительно, это довольно жестоко, когда доходы от экспорта ливийской нефти в Европу идут не транснациональным нефтяным компаниям, а народу Ливии – но теперь, благодаря усилиям ливийских басмачей при поддержке иностранных наёмников и авиации НАТО, это вопиющая несправедливость надолго устранена), так ещё и алкоголизм главной героини авторы фильма смогли показать результатом тирании Саддама Хусейна! Ещё очень трогательно показано, как редакторы газеты с фарисейким удивлением рассуждают о том, что статья Колвин из Сирии противоречит заявления президента Башара Асада о том, что сирийская армия воюет только с террористами – хотя Колвин и её коллег в Сирию именно за этим и посылали: побольше душещипательных репортажей о злом Асаде, чтобы в глазах западных обывателей их правительства получили моральное оправдание для авиаударов... всё по тем же мирным сирийцам. И, естественно, сейчас в разгар войны в Сирии создатели пропагандистского фильма вложили в уста покойной Колвин слова о том, что это – «самый ужасный конфликт из всех, что она видела» (что в устах дамы, близко видевшей дела своих земляков в Ираке, Афганистане и Ливии, звучит весьма неправдоподобно). И в своей речи в прямом эфире, которая должна стать кульминацией фильма, она рассказывает что делает Асад, что он думает и что думают простые сирийцы – совсем как выдававший себя за ясновидящего шарлатан в одной из историй про Ходжу Насреддина.

А самую большую ложь создатели фильма приберегли напоследок – Мэри Колвин в фильме погибает от снаряда сирийской армии, тогда как в действительности её погубило самодельное взрывное устройство тех самых террористов, которых она так яростно защищала в своих статьях.

Словом, если провести понятную русским любителям истории аналогию, этот фильм – история корреспондентки «Фолькише Беобахтер», которая рассказывала о героической войне Муссолини против диких эфиопов, потом – о героической войне генералиссимуса Франко против грязных анархистов, а в итоге погибла в сентябре 1942 г. на фронте в Воронеже за написанием репортажа о белокурых арийских героях, ведущих неравную войну против исчадия ада Сталина и его орд недочеловеков.

Зачем скучную (а фильм действительно весьма затянут) иностранную пропаганду показывать в российских кинотеатрах – надо спросить в нашем министерстве культуры. Впрочем, после выхода на наши экраны «Шпионского моста» и «Красного воробья» ничему тут удивляться не стоит...