Фильм «Аннигиляция» (рецензия Евгения Киселева)
На Землю упал инопланетный объект, и вокруг его места падения начинают твориться непонятные явления… Это общая завязка сюжета для «Пикника на обочине» Стругацких, "Штамм “Андромеда”" Майкла Крайтона или «Главного полдня» Александра Мирера. Все они стали образцами качественной научной фантастики и в разное время были с разной степенью успеха экранизированы, а теперь кинематограф дотянулся и до недавно вышедшего романа Джеффа Вандермеера «Аннигиляция».
Роман повествует о том, как 30 лет назад образовалась некая аномальная зона, куда за это время было отправлено 11 исследовательских экспедиций, но это не принесло почти никаких результатов, и вот отправляется двенадцатая – из одних женщин, чтобы у них уж точно получилось всё как надо. Роман считается научно-фантастическим (и даже получил очень почетную премию «Небьюла» 2014 года), но вот научной составляющей в нем немного (если не считать наукой столь любезные американскому сердцу психиатрические заморочки персонажей), а в фильме от неё и вовсе ничего не остаётся. Фильм почти целиком состоит из сплошных «так не бывает» даже с поправкой на жанр фантастики (фантастика – фантастикой, но элементарную логику она не отменяет ни в Средиземье, ни в далекой-далекой галактике): например, из предыдущих экспедиций ясно, что зона падения метеорита как-то влияет на людей, но новую экспедицию отправляют туда без всяких защитных костюмов – в лучших традициях «Чужой: Завет»: дышите, леди, инопланетной гадостью сколько сможете! Полученные новой экспедицией наблюдения её участницы никак не фиксируют – да и вообще складывается впечатление, что организаторам экспедиции абсолютно не интересны ни её результаты, ни вообще возвращение участниц живыми. И это не говоря уже о том, что для научно-исследовательской экспедиции в экстремальных условиях (куда обычно направляют самых лучших) специально подбирают людей с психиатрическими проблемами, да ещё и начальница экспедиции при помощи гипноза закладывает в каждую возможность самоубийства по её сигналу....
Видимо, создатели фильма сами пришли к подобным мыслям и попробовали оживить своё детище при помощи пары постельных сцен с Натали Портман – но не помогло, ибо сцены эти вышли под стать всему фильму: унылые как осенний дождь в Пскове.
Единственное, что в фильме получилось на славу – пейзажи и новые формы жизни: далеко не так, как в книге, но весьма впечатляющие!
Так что рекомендовать этот фильм можно исключительно профессиональным исследователям эволюции жанра научной фантастики, а любителям научно-фантастических фильмов лучше пересмотреть что-нибудь классическое.