Фильм «22 июля» (рецензия Евгения Киселева)
Компания «Netflix» выпустила на экраны фильм «22 июля», посвященный трагедии в Норвегии 22 июня 2011 г., когда ультраправый радикал Андерс Беринг Брейвик сначала устроил взрыв в столице в правительственном квартале, а когда туда стянулись силы полиции, он отправился на остров Утойя в молодёжный лагерь правящей партии и расстрелял там 77 человек, после чего сдался прибывшей полиции.
Начинается фильм с показа молодежного лагеря накануне теракта и самого теракта. Дети произносят именно такие шаблонные речи, каких от них ждут кураторы, а премьер-министр готовится произнести перед ними столь же шаблонную речь – словом, для зрителя среднего возраста ощутимо веет атмосферой СССР 1980-х: этакое комсомольское приветствие очередному съезду партии. Сходство усугубляется ещё и тем, что на островной семинар комсомольского актива допускают не абы кого, а детей тех, кто уже участвует в управлении государством – когда Брейвик устраивает взрыв у здания правительства, куратор собирает детей и настоятельно советует им позвонить своим родителям и узнать, не пострадали ли те.
Фильм «22 июля» – американо-норвежский, но его норвежская часть (про саму трагедию на острове) заканчивается за полчаса, и дальше начинается стандартный американский двухчасовой фильм про судебный процесс и адвоката: его беседы с подзащитным, судебная казуистика и прочее, близкое и хорошо знакомое зрителям «Netflix». Частый сюжет в фильмах о судебных процессах – угрозы адвокату, который защищает объект всеобщей ненависти. Однако, и тут в фильме всё обозначено очень формально и сведено к единственному звонку с угрозой, который не получает никакого дальнейшего развития. Зато суд совершенно не пытается выяснить, действительно ли Брейвик был членом разветвленной ультраправой организации, которая готовит новые террористические акции (как он сам заявлял в фильме), и всё сводит к действиям одиночки – выглядит это довольно странно: ведь открыто говорят, что будут новые преступления, но никто ничего не слышит...
Зато образ тогдашнего премьер-министра Норвегии и нынешнего секретаря НАТО Йенса Столтенберга удался на славу. Видишь, как он фарисейски кается за недоработки полиции в момент теракта, чтобы услышать в ответ столь же лицемерное «Вы нужны Норвегии, чтобы вести нас в трудное время» – и веришь, что такому ничего не стоит заявить, что НАТО не хочет новой гонки вооружений как раз в то время, когда возглавляемая им организация активно ведет эту гонку.
Жаль, что в фильме не показано дальнейшее развитие событий: ведь могли бы рассказать, как тяжело раненный Брейвиком юноша Вильерс, полюбивший уцелевшую на острове девушку-эмигрантку, делает ей предложение, но получает отказ от родителей своей возлюбленной, ибо с их точки зрения он – презренный кафир. А в это время массовый убийца Брейвик сидит в трехкомнатной камере и играет на приставке в видеоигры...