Эволюция архитектурной стилистики конструктивизма в городе Воронеже в 1920–1950-е гг.
Здесь представлена работа в номинации «История моей малой родины» конкурса «Наследие предков – молодым» 2021 гг. Автор – Алеся Заплавная. Научный руководитель: А. С. Танкеев. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie.
Архитектура является непосредственным отражением процессов всех сфер жизнедеятельности человека в городе: политической, экономической, социальной, культурной и др. Изменение параметров архитектурной формы и содержания объекта находится в прямой зависимости от различных факторов. Смена архитектурного стиля вызвана зачастую изменением порядка и положения основных направлений, отвечающих не только за жизнедеятельность города, но и государства. В работе рассматривается путь становления и эволюции архитектурного стиля конструктивизм в городе Воронеже 1920–1950-е гг. и выявляются факторы внешней среды, воздействующие на данный процесс.
Конструктивизм – это архитектурный стиль в советской архитектуре, получивший развитие в 1920–1930-е годы, в котором отражались политическая идеология и социальная основа жизни в стране. Это было обусловлено необходимостью в экономически выгодном строительстве, где конструктивизм, как стиль архитектуры без излишеств, являлся решением, в новом образе архитектуры, который нес в себе концепцию индустриализации, и в поднятии на более высокий уровень качества жизни в стране. Впервые термин и основные идеи стиля были сформулированы в книге А.М. Гана «Конструктивизм», изданной в 1922-ом году: “тектоника, конструкция и фактура – мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры” [1, 56].
Архитектурный стиль конструктивизм, возникший в 1920-е гг. в столичных городах, нашел свое развитие в конце 1920-х гг. в городе Воронеже. Но «индустриальность», лежащая в основе концепции конструктивизма, не воплотилась в г. Воронеже в полной мере в силу специфики на этом этапе развития строительного комплекса города и поэтому стиль конструктивизма не был реализован в «чистом» виде. Архитектура зданий, построенных в этот период выполнена в стилистике конструктивизма. Период становления стиля был настолько краток, что уже к середине 1930-х гг. появились здания, в одном объеме которых сочетались архитектурные элементы стилей конструктивизма и неоклассицизма, архитектура которых выполнена в стилистике постконструктивизма. Форс-мажорные обстоятельства периода Великой Отечественной войны 1941-1945-х гг. привели к эволюционной «паузе» в архитектурных стилистиках данных направлений. В послевоенный период начинается восстановление города и возникает последующая эволюция в стилистических направлениях архитектурного формообразования, под усилением влияния архитектурного стиля советского неоклассицизма. В период послевоенного восстановления здания восстанавливались в стилистике конструктивизма, постконструктивизма и советского неоклассицизма. Актуальным становится проблема исследования причин восстановления разрушенных зданий, первоначально построенных в стилистике конструктивизма в различных стилистических направлениях.
Начиная с конца 1920-х гг. город Воронеж начал застраиваться значимыми для города общественными и жилыми зданиями, отражающими в себе концепцию конструктивизма. Данные постройки, в сравнении со столичными зданиями, не отвечали всем стилевым отличительным признакам конструктивизма. В первую очередь это касалось конструктивных параметров зданий. Истинная тектоника в постройках того периода заменялась на декоративную, то есть внешний фасад здания отражал мнимые железобетонные конструкции, тогда как здание было сооружено из кирпича: «Автору проекта, архитектору Д.А. Дегтярёву, пришлось приложить немало сил и изобретательности, чтобы это внушительных объёмов здание (здание железнодорожной поликлиники, 1929 год), выложенное из кирпича, в соответствии с требованиями жанра замаскировать под железобетонное» [4, 198]. Так, о строительстве торгового дома «Утюжок» отмечается, что «несмотря на сверхиндустриальный вид «Утюжка» (1929 г.), при его строительстве все работы выполнялись вручную, поскольку никаких сборных деталей и строительных механизмов в городе Воронеже еще не было» [4, 198]. Следуя из этого, немногочисленные элементы архитектуры конструктивизма выполнялись также из несоответствующих материалов и по несоответствующим технологиям, что непосредственно оказывало влияние на композиционное формирование фасадов. Так, часто встречаемое ленточное остекление основного каркаса здания, характерное для стиля конструктивизма, в городе Воронеже было имитировано стандартными одинарными оконными проемами. Это было достигнуто разделением основной плоскости стены и условной линии всех оконных проемов одного этажа на фасаде путем создания мнимых ниш в кирпичной кладке и тональной монохромией.
Таким образом, в городе Воронеже конструктивизм как архитектурный стиль в «чистом» проявлении не состоялся, поэтому постройки данного периода можно считать выполненными в стилистике конструктивизма.
Начиная с 1930-х гг. в городе Воронеже начинают появляться здания в стилистике постконструктивизма[1], каркас которых еще отражает признаки стиля конструктивизма, но появившиеся элементы неоклассицизма органично включались в конструктивистский каркас. Особенности появления черт неоклассицизма в архитектуре зданий постконструктивизма связаны с новой модернизированной идеологической волной: «до тех пор, пока во второй половине 30-х годов не определился новый мощный вектор (стремление к классике), все эти поиски имели родимые пятна рационализма и конструктивизма. Таким образом, постконструктивизм — это не просто возвращение к неоклассике, а творческое стремление к ней через опыт авангарда» [3, 639]. Декорирование фасадов зданий элементами конструктивизма и неоклассицизма позволило архитекторам гармонизировать композиционную целостность построек.
В период Великой Отечественной войны возникла эволюционная «пауза» в развитии архитектурной стилистики. Строительство не велось. Большая часть городских построек были разрушены. В послевоенный период восстановление города было обусловлено политическими и социальными факторами во всех сферах жизни: «Стилистика зданий и сооружений этого времени определялась духом и пафосом патриотизма победившего народа» [2, 210]. На этот период приходится расцвет советского неоклассицизма в столичных городах. Столичные зодчие Москвы и Ленинграда Л.В. Руднев, И. В. Тараченко, В.В. Лебедев, А.В. Миронов, Г.А. Тиме определили архитектурную стилистику при формировании современного послевоенного облика города. Их творчество привнесло существенный перелом в изменении стилевой направленности стилистики конструктивизма в городе Воронеже, что непосредственно отразилось при восстановлении разрушенных зданий. Несмотря на широкое наступление стиля советского неоклассицизма в рамках послевоенного восстановления, здания восстанавливались не только в стилистике советского неоклассицизма, но и в стилистике конструктивизма и постконструктивизма. Рассмотрение экономической определяющей в процессе принятия решения о стилевой направленности восстановления зданий стилистики конструктивизма: удорожании (стилистика неоклассицизма) или удешевлении (стилистика конструктивизма) – не может учитываться в полной мере, так как зданий, восстановленных в 1940–1950-х гг. в стилистике советского неоклассицизма в несколько раз больше, чем зданий, сохранивших стилистику конструктивизма. В своих отчетах за 1945–1949-е гг. главный архитектор Н. В. Троицкий описывает каким образом бюро УГА (Управление Главного Архитектора) распоряжается денежными и иными средствами, выделенными государством на восстановление зданий, как борется за каждый разрушенный объект в городе, если на его восстановление не выделялось ничего, как горожане способны помочь изменить город: «Город может восстанавливаться если в его восстановлении примет участие все население города. Город может строиться с новым проектом, если этот проект будет известен широким слоям населения города»[2].
В послевоенный период восстановления и реконструкции разрушенных зданий, построенных в довоенный период в г. Воронеже в стилистике конструктивизма, можно классифицировать на три группы: первая группа – здания, восстановленные в стилистике конструктивизма (Рис. 3); вторая группа – здания постконструктивизма, восстановленные в прежней стилистике (Рис. 4); третья группа – здания, восстановленные в стилистике советского неоклассицизма (Рис. 1,2,5,6,7,8).
1.jpg
Рис. 1. г. Воронеж, ул. Пр. Революции, 58. Дом торговли “Утюжок” 1930-х гг.
2.jpg
Рис. 2. г. Воронеж, ул. Пр. Революции, 58. Дом торговли “Утюжок” 1970-х гг.
3.jpg
Рис. 3. г. Воронеж, ул. Володарского, 39. Здание НКВД. Архивное фото 1946–49 гг.-х гг.
4.1.jpg
Рис. 4. г. Воронеж, ул. Пр. Революции, 33, 35. Архивное фото 130-х гг.
5.jpg
Рис. 5. г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 94. Фото проекта жилого многоквартирного дома арх. Н.В. Троицкого 1928 года.
6.jpg
Рис. 6. г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 94. Архивное фото 1990-х гг.
Зданий, построенных в городе Воронеже в конце 1920 – начале 1930-х гг. в стилистике конструктивизма, разрушенных в период войны и восстановленных в послевоенный период в архитектурной стилистике конструктивизма, выявлено около десяти по всему городу. Среди них есть как общественные, так и жилые здания. Авторы придерживаются гипотезы, согласно которой данные постройки сохранили облик стилистики конструктивизма. Она определяется несколькими положениями: во-первых, функциональное назначение восстанавливаемых зданий сохраняло первоначальное функциональное назначение и стилевое направление; во-вторых, идеология концепции стиля конструктивизма, отражающее единство функции и формы, вела к минимизации капитальных вложений на ремонтно-восстановительные работы; в-третьих, степень сохранности основного каркаса зданий в результате разрушений ВОВ также могла быть определяющим фактором.
Зданий, построенных в городе Воронеже в 1930-е гг. в стилистике постконструктивизма, разрушенных в период войны и восстановленных в послевоенный период в архитектурной стилистике постконструктивизма, выявлено в количестве около пяти. Авторы придерживаются гипотезы, согласно которой данные объекты сохранили облик стилистики постконструктивизма по причине сохранения планировочной структуры зданий, композиционного формообразования фасадов, авторскими архитектурными решениями. Степень разрушения зданий в послевоенный период позволяла провести восстановление с минимизацией капитальных затрат на ремонтно-восстановительные работы зданий в стилистике постконструктивизма.
Зданий, построенных в городе Воронеже в 1920–1930-е гг. в стилистике конструктивизма, разрушенных в период войны и восстановленных в послевоенный период в стилистике советского неоклассицизма, выявлено в количестве около пятнадцати. Авторы придерживаются гипотезы, согласно которой данные объекты изменили облик стилистики конструктивизма на стилистику советского неоклассицизма, обусловленной несколькими причинами. Во-первых, идеология советского неоклассицизма, как ведущего архитектурного стиля послевоенного восстановления, оказывала непосредственное влияние на эволюцию стилистики конструктивизма. Во-вторых, степень сохранности основного каркаса здания в результате разрушений в период Великой Отечественной войны являлась определяющим фактором и позволяла в отдельных случаях, где имело место быть практически полное разрушение здания (бывшее административное здание управления ЮВЖД) изменять функциональное назначение, обусловленное возросшей потребностью жилищного строительства в послевоенный период восстановления.
Таким образом, здания, построенные в 1930-х гг. в стилистике конструктивизма, разрушенные в военный период и восстановленные в послевоенный период со стилевым изменением на советский неоклассицизм могут считаться следующим периодом в процессе эволюции стилистики конструктивизма в архитектуре города Воронежа.
В настоящее время многие объекты, являющиеся лицом города, имеют статус объектов культурного наследия регионального значения. Но большинство зданий остаются непризнанными – многие из них не стоят на государственной охране несмотря на то, что обладают многими ценностными историческими и стилистическими характеристиками. Одним из последствий этого является неправильная эксплуатация зданий и некорректно проведенные капитальные ремонты, приведшие не только к ухудшению конструктивных параметров, но и к искажению облика, отражающего уникальные стилистические архитектурные наслоения. Также существуют более тяжелые последствия непризнания зданий, отражающие важные исторические этапы нашего города – утрата целых зданий. Так, здание, являющееся ценной частью ансамбля площади Ленина, расположенной в самом центре города, было утрачено в середине 2010-х гг. (Рис. 7,8).
7.jpg
Рис. 7. Воронеж, ул. Площадь Ленина. Архивное фото 1940-х гг.
8.jpg
Рис. 8. Воронеж, ул. Площадь Ленина. Архивное фото 1970-х гг.
Здания, построенные в стилистике конструктивизма и прошедшие эволюцию своего развития в городе Воронеже, в большинстве своем не претендуют на сопоставимость с грандиозным масштабом столичных построек, они демонстрируют своеобразную архитектурную эстетику и, несомненно, составляют пласт историко-культурного наследия целого этапа развития советского государства этого периода. Здания отражают исторический архитектурный облик города Воронежа 1920–1950-х гг. и на сегодняшний день определяют архитектурно-планировочную структуру городского центра и силуэт городской застройки.
Библиография
1. Ган А.М. Конструктивизм / Ган А.М. – Тверь: Творческое издательство, 1922. – Отд.6 – 70 с.
2. А.С. Танкеев, Е.А. Меркулова. Сталинский ампир в архитектуре г. Воронежа / Актуальные проблемы архитектуры, строительства, экологии и энергосбережения в условиях Западной Сибири: сборник материалов международной практической конференции. - В 2-х т. – Т.II.- Тюмень: РИО ТюмГАСу, 2015. – 245 с.
3. Хан-Магомедов, С.О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн.: Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения / С.О. Хан-Магомедов. – М.: Стройиздат. 1996. –709 с.
4. Чесноков Г.А. Архитектура Воронежа: история и современность / Г.А. Чесноков. – Воронеж: Воронеж. гос. арх.-строит. академия, 1999. – 394 с.
[1] Постконструктивизм – название переходного архитектурного стиля, который впервые был упомянут историком архитектуры Хан-Магомедовым, определившим временные рамки постконструктивизма периодом 1932–1941- х гг.
[2] Государственный архив Воронежской области. Ф.Р. 3138 Оп. 1. Д. 11. Л. 26. [Отчет о работе Н.В. Троицкого за 1945 год].