ЕВГЕНИЙ КИСЕЛЁВ: РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «СНОУДЕН»
Когда стало известно, что такой мастер фильмов на политические темы, как Оливер Стоун, берется за экранизацию биографии такого интересного человека как бывший сотрудник американской разведки Эдвард Сноуден, то интуиция подсказала, что фильм должен получиться отличный – и не обманула, в чем могут убедиться все желающие, ибо 15 сентября фильм «Сноуден» вышел в прокат.
Фильм особенно интересен потому, что снят на основе двух книг про Сноудена: «Файлы Сноудена: История самого разыскиваемого человека в мире» британского корреспондента Люка Хардинга и «Время спрута» российского адвоката Анатолия Кучерены. О последнем следует сказать особо – он представлял интересы Сноудена с того момента, как тот обосновался в транзитной зоне аэропорта «Шереметево» и по материалам своих бесед со Сноуденом выпустил книгу «Время спрута». Эта книга охватывает почти всю жизнь Сноудена – от детства до получения вида на жительство в России, однако фильм посвящен только наиболее важному десятилетию (2004-2013) – от неудачного начала службы в армии до прибытия в Москву и публичного выступления о причинах, заставивших его обнародовать секретные документы разведывательных служб США и рассказал об их методах работы.
Детство Сноудена (его отец служил в Береговой охране США, а мать была юристом) было достаточно обычным для тех, кто родился в 1980-х – компьютеры, видеоигры, анимэ, буддизм. Он вырос с семье с традиционными ценностями (этакий американский вариант тех, кого отечественные либералы называют «ватниками» – ведь с их точки зрения плохо, когда в России любят свою страну, а любить свою страну за океаном это хорошо и почетно), поэтому террористический акт 11 сентября 2001 г. он принял как личную трагедию и решил бороться с террористами. Сначала он поступил в американскую армию, но через несколько месяцев служба закончилась из-за травмы ноги. После этого родная страна нашла более удачное применение способному программисту, чем бегать с автоматом по барханам – и Сноуден сначала работал в АНБ (созданное в 1952 г. подразделение радиотехнической и электронной разведки министерства обороны США), а затем в ЦРУ. Тут-то и лежат причины событий, благодаря которым и появился фильм Оливера Стоуна – довольно быстро Сноуден убедился, что под предлогом борьбы с терроризмом американские спецслужбы перехватывают данных из электронной почты и социальных сетей для их использования в интересах американского бизнеса, а ещё – для слежки за собственными гражданами. Как было сказано в фильме, «Кто бы вы ни были – все ваши действия отслеживаются и записываются». А, как известно, нет ничего более страшного, чем идеалист, разуверившийся в своих идеалах – и за последующие годы работы сначала сотрудником АНБ и ЦРУ, а потом консультантом в Dell, он пришел к выводу, что надо рассказать миру о глобальной системе шпионажа в интересах американского бизнеса. Как он сам потом говорил, он руководствовался принципом Нюрнбергского трибунала: «Каждый человек имеет обязательства перед международным сообществом, которые выше обязанности подчиняться местным законам. Поэтому граждане должны нарушать внутренние законы страны для того, чтобы предотвратить преступления против мира и человечности». В фильме хорошо показана порочность и театральность американской политической системы – Сноуден и его подруга надеялись, что приход к власти Обамы положит конец электронному шпионажу, но затем убедился, что при новом президенте всё стало ещё хуже...
Так в июне 2013 г. мир узнал про Эдварда Сноудена. Через год режиссер Оливер Стоун, известный своими художественными и документальными фильмами на политические темы («Взвод», «Уолл-стрит», «JFK: выстрелы в Далласе» и т.д.) купил право на экранизацию книг Кучерены и Хардинга, и с середины февраля до середины мая 2015 г. съемки были завершены, однако потом премьеру фильма в США переносили три раза – первоначально она была запланирована на 25 декабря 2015 г., но фильм вышел только сейчас. Видимо, кому-то не по душе, как мастерски Стоун макает американское руководство в их собственное свинство. Впрочем, это уже не первый такой фильм у него...
Примечательно, что в небольших ролях-камео в фильме появились и адвокат Кучерена (в сцене дипломатического приема в Женеве), и сам Сноуден (в роли самого себя в конце фильма).
В целом же, новый фильм Оливера Стоуна получился настолько удачным, что я настоятельно рекомендую читателям посмотреть его, а ещё не размещать о себе в социальных сетях ничего лишнего, помнить мудрую фразу советских времен «Это – не телефонный разговор» – чтобы труды Эдварда Сноудена не пропали зря!