Евгений Киселёв: рецензия на фильм "Чистое искусство"
Так уж исторически сложилось, что российское кино на протяжении последних 10-12 лет мало радует опытного зрителя. Большие бюджеты наши кинематографисты осваивать научились, но на экране всё это оставляет след лишь в виде цигейковых котов и розовых танков с люками на дверных петлях, поэтому выглядит всё крайне убого на фоне снятых за копейки фильмов 90-х годов.
К счастью, хоть очень редко, но бывают исключения из этого правила – к их числу относится и вышедший недавно на экраны фильм «Чистое искусство». Он не только хорошо снят, но и рассказывает о такой далекой от большинства зрителей, но именно поэтому интересной области как подделки старинных картин. Собственно, об этом снимали отличные фильмы и в советское время («Возвращение святого Луки», «Подпасок с огурцом»), но страна с тех пор сильно изменилась и теперь мы видим деятельность небольшой, но хорошо организованной группы, которая покупает в Европе картины забытых немецких и голландских художников 19 века по несколько тысяч евро за штуку, затем в Москве два художника дорабатывают картины под работы известных русских художников того же 19 века, это заверяют специально подобранные доктора искусствоведения из Третьяковской галереи – а потом «полотно Шишкина» почти за миллион долларов продают богатым, но недалёким соотечественникам, которые хотят (как сказал один из героев фильма) чтобы в каждой спальне на Рублевке висела картина за миллион, но таких картин на все спальни не найдешь. Однако, всему приходит конец, и одну из таких «переделанных» картин купило правительство и вручило американскому президенту во время его визита в Москву. За океаном перед передачей в музей картину ждёт экспертиза, поэтому организаторы всей хитроумной схемы по осчастливливанию богатых любителей искусство начинают сворачивать дело и поэтому убивают всех причастных к этому – хозяина галереи, художников, искусствоведов. Убийцу одного из художников увидела его подруга – и на неё начинается охота, с чего, собственно, и начинается действие фильма.
Стоит отметить, что сценарий фильма написал живущий в Москве с 1997 г. журналист газеты «The Sunday Times» Марк Франкетти, поэтому получилась увлекательная смесь московской богемы (теперь художники в отличие от персонажей Пуччини не жгут в печке мебель, чтобы согреться, а живут в огромных квартирах-студиях, где дорогая техника и винтажная обстановка сочетается с облупленными ваннами и обшарпанными дверями) и суровых, но справедливых чекистов, которые распутывают сложные дела за столами с зеленым сукном и лампами с зелеными же абажурами под портретами Дзержинского. На фоне этого совсем не режет глаз то, что находящуюся в розыске девушку её знакомые обеспечивают жильем и машиной, а сама она без всяких проблем и угрызений совести проникает в опечатанную квартиру, где произошло убийство...
Словом, фильм рекомендуется всем, кто любит живопись, детективы, демонстрацию молочных желез, погони и перестрелки.