ЕВГЕНИЙ КИСЕЛЁВ: РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «Бен Гур» Тимура Бекмамбетова

В российский прокат вышел фильм Тимура Бекмамбетова «Бен Гур». Везде он позиционируется не как экранизация романа Лью Уоллеса, а как римейк одноименного фильма 1959 г. – поэтому и сравнивать его следует с прежним фильмом.

В свете этого впечатление от фильма Бекмамбетова трудно описать словами, ибо никого впечатления он не производит – разве что удручающее впечатление у зрителя, который пришел увидеть переработку великого фильма на более высоком техническом уровне, но увидел убогую самодеятельность на уровне школьного драмкружка. Действие фильма происходит в Иерусалиме и его окрестностях – но солнечное небо ни разу не появилось в кадре, вместо этого там всё время пасмурно как в октябре на Машмете. События происходят на рубеже 20-30-х годов I в. н.э. – а в кадре ясно показаны стремена (которые появятся только через несколько веков), похожая на джинсы и леггинсы одежда, негр с дредами (из чего неискушенный в истории зритель может решить, что во времена императора Тиберия римляне оккупировали Ямайку), фрески на стенах в домах богатых иудеев (хотя религия запрещает им любые изображения), так что на этом фоне иерусалимская дама верхом на коне в штанах и звучащее по-английски имя главного героя «Джуда» (вместо канонического Иуда) уже не режут глаз и слух, ибо вполне укладываются в общую канву унылой безграмотности.

Таким образом, совершенно не удивительной оказалась новость, что «Бен Гур» Бекмамбетова провалился в американском прокате, собрав в первый уик-энд (а это крайне важный показатель)  всего 11,4 млн. долларов при бюджете 100 миллионов. Дело в том, что написанный в 1880 г. роман Лью Уоллеса «Бен Гур» - это не просто исторический роман про события I века нашей эры, а одно из важнейших произведений американской литературы с точки зрения самих американцев, поэтому так же как наши соотечественники недовольны, когда иностранцы экранизируют «Войну и мир» или «Тихий Дон», создавая там «развесистую клюкву» на фоне отличных произведений Сергея Бондарчука и Сергея Герасимова, так и заокеанские зрители не оценили экранизацию Бекмамбетова – визуальными эффектами в эпоху «Элизиума» и «Интерстеллара» уже никого не удивить, а фильм Бекмамбетова проигрывает картине 1959 года не только содержанием, но и спецэффектами...

Сам режиссер «Бен Гура» и «Президента Линкольна – охотника на вампиров» надеется наверстать упущенное в российском прокате, но я от души советую читателям потратить свои деньги на что-нибудь более достойное или просто посмотреть «Бен Гур» 1959 года – фильм по сценарию Гора Видала, одного из величайших американских писателей ХХ века, получивший 11 «оскаров» действительно заслуживает просмотра! А если хотите посмотреть что-нибудь интересное историческое от Бекманбетова – пересмотрите рекламные ролики для банка «Империал»: уровень своих прошлых шедевров он за 20 лет так и не превзошел...