Евгений Киселёв: рецензия на фильм "Алиса в Зазеркалье"
На экраны российских кинотеатров вышел фильм «Алиса в Зазеркалье».
Кинолента не имеет ничего общего с книгой Льюиса Кэролла кроме названия и целого ряда персонажей. Впрочем, и предыдущий фильм 2010 года скорее имел весьма условное сходство с произведением «Алиса в стране чудес».
Более того, вышло намного хуже прошлого раза! Если шесть лет назад Тим Бертон снял мрачное фэнтези с драконами, воительницами и армией мертвецов, то в этот раз получилась убогая петросяновщина. Скудоумие создателей начинается с первых кадров: Алиса стала капитаном корабля и возвращается из долгого плаванья, сталкиваясь с накопившимися в её отсутствие финансовыми проблемами. Если подробно не останавливаться на настойчиво навязываемой Голливудом в последнее время теме «как тяжело жить женщине среди отвратительных мужиков» (достаточно вспомнить вышедшие в течение года «Безумного Макса-4», «Джой» и «Зверополис»), то, сделав девушку капитаном морского судна в викторианскую эпоху, авторы фильма всё же смогли подняться на кэролловский уровень абсурда. (На самом деле, первая женщина-капитан дальнего плаванья появилась в 1935 г. не в Британии, а в нашей стране. 27-летняя Анна Ивановна Щетинина провела грузовой пароход «Чавыча» из Гамбурга через Одессу и Сингапур в Петропавловск-Камчатский). В глазах современников данная ситуация выглядела бы так же странно, как если бы был сформирован экипаж авиалайнера из двухлетних детей. Однако авторы фильма сочли это не абсурдным юмором, а вполне серьезным и необходимым для внедрения в головы зрителей сюжетным ходом, поэтому не увидели ничего странного в том, что из трехлетнего морского путешествия исполняющая роль Алисы Миа Васиковска возвращается с тщательно наведенным макияжем...
Визуальные эффекты в фильме, конечно, впечатляют, но, во-первых, в каком из фильмов последних лет их нет (разве что в «Стажере»), а во-вторых, по замыслу и по исполнению кинолента прочно держится на уровне школьного самодеятельного театра. Достаточно сказать, что вместо кэролловского абсурдного юмора в фильм включили конфликт отцов и детей (Безумный Шляпник не ужился в семье обычных шляпников) и детскую ссору будущих Красной и Белой королев. Позаимствованные у Кэролла персонажи служат всего лишь переходной ступенью эволюции между актерами и декорациями, их легко можно было бы заменить на любых других. Несколько спасает ситуацию новое действующее лицо – Время в исполнении Саши Барона Коэна. Это, пожалуй, единственный герой, на которого интересно смотреть и который (вместе с посвященными ему шутками про время) оживляет действие. Однако один Коэн не может вытянуть на себе скучную двухчасовую картину, в которой нет заявленной «зазеркальности».
После просмотра невольно задаёшься вопросом: зачем всё это вообще было снято? Впрочем, ответ очевиден: фильм 2010 года собрал в прокате более миллиарда долларов при бюджете в 200 миллионов, его режиссер переквалифицировался в продюсеры и решил попробовать повторить былой успех.
Евгений Киселёв