«Душа моя Павел» – кризис взросления в эпоху перемен

3 сентября 2023 года в рамках XII Платоновского фестиваля искусств на сцене Воронежского концертного зала состоялась премьера спектакля по одноименному роману Алексея Варламова «Душа моя Павел», представленного Российским академическим молодёжным театром (РАМТ).

Этот роман во многом автобиографичный, ведь Алексей Николаевич Варламов – ровесник главного героя, также как и он учился на Филологическом факультете Московского государственного университета, а после его окончания построил успешную карьеру. В настоящее время Алексей Варламов является доктором филологических наук, известным российский писателем, общественным деятелем и публицистом, лауреатом 14 литературных премий, автором многих произведений, в том числе из серии «Жизнь замечательных людей», членом Совета по культуре и искусству при Президенте РФ. С 2011 по 2016 занимал пост главного редактора журнала «Литературная учёба», а с 2016 является ректором Литературного института. 

Впрочем, сам автор в своём интервью Ксении Поздняковой на портале vc.ru 20 июля 2022 года предостерегает читателей от прямых аналогий и заявляет, что реальный прототип есть лишь у главного героя, а остальные персонажи являются собирательными образами. Тем не менее, роман очень достоверно отражает многие грани советской действительности, волновавшие в то время творческую и научную интеллигенцию. В нём затронуты экономические, политические, научные, культурные, музыкальные и литературные вопросы, нашедшие своё отражение и в спектакле, а также религиозные и мистические мотивы, в театральной версии практически не упомянутые.

Спектакль, премьера которого состоялась в 2022 году, появился в репертуаре РАМТ благодаря усилиям его художественного руководителя и режиссера-постановщика, народного артиста России Алексея Бородина и автора инсценировки, выпускницы Литературного института Полины Бабушкиной. Их работой Алексей Николаевич остался доволен, заявив в том же интервью, что спектакль действительно поставлен по роману, а не по его мотивам, благодаря бережному отношению к авторскому тексту. А прекрасный актёрский состав, их талантливая игра и «обилие музыки, пластики, хореографии» произвели на Алексея Варламова «абсолютно фантастическое впечатление». 

Постановка выполнена в формате писем главного героя к своему отцу, в которых он даёт зарисовки студенческой жизни того времени, откровенно описывая не только реальные события, но и своё весьма неоднозначное отношение к ним. При этом очень интересно наблюдать, как меняется мировоззрение Павла. В общую ткань драматического произведения гармонично вплетаются литературные, хореографические и музыкальные номера, большая часть которых поставлена по произведениям Западной эстрады 70-х годов ХХ века, узнаваемых и популярных до сих пор, их исполняет оркестр в глубине сцены. Периодически на сцене появляется бегущая строка, которую озвучивает закадровый голос, обращённый одновременно и к действующим лицам, и к зрительному залу, а на заднем плане, на киноэкране демонстрируются кадры кинохроники. 
Что касается декораций – это, в основном, несколько скамеек и стульев, плакаты, транспаранты, оцинкованные вёдра. Впрочем, иногда из этих незамысловатых предметов сооружаются довольно сложные конструкции, а в начале спектакля на сцену даже выезжает мотоцикл с коляской. Но, в общем и целом, визуальное оформление не привлекает особого внимания, а лишь органично отделяет сцены по времени и месту действия. Видимо для того, что бы зрители могли полностью сконцентрироваться на замечательной актёрской игре очень талантливой труппы. Молодые артисты, недавние выпускники ГИТИСа, органично и достоверно воплощают на сцене образы советской молодёжи. Роль Павла Непомилуева исполнил Даниил Шперлинг – выпускник Школы-студии МХАТ, а Музы – народная артистка России Лариса Гребенщикова. 

Действие спектакля разворачивается в конце лета – начале осени 1980 года.  Главный герой произведения – юный парень по имени Павел приезжает покорять Москву из маленького закрытого городка, даже не отмеченного на карте. Он свято уверен, что перед ним открыты все пути. Поэтому, не сомневаясь в своих силах, подаёт документы сразу на филфак МГУ, пишет наивное, искреннее, но весьма безграмотное сочинение, и потому не проходит по конкурсу. Но неожиданно привлекает внимание декана факультета – всемогущей Музы, и она принимает его на факультет в нарушение всех правил. А ещё дарит блокнот «для записи незнакомых слов» и даёт очень ценный совет – в конце каждого дня обязательно задавать себе вопрос –  «Что нового я сегодня узнал?». 

А после выдачи студенческого билета всех первокурсников, по старой советской традиции, отправляют в совхоз, на уборку картошки. И этот «трудовой семестр» делит жизнь Павла «на до и после». Ведь именно здесь, через «кризис взросления» формируется его характер и происходит становление личности. 

Павел воспитан в строгом духе советской морали, является пламенным комсомольцем и патриотом, твёрдо убеждённым, что СССР – самая великая и самая лучшая страна в мире. Но на факультете процветает диссидентство – студенты практически в открытую слушают «Голос Америки», западную музыку, читают запрещённую литературу (такую, как, например, «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына) и активно обсуждают все злободневные вопросы того времени. В том числе Афганскую войну. Некоторые из них даже не скрывают своего желания уехать за границу. Они очень удивляются наивности провинциала и стараются «раскрыть ему глаза», и «обратить в свою веру». Поэтому нашему герою предстоит сложный выбор, что делать – принять доводы новых приятелей или остаться верным своим убеждениям, в которых он уже не слишком уверен? Павел пытается найти компромисс и постепенно осознаёт, что уже не может жить как прежде, желает большей свободы. Но что такое свобода – это то, что должно даваться «по умолчанию» каждому человеку или же её нужно заслужить?». Этот вопрос остаётся открытым, как говориться: «на додумку зрителям».

Спектакль произвёл на людей очень сильное впечатление. Как отметила в своём интервью зрительница Ирина, вначале она не ожидала ничего особенного от этой постановки и пошла на неё за компанию с мамой. Некоторое время ей было даже немного скучно, но уже через несколько минут спектакль завладел её вниманием и держал в напряжении до самого конца. А ещё он оказался совсем не лёгким, как можно было бы вначале подумать, а глубоко психологическим. Мама Ирины была потрясена ещё больше и заявила, что у неё пока просто нет слов, чтобы описать свои ощущения.

Вероятно, после просмотра этого спектакля многие задумались о том, что жить в эпоху перемен, во времена политической, экономической и социальной нестабильности очень не просто. Да, действительно большинство людей воспринимают её как кризисную, то есть стрессовую и дискомфортную. И лишь немногие осознают, что перемены, кризис – это не только стресс, но и новые возможности. Особенно сложно  в это время молодым людям, которые начинают самостоятельную жизнь и ещё не имеют достаточного опыта по преодолению трудностей. Им необходимо пройти путь самореализации, то есть найти «золотую середину» между самоидентификацией и социализацией, обрести единомышленников, стать полезным членом общества, но при этом понять свою уникальность и не потерять её, в любой ситуации оставаясь самим собой. Порой даже может казаться, что это недостижимо, но всё же необходимо, ведь только так можно обрести психологическую зрелость и стать по-настоящему счастливым человеком. В этом и заключается главная идея спектакля и романа, по которому он был поставлен.

Текст - Трубицына Майя
Фото – Андрей Парфенов