Дороги Петра к величию России
В 5:30 утра я уже на всех парах мчалась на такси по сонным пустым улицам города в предвкушении интересной и долгожданной экскурсионной поездки, которую организовали Николай Дмитриевич Корнюшин, председатель культурно-просветительский центра АНО «Общество Петра Великого» и член организации ВРПОО «Наша история» Шкурба Галина Акимовна.
Прикоснуться к истории своего народа, воочию увидеть места, где шли бои за мощь и укрепление России – что может быть интересней?
У Петровского сквера уже собралась экскурсионная группа из 14 человек, в состав которой вошли члены организации ВРКПОО «Наша история», а также представители Общества Петра Великого и Российского Военного Исторического Общества.
Члены нашей команды стали первопроходцами новой уникальной экскурсионной программы «Дорогами Петра к величию России» с посещением городов Азова и Таганрога.
Ровно в 6:00 мы поднялись на борт автолайнера и отправились в незабываемое путешествие. Доехали мы до Азова быстро – за 7 часов. И, несмотря на раннее утро и отлично работающие кондиционеры, ощущался солнечный зной первого летнего дня. Время в пути пролетело быстро: организаторами был предложен «свободный микрофон», и каждый мог поделиться знаниями в области истории и краеведения. За окном раскинулся прекрасный пейзаж: бескрайние поля и голубые озера, а где-то там, вдали, почти у самого горизонта, темнел густой зеленый лес.
В Богучаре мы сделали небольшую остановку, где к нам присоединились 2 девушки, работники местной администрации – Лариса Владимировна Остромецкая и Татьяна Владимировна Сулимовская. В одном из живописных местечек городка мы позавтракали, сфотографировались на фоне флага Российского Военного Исторического Общества. И снова продолжили свой путь. По дороге Лариса Владимировна поведала нам историю города, которая неразрывно связана с именем государя-реформатора. Согласно преданию, Петр I во время похода на Азов поднял винную чарку, вылил ее в устье впадающей в Дон безымянной тогда еще реки со словами: «Да будет Богу чарка сия». Так и родилось название реки – Богучарка. Богучар еще известен тем, что здесь родился всемирно известный историк и этнограф, собиратель и издатель русских сказок А. Н. Афанасьев, а также здесь жил и учился писатель с мировым именем М. А. Шолохов.
По своему географическому положению Богучар близок к Украине, поэтому здесь преобладает характерный диалект, народные традиции и обычаи страны-соседки. Лариса Остромецкая, обладательница прекрасного голоса, исполнила под всеобщие аплодисменты народную песню «Ой, то не вечер».
Как известно, в хорошей компании время пролетает незаметно, так что мы и не заметили, что пролетели Воронежскую область, город Шахты, и как перед нами открылась панорама города Ростова-на-Дону: многочисленные пляжи и знаменитый стадион, где в 2018 году проходил чемпионат мира по футболу.
Еще немного – и Азов!
Этот легендарный город встретил нас неимоверной жарой и духотой, несмотря на соседство с рекой и морем. Азов влюбил в себя с первого взгляда тихими, уютными улочками, утопающими в цветах, старинными домиками, построенными в 17-19 веках, прекрасно сохранившимися и до сегодняшних дней, и конечно же, живописной панорамой, открывающейся на реку Дон и Азовское море. Издали доносился гудок корабля.
Хранителем богатейшей истории города является Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, один из крупнейших на Юге России. Этот музейный комплекс расположен в здании бывшей городской управы, построенной в 1892 г. Также музейными объектами являются «Пороховой погреб», валы Азовской крепости 18 века. Туда мы и отправились сразу по прибытию, где нас уже ждала талантливый экскурсовод и научный сотрудник Ирина Рудольфовна Гусач, которая ознакомила нас с экспонатами и провела интересную лекцию. Оказывается, что на территории Приазовья 8 млн. лет назад здесь обитали животные чудовищно огромных размеров – динотерий, а также трогонтериевые мамонты, геологический возраст которых – 700-800 тысяч лет. Не каждый музей мира может похвастаться такими редкими экспонатами!
Сама же история Азова уходит своими корнями в глубокую древность. Его земля более 2000 лет всегда была лакомым кусочком для многих народов и крупных держав. Тот, кто владел Азовом, контролировал выход к южным морям, был хозяином в Приазовье. Первые поселения появились здесь в I веке до н. э. Их основали земледельцы-меоты, ведущие активную торговлю с греческим городом Танаис. А Азовское море называлось Меотидой. В III веке поселения разрушили кочевники. На этих землях появились сарматы, скифы, печенеги, половцы. В русских летописях поселение впервые упоминается в 1067 году. В том году на месте гибели половецкого хана Азупа был основан город Азак. В XII веке у берегов Дона разместилась венецианская торговая фактория Тана. Это было важным перевалочным местом Великого Шелкового Пути, место ведения торговли между Востоком и Западом. В 1395 г. город был разрушен Тамерланом.
В конце 15 века на этих землях появились турки. Они окончательно разрушили крупнейший торговый центр, основав турецкое оборонительное укрепление. Турецкая крепость была постоянным источником опасности как со стороны крымских татар, так и со стороны турков. Татаро-турецкие набеги наносили огромный урон как простому населению, так и экономике державы в целом. Разоренные хозяйства, пленение местных жителей, отсутствие открытого доступа в море – все это подрывало мощь и величие державы. Допетровская Россия неоднократно вела войны с крымскими татарами, пытаясь завладеть прибрежными зонами Азовского и Черного морей. Многочисленные войны с Османской Империей до конца 17 века не приносили успеха. Так, Азовское сидение 1637-1642 годов, предпринятое донскими и запорожскими казаками, не привело к ожидаемым результатам.
18 июня 1637 г. в количестве 4,4 тысячи человек отряд донских и запорожских казаков сумел овладеть мощной крепостью. В 1641 турки попытались отбить Азов. Но казачий гарнизон крепости мужественно выдержал осаду огромного татаро-турецкого войска. Отстояв крепость, казаки обратились к царю Михаилу Федоровичу с просьбой о подмоге. Получив Азов, Москва могла бы иметь выход в Азовское и Черное моря, угрожать Крымскому ханству. Но подобный шаг вел к конфликту с Турцией. Россия в тот период не располагала достаточными силами для войны. В результате царь Михаил Федорович повелел казакам покинуть крепость, что они и сделали, предварительно разрушив ее.
И только с восхождением на престол Петра I был сделан решающий шаг на пути к выходу в южные моря и созданию российского флота. Молодой царь вступал в переговоры с крымским ханом и выдвигал требования свободного передвижения в южных морях, прекращения набегов и выплаты дани. Татары долго оспаривали и затягивали переговоры. Государь принимает решение выступить в поход и нанести удар по крепости Азов, расположенной в устье Дона. На реке сооружались морские лодки, плоты для перевозки боеприпасов, орудий, провизии.
Две небольшие крепости удалось взять, но крепость Азов была пока недоступна. В июне войска Петра начали осаду, но осажденные получали помощь с моря. Русская армия была не готова действовать вдали от баз снабжения. Большой урон нанес приближенный к царю инженер, голландец Яков Янсен, который перешел на сторону врага. В результате этого янычары напали со слабой стороны русской армии, что еще больше ослабило ее силы. Попытки штурма 5 августа и 25 сентября не увенчались успехом. В октябре Петр отдает приказ снять осаду.
Неудача первого Азовского похода не ввергла Петра в уныние, а наоборот, еще больше раззадорила его. С зимы 1695 года в Воронеже вовсю шло строительство гребной русской флотилии. С топором в руках трудился на верфи сам Петр. В начале мая эскадра двинулась на крепость Азов. 20 июня к ногам главнокомандующего были положены 16 турецких знамен. Петр уверовал в силу флота и занялся устройства новой гавани – Таганрога.
После увлекательной лекции в музее мы во главе с Ириной Рудольфовной поднялись на крепостной вал, растянувшийся на сотни метров. Остатки кирпичных стен сохранились на гребнях валов, а у их основания стояли Алексеевские ворота. Напоминанием о прошедших здесь грозных исторических событиях служат высовывающиеся из бойниц стволы старинных пушек и старинная булыжная дорога.
Сменялись века, уходили поколения, и только древнее море является живым молчаливым свидетелем тех славных событий.
Вечером мы расположились в уютной гостинице с характерным названием «Солнечная», что находится в самом центре города, в одном из самых живописных мест Азова. День оставил много ярких и приятных впечатлений. Жалко было покидать город, но впереди нас ждал Таганрог, куда мы отправились на следующий день рано утром. Впереди нас ожидало не только знакомство с историей города и доблестными победами Петра, но и отдых на Азовском море, пляж которого мы собирались посетить.
Окраина Таганрога предстала перед нами промышленным районом с многочисленными заводами и старыми, требующими реставрации домами. Сердцем города является набережная с великолепной длинной лестницей, ведущей к уютным зеленым аллеям и пляжу. Здесь же расположены известные солнечные часы. Таганрог по праву можно назвать городом-музеем, здесь очень много объектов культурного наследия: дворец Александра II, дом-музей А. П. Чехова. Нашим гидом стал очень похожий на знаменитого Тарзана Анатолий Боженко, автор гимна города Таганрог и талантливый драматург. Он любезно познакомил нас с историй города.
Название Таганрог город получил по имени мыса, на котором был выстроен. Это название ему присвоили воины Чингисхана: «Таганий рог». Из рассказа гида мы узнали, что Таганрог был основан Петром I изначально как крепость, получившая название Троицкая. На этих землях царь планировал основать также город и гавань. Из Москвы были направлены для строительства 20 тысяч служивых людей. Для контроля над работами царь назначил начальника Адмиралтейского приказа Апраксина. По указу Петра город благоустраивался и озеленялся. Рядом с ним заложили государевы фруктовые сады и виноградники, плантации клубники. К концу первого десятилетия 18 века строительство было почти завершено. Теперь Таганрог представлял собой укрепленный город-крепость с гаванью для флота. В 1709 г. Петр I лично осмотрел город, решил устроить здесь верфь, приказал усилить крепость и углубить порт.
Несмотря на заключенное в 1700 г. мирное соглашение с Турцией, отношения между странами были довольно напряженными. В 1711 г. Турция объявила войну, выдвинув свой флот на Азов и Таганрог. Семь турецких галер подошли к Троицкой крепости и стали на рейде. Высаженный на берег десант, пытаясь обойти город, был разбит таганрогским гарнизоном. Но вскоре пришли печальные известия: прусский военный поход окончился для России неудачей, и при заключении перемирия Турция добилась передачи ей Азова. Россия обязалась разрушить Троицкую крепость на мысе Таганрог и не иметь флота на Азовском море. Таким образом, страна лишилась единственной на юге морской гавани. Таганрог был разрушен и во все время господствования турок он лежал в руинах. До самой смерти Петра I не покидала мысль о возвращении Таганрога.
Восстановление города стало возможным только в ходе русско-турецкой войны в 1768-1774 годах. Согласно мирному договору, город получил право на существование. Указ Екатерины II гласил, чтобы «таганрогскую гавань поставить в такое положение, чтобы она могла служить прибежищем судам, так и для построение оных». Одновременно в Таганроге учредили адмиралтейство и верфь. После присоединения Крыма к России и основания Севастополя Таганрог потерял военно-стратегическое значение.
После обзорной экскурсии по городу и вкусного обеда в местном кафе наша команда отправилась на море, где вдоволь накупалась в ласковых и теплых волнах Азовского моря.
Вот и все, наше путешествие подходило к концу. В 16 часов мы отправились обратно в Воронеж. Как жаль, что все хорошее так быстро заканчивается. Эта двухдневная поездка оставила очень много приятных впечатлений, новых знаний, которыми я и захотела поделиться в этой статье.
Хотелось бы, чтобы такие культурно-исторические поездки получили массовое распространение, чтобы прививать нашим гражданам интерес и любовь к своему Отечеству.
Текст и фото – Юлия Комолова