Детство, опалённое войной
14 мая 2022 года на сцене Воронежской филармонии была представлена музыкально-литературная композиция "Их детство годы грозовые", в основу которой легли воспоминания детей, переживших Великую Отечественную войну.
Постановка состоит из 2 основных частей - первая рассказывает о блокаде Ленинграда по повести Ильи Миксона "Жила-была Таня". Это произведение описывает судьбу одиннадцатилетней Тани Савичевой, её семьи — жителей блокадного Ленинграда, а также создано на основе дневника девочки. В этом дневнике Таня с точностью до минуты указывает время смерти всех своих родных, а в конце пишет: "Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня". Сама Таня переживёт Блокаду и умрёт в эвакуации в 1944 году от последствий голода, так и не узнав, что остались живы два члена её семьи — старший брат Миша и старшая сестра Нина; а её дневник будет представлен как улика на Нюрнбергском процессе.
Вторая часть раскрывает нам ужасы оккупации и безжалостного уничтожения белорусской деревни, в которой чудом выжили только два ребёнка и четыре котёнка. В её основу легла книга Светланы Алексеевич "Последние свидетели. Соло для детского голоса", написанная по воспоминаниям жителей Белоруссии, у которых война отняла детство. За это произведение в 2015 году автор получила Нобелевскую премию.
Талантливая игра актёров: Софьи Ермоловой, Елены Бородиной, Ирины Бухонской, Игоря Ходякова и Михаила Князева, монологи которых составлены на основе отрывков упомянутых выше книг, сопровождалась видеорядом, отображающем архивные документы, и живой игрой тапёра, что создавало впечатление немого кино. Помимо этого со сцены прозвучали стихи и песни. Больше всего запомнились стихотворения "Чашка" Варвары Вальтман-Спасской, "Чулочки" Мусы Джалиля; "Довоенный вальс. Все ещё живы" на музыку П. Аедоницкого и стихи Ф. Лаубе и, конечно, песня "Священная война" композитора А. В. Александрова и поэта В. И. Лебедева-Кумача.
По словам режиссёра и сценариста этого спектакля Натальи Камардиной, она выбрала именно эту непростую тему — о жизни детей во время Великой Отечественной войны, потому что считает её "самой нужной и важной". Наталья сама является мамой двоих детей, младшему из которых было всего четыре месяца на момент создания этой постановки, и, к тому же, она ещё помогает воспитанникам детских домов. Вероятно, поэтому произведение Натальи получилось столь достоверным и эмоциональным, что даже она сама до сих пор не может сдержать слёз, пересматривая его.
Настроение передавалось зрителям, на которых спектакль произвёл огромное впечатление. Одна из них Светлана (историк по образованию) поделилась своими чувствами. Она поблагодарила актёров за прекрасную игру - "это было здорово". И сказала, что концерт её просто потряс. По её словам: "Страшно даже подумать, что перенесли дети, страшно примерить это на себя, ведь у самой дети, это очень страшно".
Это действительно так. Это действительно страшно и трудно смотреть такие постановки, читать и писать о них, "пропускать через себя", "примерять на себя" чужую боль. Трудно, но необходимо. Во имя памяти всех безвинно погибших на той войне, и на других войнах, и особенно во имя памяти 13 млн. детей, погибших во время Второй мировой войны и не доживших до Победы.
Текст - Трубицына Майя
Фото - Воронежская филармония