Дело Дюма, или о писателях-историках

Каким должен быть современный писатель? Нужно ли ему высшее литературное или хотя бы филологическое образование? Нужно ли образование, чтобы писать исторические романы? Для меня этот вопрос спорный. Объясню, многие писатели имеют свои взгляды на жизнь, а это не зависит от образования. Что может дать гуманитарное образование будущему автору?

Мне кажется, что он тогда будет лучше разбираться в истории культуры, в образах литературной классики, чем до этого. Но с другой стороны классический взгляд на мир часто мешает реальному восприятию человека. А бывает и так, как, наверное, случилось, у меня, когда во мне борются человек классических взглядов на мир, и человек, который должен как-то реагировать на действительность. Для меня всегда образцом были писатели с историческим образованием. Но таких мало. Почти нет. И в современном мире это в основном женщины. Из классиков современной литературы назову Жюльетту Бенцони (окончила один из Парижских университетов) и Урсулу ле Гуин («Обучалась в Рэдклифф-колледже Гарвардского университета и в магистратуре Колумбийского университета, специализировалась на средневековой романской литературе» (Википедия) ). Отдельно для меня стоят писатели и поэты, которые имеют музыкальное образование.  

Но в истории известны писатели с мировым именем, которые образования не имели или по крайней мере не окончили. Для меня интересен тот факт, что писатель Александр Дюма-отец, автор знаменитых «Трёх мушкетёров» не имел образования.  Страсть к литературе у Александра Дюма началась именно с посещения театров – тогда он решил, что обязательно станет драматургом, и тогда ещё не помышлял о том, чтобы писать в жанре исторического романа. Известно, что Дюма начинал как драматург, и его пьесы шли с большим успехом в разных театрах Франции. Другую известность ему принесло путешествие по России. Александр посетил Санкт-Петербург, Карелию, Москву, и другие русские города. Свои впечатления он составил в книге «Путевые впечатления о России». Книга не очень достоверная и историческим источником по той эпохе считаться не может – потому что там реальность перемешана с вымыслом, подобно вымыслам Дон Кихота. Но тем не менее книга имела ошеломляющий успех.

 С конца 30-х годов XIX века у Александра Дюма-отца стали появляться соавторы. Дело в том, что его литература становилась очень популярной, и он один не справлялся с заказами. Один из его соавторов познакомил писателя с литератором не очень известным, Огюстом Маке, под влиянием которого Дюма определился в выборе жанра – авантюрно-исторический роман. Огюст Маке, тоже начинавший в своё время как театральный  драматург, сотрудничал с Дюма как соавтор. Разоблачение Александра Дюма-отца как человека, который искажал историю, началось уже при его жизни. Так, в 1845 году вышел исторический памфлет «Фабрика романов», торговый дом Александра Дюма и ко», в котором автор (Эжен де Мирекура) обвинял в писателя в том, что он нанимал «литературных негров» , которых  использовал за гроши.  К слову сказать, при жизни Дюма не все в литературном сообществе в это поверили. 

С Маке у Дюма отношения со временем испортились, и они стали соперниками. Интересно, что в 2010 году вышел фильм «Другой Дюма», рассказывающий о непростых отношениях Дюма и Маке.Из писателей, которые высшего образования не имели, также известен Эрнест Хэмингуэй, закончивший только среднюю школу. Джен Остин, автор романов «Гордость и предубеждение» и других, тоже закончила только среднюю школу. Главные герои «Гордости и предубеждения» стали прототипами Бриджит Джонс и Марка Дарси в нашумевшей трилогии Хелен Филдинг, тоже англичанки, окончившей Оксфордский университет (с углубленным изучением английского языка и английской литературы), «Бриджит Джонс».  Известный и любимый многими Джек Лондон вынужден был оставить Калифорнийский университет, потому что не было денег, чтобы оплачивать обучение дальше. Тем не менее, его книги славятся по всему миру своей житейской мудростью,  и ни одно поколение усвоило уроки жизни именно через Джека Лондона.

Русский классик, Лауреат Нобелевской премии (1965 год), обожаемый Михаил Шолохов был вынужден оставить образования. В профессию (налоговый инспектор) писателя привели курсы.
Виктор Гюго, также автор исторических романов не имел высшего образования. 

Знаменитый писатель Дэн Браун как раз из тех, кто имеет музыкальное образование, пусть не высшее. Год обучался в испанском университете в Свеилье, где изучал артефакты и историю искусств. Просто зная творчество Дэна Брауна, можно понять, что он историю искусств знает очень хорошо, и это именно качественное европейское образование. Плюс он начинал как исполнитель и автор текстов песен, что по-своему на него наложило опечаток как на писателя.

Кроме того, Блис Браун, супруга писателя художник и искусствовед. Она помогала ему делать исследования к романам. 

Один из любимых многими писатель Николай Перумов имеет высшее образование. Он окончил  «кафедру биофизики физико-механического факультета Ленинградского политехнического института по специальности инженер-физик. Занимался молекулярной биологией  и десять лет отработал в Ленинградском НИИ особо чистых биопрепаратов». Кроме того, его фамилия «Перумов» восходит к древнему армянскому дворянскому роду. 

Борис Акунин, автор «своей Москвы» и знаменитых приключений Эраста Фандорина и Пелагеи – в 1978 году окончил историко-филологический факультет института стран Азии и Африки (МГУ). Кроме того, его мама была учительницей русского языка и литературы. 

Автор романа нашумевшего «50 оттенков серого» Э.Л. Джемс дама образованная – она изучала историю в Кентском университете. Затем работала на телевидении. Её муж – сценарист и продюсер Найлл Леонард. Супруги живут в западном Лондоне. 

Интересуясь любимыми историками и музыкантами, я не могла не посмотреть относительно филологов. Как ни странно, филологи очень часто выступают хорошими критиками, знатоками всех жанров литературы и литературного дела, но не в состоянии написать популярный роман. Наверное, мешает образование. В Интернете много дискуссий по этому вопросу, но большинство пользователей сходится во мнении, что филологи популярную литературу или не пишут, или не читают.  

Текст: Ольга Сысуева