"Чайка" в воронежском театре драмы им.Кольцова

11 февраля в воронежском государственном драматическом театре им. А.В. Кольцова состоялась постановка пьесы Антона Павловича Чехова "Чайка", которая состоит из четырёх действий. Данная пьеса ставится в нашей стране далеко уже не первый год, однако каждый раз в любой из постановок есть что-то оригинальное, есть своя изюминка, которая делает любую интерпретацию по-своему свежей. И пьеса "Чайка" в исполнении актёров драматического театра города Воронежа в данном случае не исключение.

Сама пьеса отражает проблему того, как те мечты и идеалы, которыми  каждый человек руководствуется в молодости, влияют на течение всей его дальнейшей жизни. В данной пьесе прослеживаются вопросы того, стоит ли в жизни довольствоваться малым или же нужно стремиться к чему-то большему? Стоит ли рисковать при подобном стремлении?  Оправдана ли та цена, которую часто приходится платить?

Подобные идеалы также связаны и с тем, как люди строят отношения с другими, потому как безответная любовь часто обусловлена именно таким, нередко оторванным от реальности, образом. И, если человек не отказывается от своих надежд, которые со временем не оправдываются, то страданий ему не миновать. Примером может служить влюблённая в Константина Маша, которая по сюжету пьесы выходит замуж за Медведенко, но не теряет любви к Константину, что делает её жизнь по-прежнему несчастной.

В пьесе показано то, насколько различны взгляды могут быть у людей на одни и те же мечты. К примеру, Константин Треплев хочет стать драматургом, однако сомневается в умении писать свои собственные пьесы и заниматься их постановками. Ощущение будто бы он "не дотягивает" до деятелей искусства, в обществе которых ему приходится бывать, а также неудача с пьесой, поставленной прямо в "полевых" условиях, вызывают массу сомнений о смысле подобного занятия вообще. Однако Сорин, которому в своё время не удалось стать литератором, считает, что Константин заслуживает поддержки.

Другим примером может служить Нина, очарованная всей деятельностью и заслугами Тригорина, который, в свою очередь, считает всё это чем-то весьма заурядным.

Следует упомянуть и о самом названии произведения, где чайка является символом той самой мечты, которую отвергают и пытаются выбросить. Убийство настоящей чайки становится определённым образом того, как человек сам убивает в себе то, к чему изначально лежала душа.

Мы видим, что пьеса сама по себе достаточно психологична. Характер каждого героя был подан ярко и точно, что заставляло, совершенно не отрываясь, следить за развитием событий и переживать за каждого из них. Не оставляет равнодушным ни мятущаяся, потерявшая смысл жизни Маша, ни находящийся в состоянии кризиса Константин, ни энергичная и продолжающая молодиться, несмотря на свой возраст, Ирина Николаевна, ни уставший и несколько разочарованный в своём ремесле Тригорин.

Вся обстановка также была дополнена весьма оригинальными декорациями в виде лодок, что создаёт уже в начале спектакля определённую атмосферу, связанную с действием в окрестностях водоёма. Даже ещё до начала, спектакля, а также во время антракта, небольшие действия продолжались (девушка сидит на лодке и чистит ведро). Это создавало ощущение того, что спектакль не прерывается вовсе, а просто уходит на время  в "фоновый режим".

Конечно, часто встречаются и некоторые режиссёрские модификации в любой театральной интерпретации произведения.  Данная постановка не является исключением. Возможно, кому-то может показаться странным, когда Нина совершает какие-то манипуляции со своей ногой, что намекает зрителю на определённые способы "стимуляции" своего тела к способности более яркой игры в театре и зависимость героини от них. Всё это достаточно неявно, однако остаётся некая двусмысленность. В постановке также есть сцена, где Нина окатывает себя водой из ведра, когда в финале пьесы снова произносит тот самый монолог, который запомнила из роли в спектакле Константина. Хотя этот момент отсутствует в оригинале, на сцене смотрится достаточно эффектно, что даёт некий импульс для того, чтобы не потерять внимание зрителя. Стоит отметить и музыку, которой сопровождается всё действие. Она служит не только дополнением к происходящему, но и просто способом получить эстетическое удовольствие без привязки к спектаклю. Есть некоторые моменты, когда можно услышать музыку по стилю более современную нам, нежели тому времени, где разворачивается сюжет, однако это не портит впечатления, а вносит приятное разнообразие.

В целом воронежский драматический театр им. А.В. Кольцова с момента начала работы в заново отреставрированном здании не перестаёт радовать как российскую, так и иностранную публику. И постановка пьесы Чехова "Чайка" является тому прекрасным подтверждением.

Павел Сычёв
Каеота Каемукда