"Бегущий по лезвию 2049" (рецензия Евгения Киселева)
Этот фильм необычен сразу двумя вещами. Во-первых, в наше время римейков старых фильмов сняли наконец-то достойное продожение классической киноленты. Во-вторых, это – работа Дени Вильнева, который в прошлом году выпустил один из очень малочисленных в последнее время примеров по-настоящему научно-фантастических фильмов («Прибытие»). В итоге, получилось отличное кино!
Прежде чем перейти к новому фильму, позволю себе рассказать читателям о сюжете первого фильма, ибо он сам по себе является выдающимся произведением в жанре научной фантастики и при этом без него не будет понятен сюжет нового фильма. Итак, в вышедшем в 1982 г. действие происходит в 2019 г. (да-да, как раз через два года), когда компания «Tyrell» уже освоила выпуск настолько похожих на человека «репликантов» (киборгов намного сильнее и выносливее человека и не уступающие в интеллекте своим разработчикам), что их используют вместо людей на тяжелых работах, в освоении дальнего космоса и для проституции. Киборги серии «Nexus 6» получились настолько совершенными, что их признали опасными для человечества и решили уничтожить (при этом изначально – на всякий пожарный случай, чтобы они не успели сильно развиться – в репликантов заложен 4-летний срок жизни). Выявлением и уничтожением занимается специальное полицейское подразделение «Blade Runner», в котором и служит. На одной из планет такие киборги взбунтовались, убили людей, похитили космический корабль и прилетели на Землю, где пытаются попасть в компанию «Tyrell», чтобы получить более долгую жизнь. Вот их и ловит Blade Runner Рик Деккард в исполнении Харрисона Форда. В итоге, он перебил всех репликантов (хотя тем удалось убить главу компании-производителя), но в ходе выполнения задачни влюбился в репликантшу, которая хоть и не участвовала в том побеге (и долгое время вообще думала, что она человек), но тоже подлежала уничтожению. Любовь оказалась сильнее долга, и Деккард скрывается со своей возлюбленной...
Действие нового фильма происходит 30 лет спустя. Компания «Tyrell» разорилась, но её место заняла компания «Уоллес», которая специализируется на биотехнологиях и смогла решить проблему голода. Репликанты продолжают не только существовать, но и успешно работать в компании «Уоллес» (которая теперь занимается ещё и разработкой новых моделей и производством репликантов), но при этом продолжает действовать и отряд «Blade Runner» - для особо опасных случаев. Сотрудник этого отряда в ходе выполнения задания узнает, что был случай, когда дама-репликант забеременела от человека и родила ребенка (стоит ли уточнять, что это как раз и были Рик Деккард и его подруга?). В итоге, руководство «Blade Runner» приказывает засекретить всю информацию по этому случаю и вообще забыть, что он был, а компания «Уоллес» начинает охоту за всеми причастными. Дальше начинается детектив с погонями и перестрелками, в ходе которого главный герой встречает и постаревшего Деккарда, одиноко живущего в заброшенном Лас-Вегасе, и обнаруживает подполье репликантов, которых очень воодушевил случай того рождения и они готовятся к восстанию за свою свободу, так как теперь, мол, и вовсе нет различия между ними и людьми! В итоге, финал у фильма снова остаётся открытым: ребенок жив, но неизлечимо болен и эта ветвь развития поэтому оказывается тупиковой, да и не понятно, как у остальных репликантов обстоит дело с деторождением.
Что касается новых идей, то это в современной фантастике вещь редкая и часто приходится заимствовать и комбинировать заимствования. Так и здесь – идея восстания машин против человека появилась даже не в «Р.У.Р» Карела Чапека 1920 года (где впервые появилось слово «робот»), а ещё в средневековой легенде о Големе, надежно огражденный от мира оазис современной цивилизации и одичавшие постапокалиптические люди за его пределами были, например, в «Глобали» Жана-Кристофа Руфина (2002) и т.д. Однако, есть в новом фильме и по-настоящему оригинальная идея! Во многих произведениях фантастики последних десятилетий рассказывается о виртуальном сексе или сексе с максимально человекоподобным роботом (как в «S.N.U.F.F.» Виктора Пелевина; впрочем, в последнее время и в действительности появляются такие модели), но в «Бегущем по лезвию 2049» главный герой занимается сексом с живой женщиной, убеждая себя, что делает это с любимой роботессой...
Словом, фильм «Бегущий по лезвию 2049» получился очень достойным продолжением замечательного фильма и лишний раз продемонстрировал, что современная научная фантастика в кино не умерла окончательно и даже имеет потенциал для развития. Любителям жанра его нельзя пропускать ни в коем случае!