18 августа
2022

Юсубова Лиана Айдыновна — мастер художественной обработки природного материала (соломки) (Рамонский район)

Рукодельная

Интервью с мастером художественной обработки природного материала (соломки, лозы) Воронежской области, Рамонского района – Юсубовой Лианой Айдыновной.
Волонтёрский медиа-культурный проект «Хранители народных ремёсел земли Воронежской».

Добрый день, Лиана Айдыновна, приятно познакомиться, меня зовут Марина, интересно задать Вам несколько вопросов о Вашем творчестве и о Ваших изделиях. Для начала расскажите пожалуйста, как вы пришли к тому, чтобы стать мастером, как сами учились, может у кого-то учились? 
Мое увлечение – это работа с природным материалом: лоза, солома, рогоз, кукурузные листья. Но в основном мне нравится работать с соломой, хотя начинала я с лозы. Из лозы можно сделать какие-то полезные вещи: корзину, хлебницу и то, что можно использовать в хозяйстве. Началось это давно, когда вся такая литература была в дефиците. Мне попалась книжка по плетению из лозы, и я начала этим заниматься. А в начале 90-х годов подруга из Минска мне привезла книгу «Возьми простую соломку» Лобачевской, и я тогда начала пробовать заниматься соломой и мне это очень понравилось. И вот так это и продолжается с тех пор. 

Уникальность народного промысла в чем для Вас?
Солома доступный материал для работы. Если с лозой больше усилий, то с соломой полегче. И ещё почему я перешла больше на солому? Мне предложили заниматься с детьми, а с лозой с ними, конечно, было бы нереально работать, потому что ее надо заготовить большое количество, почистить. С соломой немножко попроще, я могла детей вывести и показать, как солому заготавливать и как ее чистить. 

То есть Вы сами научились и детей, и взрослых обучаете? Есть ли какая-то программа обучения, если да, то, в чем она заключается?
Нет, не обучаю, и программы никакой нет, и с детьми уже все закончилось, оптимизацию, когда в школе провели, сократили эти кружки. Поэтому я в основном для себя занимаюсь. Если ко мне обращается кто-то лично, могу показать. Тут это не очень сложно, нужно только терпение, желание. А так за несколько дней приемы основные можно освоить. А потом уже это конечно дело фантазии. Хотя я-то сама училась по книге, это конечно потруднее. Когда с детьми занималась, им покажешь, тут же они быстро схватывают, а мне не все приемы сразу поддавались, потому что в книге плоскостное изображение, а есть объемные плетения, это потруднее было, понять, как это. Но освоила.

Как Вы различаете свои изделия по видам, типам и по техникам исполнения?
Есть несколько приемов в соломоплетении, не так уж и много. Плоскостное есть плетение и объемное. А потом уже фантазия, создание каких-то фигурок. Изделия делятся по видам. Вот игрушки. В Белоруссии очень распространено делать «пауки» так называемые. Делали это изделие обычно под Рождество и подвешивали его в избе, в центре, и оно от малейшего движения воздуха шевелилось, напоминало паутину. Украшали так избу. Таким же способом сделана «звезда», это уже более современное. Традиционно это «паук». Из утилитарных вещей можно сделать шляпу, сумку, хотя раньше делали очень много вещей, которые использовали в быту. Даже делали емкости, бочки. Если мастер хороший, то в них можно даже было хранить муку, зерно, и мыши не могли прогрызть. Это, разумеется, также всякие, корзинки, севалки, из которых рассыпают зерно. Это легкие очень вещи, но достаточно хрупкие. Сколько я по музеям ходила, очень мало, где представлены соломенные изделия. Они не сохраняются. Материал недолговечный. 

Про используемые материалы для изделий интересно узнать, где берете, какие их них из Воронежской области?
Да это же солома, то, что растет на наших полях, зерновые культуры. Это рядом. Единственное, что ее надо брать не из-под комбайна, она там уже ломаная, мятая, а надо заготовить на корню в поле. Тогда я уже потом приношу домой, чищу, сушу, сортирую. Подготовительная работа занимает даже больше времени, чем само плетение, потому что на каждое изделие надо подобрать одного типа солому и одной толщины, длина может варьироваться. 

Вы делаете более практичные изделия или в основном декоративные?
В основном декоративные изделия, игрушки. Для себя делаю шляпы, несколько сумок у меня есть. С игрушками попроще.

Какой символический смысл несут в себе изделия Вашего промысла и несут ли они смысл?
Раньше очень использовали солому в обрядах. Во-первых, когда последний сноп уже убирали с поля, из него могли делать куклы и хранили до следующего урожая. Дух хлеба там был. Специальные венки плели из последних колосьев, уважаемых людей наряжали в этот венок. На масленицу куклу делали из соломы, наряжали во всякие тряпки, сжигали. А сейчас это уже просто уменьшенные копии. Есть конь-огонь – это быстрота, скорость, сила, надежность. Козел считается символом плодородия. Например, куклы «Неразлучники», их можно делать и из ткани, и из соломы. Это да, символическая кукла. Делали ее обычно на свадьбу, когда везли молодых в церковь, подвешивали под дугой. Она отвлекала нехорошие взгляды от молодых, но в тоже время символизировало, они на «одной руке» делаются, что они идут по жизни рука об руку. И потом эту куклу вешали в красном углу, и она продолжала их оберегать. Когда рождались дети, делали маленькую куколку ребенка, подвешивали в середине, ну и дальше если еще дети рождались, добавляли. 

На нынешнем этапе, что необходимо для освоения Вашего ремесла?
Желание в первую очередь. Солома. Если на мастер-классах, я приношу свою солому, но обеспечить большим количеством я не могу. Сноп соломы на солнышке я стараюсь просушить, потом я начинаю чистить, там каждый стебель соломенный состоит из отдельных частей, и там еще узелки, и листья. Я эти узелки вырезаю, листья снимаю, получается разной длинны и толщины соломины. Сортирую. Все это очень долго. И сухая она уже у меня хранится, может годами стоять в коробочках картонных. А когда мне надо что-то сделать, я набираю какое-то количество с запасом, уже знаю какая мне нужна соломина, замачиваю, потому что сухая она будет ломаться, потом через какое-то время я начинаю работать. Поэтому сначала надо все равно объяснить, рассказать людям, что и как делается. И потом короткий период заготовки соломы, вот сейчас уже все уходит.

Как сочетаются в Вашем промысле традиционные приемы давних мастеров с современными творческими трендами и технологиями, есть ли такое сочетание?
Нет, в основном все идет традиционное. Не так много видов плетения. Плоскостное плетение, плетение «зубатка», это веками отработано, еще есть крученный шнур, косичка. А уже на основе этих традиционных, дальше там дело фантазии, как и что делать. 

Возможно ли создать экспозицию из изделий, которые будут отражать какую-то историческую эпоху/культурную веху/период жизни наших предшественников?
Создать экспозицию возможно, но это очень трудно, нужно заготовить много материала. А у меня нет уже сил.

Что необходимо для передачи традиций промысла через века? Как сейчас традиции промысла передаются новым поколениям?
Возродить нужно кружковое движение, чтобы можно было систематически передавать традицию промысла дальше, чтобы сохранить ее. А сейчас у меня нет возможности передавать традицию своего ремесла новым поколениям, современными техническими устройствами, гаджетами я не владею.

Как считаете, что нужно сделать, чтобы Ваше направление декоративно-прикладного творчества стало брендом территории?
Пропагандировать это направление.

Совпадают ли исторические места возникновения промыслов с сегодняшними, где продолжают традиции ремесел современные мастера? 
Сам народный промысел возник в Белоруссии, там это больше развито и продолжается развиваться, у нас это утрачивается.

Текст – Марина Харченко
Фото – Елена Гайдамаки