18 сентября
2022

Ушакова Елена Николаевна — мастер бисероплетения (Павловский район)

Рукодельная

Интервью с мастером бисероплетения Воронежской области, Павловского района – Ушаковой Еленой Николаевной.
Волонтёрский медиа-культурный проект «Хранители народных ремёсел земли Воронежской».

Елена Николаевна, рада вас приветствовать! Поделитесь, пожалуйста, с читателями сетевого издания «Наша История» откуда вы родом и почему стали изготавливать традиционные женские украшения сел Воронежской области?
Я коренная Павловчанка, родилась и выросла в этом городе. 8 лет жила в Ростовской области, но так и не смогла там остаться. Все это время меня тянуло на Воронежскую землю, на нашу природу, здесь дом и все такое родное. Я совсем не жалею, что вернулась в родные места. Мне нравятся села Павловского района, их история и традиции, которые мне так хочется изучить. В процессе знакомства с творческими истоками своего родного края, начинаю понимать, что все, что я знаю это такая капелька, просто крупица. 

Начала я с украшений вот почему. У нас есть автоклуб выезда хора, мы выезжаем в села, поем песни и вот в одной из таких поездок нашему руководителю Людмиле Ивановне Чувиковой подарили монисто круговой и монисто весовой села Пузево. Это было старинное украшение, я купила для него манекен, чтобы сохранить его для себя, выставок и будущего поколения. Но тут Людмила Ивановна говорит мне: «Лена, как было бы хорошо, если бы весь наш хор выступал в таких монистах не только в своей области, но и по всей России. Это была бы визитная карточка нашего хора.» 

Я много умею делать руками. До этого я много пробовала себя в рукоделии, вязала крючком и спицами. Вот попробуешь, вроде нравится и всё получается, но внутри сидело чувство «не моё!». Именно Людмила Ивановна натолкнула меня на занятие бисероплетением. Я задумалась над этой идеей. Так как я самоучка, я взяла это изделие, долго изучала, много раз перевязывала, потому что не получалось. И в какой-то момент я просто села за работу с мыслями «вот сейчас все сделаю», наверное, как и в старину наши бабушки вкладывали положительные эмоции в свою работу, и вы знаете все получилось! Я даже этому сама была удивлена, что у меня получилось и я добилась того, что хотела. 

После того, как я сделала свое первое изделие -  состоялась моя первая выставка. Тогда ее посетила Вера Викторовна Голюк (тогда еще руководитель Центра народного творчества) и говорит: «А кто это сделал?» Девочки и сказали, что это моя первая работа, и я только пробую. Она начала задавать вопросы: «А зачем вы это делаете?» А я и отвечаю: «Вы знаете, мне это так нравится! У меня еще ничего не получается, но я стараюсь.» Вот тогда она меня заметила и много лет она просто наблюдала как именно я развиваюсь в этом творчестве. Это все было в 2010 году. 

В итоге я связала 21 женщине в хоре монисто круговой, монисто весовой для выступлений. И, наверное, я очень сильно старалась и делала их с любовью, что они получились очень крепкие. Мы уже в них 10 лет выступаем и еще ни одной они не порвались. 

Этим все не закончилось. Потом мне захотелось узнать больше, в каком селе какое украшение. Моя бабушка жила в 15 км от с. Пузево. Я поехала в село Данило, у меня там были знакомые, я их расспросила по интересующей меня теме. Оказалось, что Клеповка, Гвазда села, которые находятся рядом, были местом, куда сотни лет назад переселялись люди из Рязанской области. У них была своя традиция и они её хранили, только в Клеповке добавили ещё одно украшение – лопух из лент. Они брали ткань, вырезали форму в виде полукруга, на эту ткань нашивали ленты, затем складывали их в гармошку и мочили. Потом сшивали это изделие и складывали его на русскую печку. Когда изделие высыхало, оно оставалось в форме гармошки. Я очень хочу повторить данное украшение, но пока не доходят руки. 

А какие виды изделий народного промысла вы делаете? Какова ваша техника исполнения?
Я делаю разные изделия. Когда я начала изучать села и их украшения более детально, мне попались книги Пономарева, С.Н. Толкачевой, очень часто я общаюсь с профессором Галиной Яковлевной Сысоевой, она у меня приобретает много пузовских монистов, но кроме этого она для меня является путеводителем в жизни. Также она знает очень много материала по моей работе и, если у меня что-то не получается, я не стесняюсь и всегда к ней обращаюсь. И она никогда не отказывает, всегда помогает. Если я не понимаю, из какого района родом украшение, она мне всё объясняет. Настолько у нее богатый запас знаний, она живет этим. 

Время идёт, я начинаю изучать села нашей Воронежской области, в каком селе какое было женское украшение. Оказалось, что ещё и отличались техника плетения и название женских нагрудных украшений: монисто, ожерелок, подглотник, ожерёлок, поддушник. Казалось бы, одно украшение, а называлось и плелось по-разному. 

Вообще я работаю по фотографии, на бисерном станке сейчас плету и современные гайтаны, но дело в том, что это все сейчас интересно для молодежи, но я стараюсь сохранять традиции и те украшения, которые есть в селах. Поэтому в большей степени занимаюсь восстановлением женских украшений. Еще я начала отдельно делать головные уборы. 

Сейчас очень часто ко мне приезжают из села Ершовка, я восстанавливаю их украшения, потому что со временем они пришли в негодность. Есть украшения, которым больше 100 лет, они плелись на обычной нитке, которая от времени рвется. Я их фотографирую, изучаю какой был рисунок, чтобы повторить его и сохранить самобытность изделия, потом я восстанавливаю этот рисунок.

А какие материалы вы используете в своих работах? Где приобретаете их?
Я использую бисер, специальную нитку и иголку, а также станок. В плетении использую капроновую нитку, потому что она очень прочная. Кроме того, особенностью моей работы является то, что нитку я использую двойную, потому что бисер — это стекло. И если украшения упадет неаккуратно, бисер может отколоться и разрезать нитку, но тогда украшение не повредится, потому что держит хорошо форму. 

В работе использую современные материалы, которые чаще всего покупаю в Павловске, Воронеже, Интернете. 

Очень интересно узнать в чём уникальность народного промысла? Какие особенности хранят в себе украшения сел Воронежской области и каких районах до сих пор хранятся традиции вашего ремесла?
Оказалось, что в небольшом по размерам селе Ершовка было много разных подглотников, когда они начали мне их привозить лично, я это поняла. А я говорю им: «Вы знаете, я даже не знала, что у вас более 5 разных образцов с рисунком». И так коснешься какого-нибудь села, например, Ливенка, там тоже не одно было украшение, нашла несколько вариантов и начала их восстанавливать. Очень хочется съездить в экспедицию и лично пообщаться с бабушками в этих селах. Мы ездили в Ливенку, общались с местными жителями, и эти бабушки мне рассказали, что в Ливенку они переселились из Украины, и вместе с собой принесли традиционные наряды и украшения. Например, рукава и горловину обычной рубахи вышивали большими цветами. У нас такого не было. И вот уже много лет они не забывают этот рисунок, который привезли с собой из Украины. А также хранят и сами рубахи в сундуках. Сейчас уже никто такое своими руками не вышивает, а молодое поколение, кому они могли эти знания и умения передать, уже не хочет этим заниматься.

Много ценных вещей в селах Ершовке и Пузево покупали и увозили москвичи, которые приезжали в этнографические экспедиции. А бывало и так, что бабушки так отдавали ценные для музеев экспонаты. Г.Я. Сысоева рассказывала, что, находясь в одной из экспедиций в селе Воронежской области, она зашла в дом к бабушке, которая понёвой вытирала пол и уголь у печи. Конечно Галину Ивановну это удивило, и она спросила: «Бабушка, да что же вы делаете?». А та ей ответа: «Да кому она нужна теперь». Бабушки считают, что эти вещи давно забыты и не имеют никакой ценности. Тогда Галина Сысоева попросила забрать эту поневу у бабушки, та ей просто так и отдала. Она ее отстирала, выгладила и оказалось, что это очень ценный экспонат, второго такого нет. 

Также мне очень нравится село Кочетовка. Они вяжут монисто не горизонтально, а вертикально, при этом и рисунок получается другой. Одна женщина из Панинского района попросила научить ее через интернет. Я и выслала ей свой мастер-класс, но она захотела по-другому. Попробовала конечно же, но рисунок получился абсолютно другой, не похожий на пузевский.  Я ее обучила правильной технике и теперь она тоже этим занимается.

Вы сказали, что восстанавливаете много украшений по фотографии. А кто к вам обращается, расскажите, пожалуйста, интересные истории из своего опыта.

Бывает, что мне по интернету присылают фото из Рязанской области с просьбой восстановить их украшения, и я берусь за это дело. Буквально недавно из Москвы меня попросили сделать подзатылень (Брянская и Рязанская область). У нас такого в Воронежской области нет, а у них есть. 

Сейчас у меня большой заказ украшений для хора из Лисок. Вот я сейчас им плету и днем, и ночью.

Недавно ездили в Воробьевский район на фестиваль «Русь песенная. Русь мастеровая» и подошли с Пчелиновки женщины и говорят: «Мы хотим у вас украшение заказать». Они тогда посмотрели мои работы и говорят: «А у вас такого нет, какое мы носим». Я тут же стала уточнять, какое украшение оно носят. Оказалось, что они переселенцы из Московской области, и у них совсем другие украшения. Они мне прислали фотографии, чтобы я сделала им для хора их традиционные монисто. В проекте к ним поездка, чтобы все это увидеть и потрогать своими руками. 

Много украшений нагрудных заказывают ансамбли, коллективы. Есть прекрасная женщина, Наталья Околелых, которая занимается восстановлением костюмов разных сел, а также этнографией. Она нашла меня по интернету и часто просит делать украшения в нужном стиле к ее нарядам. Мы с ней за это время уже подружились. 

Обучаете ли вы своему ремеслу детей и взрослых? Если да, в чём заключается программа обучения?
Мои дети – два сына этим не интересуются. Для них папа и мама – работники культуры, люди особого мира. Рукоделие - это мое хобби. Я это детям не преподаю, но иногда на фестивалях я занимаюсь с детьми, провожу мастер-классы и вижу, как им интересно народное творчество, ведь в обычной школе такого нет. Много делаем кукол, неразлучников, мотанок.

Так я работник культуры, являюсь солисткой в 4 хорах, руковожу хором ветеранов, у меня дети, семья, дом. 

Прекрасно помню, как со мной в детстве сидела прабабушка, она из кукурузы мне куклу плела, мы собирали лоскутки, и я это помню, что для меня это было интересно. Я ходила в школу и эту куклу носила с собой в портфеле, она для меня была как талисман. Сейчас хоть и нет времени заниматься с ребятами, но я с большим удовольствием преподаю детям мастер-классы, если меня об этом просят. Хоть я на этом не специализируюсь, но заниматься этим нравится. И я вижу, как им мало сейчас этого дают. 

Елена Николаевна, расскажите, пожалуйста, участвуете ли вы в фестивалях и конкурсах? Знают ли вас ха пределами нашей области.

На фестивалях и конкурсах я всегда в тройке победителей. Последний раз в Курске 2 место заняла. И я всегда стараюсь рассказывать об изделии. Часто спрашивают, а с какого это района, а с какого это села, люди интересуются традициями Воронежской области, а мне и рассказывать им приятно, делится тем, что знаю. 

Начала я свою деятельность с бисера, но этим не ограничилось. Знаете, когда приедешь на фестиваль, тебе задают очень много вопросов: «А можно померить? А можно поносить?». И я, конечно же, даю детям примерить украшение, не только увидеть на фотографии или книжке как оно выглядит, а дать возможность, его потрогать и полюбоваться как это красиво смотрится, как раньше это носили. 

На фестивалях не каждому можно объяснить, как украшение носилось, поэтому я стала делать кукол. Я сама их шью и на кукле пытаюсь передать наряд и украшения каждого села. И вот когда дети проходят, часто спрашивают, а что это, а я им и объясняю. У меня куклы в костюмах сел Пузево, Русской Буйловки. Показываю детям куклу и рассказываю какие были поневы, какая была покромка под пояс, какая рубаха у них расшитая. Это очень удобно и доступно, потому что не каждый раз можно взять у кого-то костюм. И так начала делать кукол в традиционных костюмах Павловского и Бутурлиновского района. Мне было очень интересно какой в Пузево был головной убор, а он у них там очень интересный, состоит из 5 частей и называется кичка с обвязкой. А в других селах нет такого. Потом в Ерышовке тоже, у них не просто платок, а была обвязка, платок и сверху цветы надевали. Поэтому я и начала делать кукол, чтобы люди видели полный образ и видели разницу. А каждое село ведь хранит свои традиции и хочет это показать.

И я начала делать потихоньку. Вот сделаешь немного, поедешь на фестиваль и у тебя обязательно купят. Так приятно, что мои изделия нравятся людям. 

Что нужно сделать, чтобы ваше направление декоративно-прикладного творчества стало брендом территории?
Мне в этом помогают конкурсы, выставки и фестивали, а также то, что наш заслуженный хор имени Марии Мордасовой выступает по всей России. На мне сейчас стилизованный фольклорный костюм нашего коллектива. Нам их шили давно в Волгограде по личному заказу, это смешанный по стилю костюм Воронежской области (традиционный). И вы знаете, мы были с хором в Курсе, Липецке, Тамбове очень приятно, когда приезжаешь и сразу говорят: «О, это Воронеж». Наши костюмы яркие, красивые и запоминающиеся.

А что касается личного продвижения, я не то, чтобы себя продвигаю, просто меня часто замечают в Воронеже, именно мое направление, потому что мало людей, которые делают тоже, что и я. Пытаюсь сохранить творческое направление, традиции и передать их молодому поколению.

Текст – Анжелика Голева
Фото – Владислав Ходаковский