15 октября
2022

Сердюков Владимир Викторович — мастер художественной резьбы по дереву (Бутурлиновский район)

Рукодельная

Интервью с мастером художественной резьбы по дереву Воронежской области, Бутурлиновского района – Сердюковым Владимиром Викторовичем.

Волонтёрский медиа-культурный проект «Хранители народных ремёсел земли Воронежской».

- Владимир Викторович, а как вы выбрали именно резьбу по дереву? Почему именно она пришла в Вашу жизнь?
- 30 лет назад появился наш Дом ремесел. До этого была художественная мастерская, где для советской власти делали транспаранты, лозунги, призывы и прочую наглядную агитацию. Потом советская власть закончилась, а поскольку мы работали от выработки, то остались без зарплаты. Надо было думать, что делать дальше, а тут как раз подоспел указ о создании культурных центров при городской администрации. Сначала делали мебель, а затем постепенно получилось то, что имеем сейчас. Сначала работали сами, потом ещё стали проводить и занятия с детьми. Однако, в своё, полуаварийное, здание мы не могли приглашать детей, поэтому ходили в школы и занимались там. Это было неудобно, т.к. всё приходилось носить с собой. А в прошлом году появилось новое помещение – удобно и детям есть где заниматься. Ещё мы тут планируем сделать исторический уголок русской избы – с элементами украшения и домашней утварью: наличники, прялки, колыбель... Подобное мы делали для выставки к юбилею Воронежа.

- Какие у вас в резьбе по дереву основные виды изделий и техники их исполнения?
- Существует много видов резьбы, а мы используем два: контурная резьба и плоско-выемчатая (она же – геометрическая, т.к. в основе всего там лежит треугольник). Начинаем с выполнения простых фигур, потом переходим к более сложным элементам. А что касается изделий, то начинаем с разделочных досок. После первой доски ребенок начинает уже сам составлять геометрическую композицию. У нас двухлетний план обучения, и в конце уже получаются шкатулки с резьбой. А после двух лет мы с ним не прощаемся, а переходим на индивидуальные занятия. Начинать можно с любого возраста – но обычно с 10 лет. Тут важен не возраст, а физическая сила, которая необходима для резьбы. Месяц назад приходил ребенок – очень хотел научиться, а силы для вырезания у него не было…
Дерево дает много возможностей для творчества. Сам я занимаюсь мозаикой по дереву, из различных пород. Вот, например, енот из ясеня, осины, груши и красного дерева.

- А в чем уникальность вашего народного промысла? Или же резьба по дереву есть во всех регионах?
- Резьба как вид творчества есть везде. Но при этом в разных местах у неё свои особенности.

- Где вы берете материалы для изделий? Местные, из Воронежской области, или же ещё откуда?
- У нас есть лесной массив Шипова дубрава, оттуда и берем. А поскольку работаем с детьми, то материал делится на три категории сложности. Самый легкий – липа и осина. Осина более сухая и чаще скалывается, а липа мягкая и вязкая и поэтому хорошо режется. Второй по сложности материал – береза. Она используется в более сложных композициях, так как её твердость позволяет выполнять более мелкий рисунок. Самые твердые из того, что есть у нас – клен, ясень, дуб. 

- Приходится специально срубать деревья для материала, или же берете из уже срубленных?
- Липа попадает под санитарную вырубку, поскольку основная порода нашего леса – это дуб. А нам много, кубометрами, не надо – одного дерева хватает надолго.

- После этого требуется дополнительная обработка материала – высушивать или вымачивать?
- Да, надо просушивать. Мы приобретаем уже готовые доски, а если нет возможности сушить на улице, то сушим в помещении. При сушке торец доски покрывается краской или побелкой, чтобы не растрескивалась.

- Вся резьба делается вот таким ручным резцом, без инструментов с электроприводом?
- Вся геометрическая резьба делается резцом. Для других видов резьбы нужны другие инструменты – полукруглые стамески и прочее.

- Изделия вашего промысла несут какой-либо символический смысл?
- Это сохранение народных традиций.

- А когда начались все перемены в 1992 году, то у кого вы в свою очередь перенимали?
- Я закончил наше художественно-графическое училище, потом – Курский пединститут. У нас был предмет «художественная обработка материала», так что навыки уже были.

- А схемы узоров вы откуда берете?
- Обычно говорят, что рисунок у мастера появляется во время работы – но это уже высший пилотаж. А так обычно, особенно при работе с детьми берем уже готовые образцы – например, со старых прялок, и комбинируем всё это в новые композиции.

- Что необходимо для освоения ремесла сейчас?
- Главное – желание. А подобрать нож и дерево это уже не проблема.

- А для такого ножа нужна какая-нибудь особая сталь или особая заточка?
- Лучшими резцами считаются выполненные из ножовки по металлу, особенно из ножовки для распиливания рельсов. Неплохие резцы получаются и из фрезы по металлу. Сначала резец затачивается, потом правится на коже или замше с пастой ГОИ. Чем лучше будет заточен резец – тем легче работать.

- Как в вашем ремесле сочетаются приёмы мастеров старины с современными идеями и технологиями?
- Общие идеи для резьбы остались прежними. Только резцы стали более современными.

- Произведения Вас и ваших учеников известны только в ваших краях или ещё и за пределами области, а то и страны?
- Трудно проследить, куда именно уходят наши работы. Точно знаем, что некоторые попали в Италию! В этом году у нас проходил чемпионат России по лыжероллерам, были участники со всей страны и брали себе сувениры.

- Есть ещё поселения в Воронежской области, которые хранят секреты этого ремесла?
- Такого промысла, как в Богородске с его игрушками, у нас в области нет. В основном, только обучение. Но со временем наверняка появится ещё что-то более масштабное!

- Да. Надеюсь, все будет хорошо, и вы и ваши ученики будут радовать всех новыми работами!

Текст - Евгений Киселёв
Фото – Мария Миронова