22 октября
2022

Рыченкова Татьяна Ивановна — мастер изготовления сувенирной куклы (Лискинский район)

Рукодельная

Интервью с мастером изготовления сувенирной куклы Воронежской области, Лискинского района – Рыченковой Татьяной Ивановной.

Волонтёрский медиа-культурный проект «Хранители народных ремёсел земли Воронежской».

Добрый день! Татьяна Ивановна, как вы пришли к тому, чтобы стать мастерицей?
Я почти всю свою сознательную жизнь проработала в промышленности: и конструктором, и художником-модельером, и зам.директора. Но промышленность потихоньку угасала, и я в 50 лет оказалась за бортом промышленного мира. Когда пришла устраиваться в художественную школу,  директор дала поручение сделать символ г. Лиски - лисичку. Долго думала из чего ее сделать и как. В итоге получилась лисичка в зеленом сарафане и душегрейке. Это и была моя первая работа. А потом я сделала две большие авторские куклы, одна осталась в музее, а вторая в детской библиотеке. Училась я очень много, спасибо отделу культуры Лискинского района, который посылал на различные курсы. У меня была большая жажда узнать, у них была возможность мне это дать. Я преподаю и взрослым, и детям. Мы занимаемся всем, а каждый выбирает что-то свое.

Расскажите, к какому виду народного промысла относятся ваши работы? Какие техники вы используете?
Так как я преподаватель художественной школы, у меня очень много жанров: роспись мезенская, городецкая, роспись матрешек, валяние шерсти. Сейчас я представляю такое направление как Народная кукла. Выставочные образцы отличаются от традиционных. Традиционная кукла обычно помещается в руку, а выставочные больше и одного роста, чтобы виден был народный костюм со всеми деталями. В народной кукле есть все, что повторяет народный костюм: и сорочка, и вышивка, и платок, и кушак и тд.

В чем уникальность данного народного промысла?
Мне кажется, что если так долго этот промысел остается в народе и передается, то это как надежда. Когда пропадает все и не знаешь, что делать, то это как возврат к истокам. Каждая кукла изготавливается под человека. Например, для изготовления кубышки-травницы заготавливаются с мая по сентябрь травы. В каждую куклу я вкладываю свою любовь, чтобы она принесла кому-то удачу, здоровье. То есть эти куклы как обереги используются. А женщины могут использовать для обретения женского счастья куколки-манилки, которые придают ей уверенность.

Какие основные материалы вы используете для изготовления кукол? Где их берете?
Ни одна кукла не делается без льняного кружева, натуральных тканей. Я заметила, что в этом году очень много полей засеяны льном! Поэтому надеюсь, что в Воронежской области будут производиться льняные ткани, кружева, которые и я смогу использовать в изготовлении кукол.

Существует какой-либо символический смысл?
Каждая работа этого промысла несет в себе добро, посыл на духовность, близость с детьми, прославление урожая, оберег дома. Закладываются самые лучшие человеческие качества и с куклой передаются людям. Все славянские куклы без лица, у них нет глаз, но образы все равно разные, разный посыл у кукол.

Кстати, а почему у славянских кукол нет лиц?
Отвечу стихами:
У современных кукол есть глаза
Им красят губы и заплетают косы
Обрядовая кукла-без лица
Не задает ненужные вопросы
Не просит есть, не плачет по ночам
И тихо в нас она читает души
И показав где в нас сокрыта Навь
Ведет туда, где в мир приходят росы
И мир вокруг, узрев наш путь к себе,
Нам открывает все свои тропинки,
И показав все грани бытия.
Обрядовая кукла-в детской зыбке.

То есть, рисуя лицо, ты уже привносишь характер. Куклу в колыбельку делали не только без лица, но самое важное - из уже ношенной мужской одежды. И эта кукла была с девочкой с самого детства, она с ней уходила в замужество. Считалось, что такая куколка исполняет желания.

Что необходимо, чтобы освоить ремесло сейчас?
Мое мнение -  это массовое создание декоративно-прикладных отделений, чтобы каждый смог выбрать свое направление. Если это будет даваться, то кто-то это обязательно возьмет. И конечно должны быть люди, которые глубоко погружены в свое дело, по-хорошему «болеют» им.

Сочетаются ли в ваших работах традиционные приемы давних мастеров и современные технологии?
Конечно сочетаются! Раньше обереговая кукла делалась из ношеной ткани, из того что было. Сейчас конечно используются новые ткани, подбираются цвета, узоры. Какие-то ткани делаются специально на заказ. Кукла еще и визуально должна гармонично выглядеть, притягивать взгляд.

Ваши работы знают за пределами Воронежской области? Посещаете фестивали, выставки?
Езжу очень много, в т.ч. за пределы Воронежской области. Последний фестиваль, который посетила – в с. Подгорное. Там были участники в том числе из Сахалина.

Знаете ли вы поселения в Воронежской области, где хранятся традиции ремесла?
Мне казалось, что утеряны и костюмы, и знания, ведь люди не одеваются в народную одежду. Но пару лет назад в с. Машкино Воронежской области женщина в народном костюме доила корову.

Как изучается народный промысел?
От начала и до конца. И про сам костюм, его история, предназначение.  Например, раньше носили лунницы, чтобы не сглазили. Я считаю, что это должно быть в школах, хоть что-то про нашу культуру. Хочется, чтобы дети знали наши традиции, были добрее.

Как сейчас традиции декоративно-прикладного творчества передаются новым поколениям?
Сейчас многое возрождается, это очень радует. Но необходимо, чтобы были программы, чтобы можно было открыто рассказывать про славянскую культуру. Очень хотелось бы, чтобы эти знания давали и в школах, и в дополнительных образовательных учреждениях.

В чем еще важность народного промысла – Народная кукла?
Через детали костюма можно полностью передать историческую эпоху, привязку к области и даже поселениям.

Текст - Анастасия Иванова
Фото - Елена Балашова